Разработка урока по русскому языку

  • docx
  • 13.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 8.docx

Тема: Глагол

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Глагол».

Задачи:

обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;

развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении

учебных проблемных ситуаций;

воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к

предмету.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: обобщающий урок русского языка в 6 классе

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная

Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности

урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-

коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему

урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность

проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология

дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает

возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний

Я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их

совершает.

1. Шипит, ползает, извивается.

2. Хрюкает, чавкает, пачкается.

3. Блеет, бодается, даёт молоко.

4. Мяукает, мурлычет, ловит мышей.

5. Сторожит, лает, кусается.

6. Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся.

7. как думаете, что это за существо? Конечно же, такого нет в природе, и мы с вами не будем

стремиться быть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших

животных? Глагол!

Глагол. Давайте попробуем сформулировать цели, которые мы должны достигнуть

на сегодняшнем уроке.

- обобщить знания о глаголе;

- привести знания, умения и навыки в систему.

Сделаем вывод:

Без глагола бы, друзья,

Скучной жизнь наша была!

Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать

Не смогли б ни ты, ни я

Грустен стал и одинок день без действия, дружок!

Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Проверка знаний и умений по теме.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что

делать? что сделать?

2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на

вопросы: что сделать? Несовершенного – что делать.

3. Переходность глагола определяется сочетанием глагола с формой винительного падежа

существительного. Если такое сочетание невозможно, глагол непереходный.

4. Возвратность глагола определяется наличием суффикса -ся. Если суффикса –ся нет, значит,

глагол невозвратный.

5. Спряжение глагола зависит от гласной в личных окончаниях. Гласная Е пишется в окончаниях 1

спряжения, а гласная И – в окончаниях 2 спряжения.

( учащимся прямо на слайдах представлены слова, где нужно определить все эти характеристики).

Объяснительный диктант. (Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора

орфограммы в окончании глагола (глаголы в 1 л. мн.ч.).

Пиш…м, дума…м, смотр…м, се…м, вер…м, отвеча…м, рису…м, задерж…м, пол…м, доверя…м.

Игра-физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите частицу НЕ.

Завести велели мне новые привычки –

Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!

Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,

На уроках больше НЕ говорить с соседом.

Я согласен даже НЕ рисовать на карте,

Я согласен даже НЕ танцевать на парте.

Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,

Даже если я и НЕ выучу уроков!

4.Тренировочные упражнения.

Вставьте пропущенные буквы (чередование букв е-и).

Бл…стеть, бл…стать, выж…гание, наст…лать, расст…лить, зам..рать, отт…рать.

Вставьте, где нужно Ь.

Боит…ся волков, вернет…ся домой, хлеб не уродит…ся, мастерством гордят…ся, книга

пригодит…ся, хвалят…ся успехом, воды напит…ся.

Игра « Ромашка». На доске цветок ромашки, под каждым лепестком скрыто задание. Дети по

желанию выходят к доске и работают по заданиям.

1 лепесток – Запишите предложение, расставьте необходимые знаки препинания,

прокомментируйте их постановку, составьте схему. Выполните морфологический разбор глагола.

Ты ____________позвонишь мне друг сегодня спросил Митя

2 лепесток - Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. ч. от глаголов: положить,

класть, бриться, ехать, лечь.

3 лепесток - Образуйте формы прошедшего времени муж.и жен. рода от следующих

инфинитивов, объясните их произношение: убежать, начать, класть, послать,принять,

продать.

4 лепесток – Выполните морфологический разбор глагола из предложения:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя…

5 лепесток - Выполните морфологический разбор глагола из предложения:

Берегите самых родных и близких людей!

6 лепесток – Запишите слова, объясняя правила написания. Найдите лишнее слово,

аргументируйте свой ответ:

пишеш…, отвечаеш…, улыбаеш…ся, реж…те, (не)плач…, намаж…те, позвониш…,

пряч…ся, печалиш..ся, детский плач…

7 лепесток – Выполните морфемный разбор глаголов: записала, упирался, соберет, угонишь,

пролетите, сломаешь.

8 лепесток – Подчеркните грамматические основы, составьте схему прдложения, охарактеризуйте

его.

Бобка мой озорной щенок и я его очень люблю.

5.Постановка Д/з

Дифференцированный д/з.

6. Рефлексия