Предмет |
Русский язык 2020-2021 уч.г |
Класс |
4 «Б» |
Учитель |
Шубина Н. А |
Дата |
17.09.2020 г. |
Тема |
Что такое словосочетание? |
Тип урока |
Освоение нового материала |
Педагогические задачи |
Создать условия для ознакомления с понятием «словосочетание»; совершенствовать умения находить в предложении словосочетания, различать словосочетание и простое предложение; способствовать развитию речи учащихся за счет овладения орфоэпическими нормами литературного языка, развитию мышления учащихся за счет выполнения логических операций анализа, классификации, преобразования; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, языковой культуры учащихся, бережного отношения к русскому слову |
Планируемые предметные |
Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении |
Метапредметные УУД |
Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные |
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, экран, проектор, ноутбук, электронное приложение |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание
деятельности учащегося |
Формируемые
способы учащегося |
I. Орг. Момент. |
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. |
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы |
|
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие составили распространенные и нераспространенные предложения, прочитайте. - Какое из них наиболее полно передает мысль? - Какую роль выполняет каждый из второстепенных членов в распространенном предложении? - О каких второстепенных членах вы узнали на прошлом уроке?
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
|
Выделять существенную информацию |
Минутка чистописания. |
Проводит минутку чистописания. – Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять. Эта буква может обозначать звонкий твердый согласный звук и звонкий мягкий согласный звук. Она есть в словах «носорог», «баня». |
Выполняют чистописание. В предложении подчеркивают главные члены. Нн Нн Нн Нн Неторопливая река отражает ясное небо. |
|
Работа над словами с непроверяемым написанием |
Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) – Прочитайте по слогам словарное слово «горизонт». Какие орфограммы надо запомнить?
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «горизонт». |
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют с ним предложения. Составляют ребус к слову «горизонт» |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Из предложения «Неторопливая река отражает ясное небо» я выписала некоторые пары слов. Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное. – Во всех ли парах слова связаны по смыслу и грамматически? – Прочитайте только те пары, где слова связаны таким образом. – Как называются такие пары слов? (Словосочетания.) – Именно о них мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока. Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи? |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– На уроке мы должны определить, что такое словосочетание; научиться выделять словосочетания в предложениях |
Принимать и сохранять учебную цель |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом |
– Чем в этом предложении являются данные слова?
– Главные члены предложения, как король и королева, никому не подчиняются, они равноправны. Подлежащее + сказуемое = основа предложения. – Выражает ли словосочетание законченную мысль? – Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? – Может ли словосочетание входить в состав предложения? |
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Это не словосочетание. – Подлежащим и сказуемым, главными членами предложения. Делают вывод. Словосочетаниями не являются: – грамматическая основа предложения; – однородные члены предложения; – сочетание «служебная часть речи + существительное»; – фразеологизм; – повторы слов. – Словосочетание не выражает законченную мысль. – Словосочетание не произносится с определенной интонацией. – Словосочетание входит в состав предложения |
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
|
|
|
|
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 28).
Работа по учебнику (упражне- ние 29) |
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Спишите. Подчеркните главные члены. Выпишите из первых двух предложений словосочетания. – Вспомните: в словосочетании есть главное слово и зависимое. От главного слова ставится вопрос к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного. – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. – Выпишите словосочетания |
Выполняют дидактические упражнения, отвечают Выписывают словосочетания из предложения. В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки. хлопочут (как?) без устали хлопочут (где?) в лесу в лесу (каком?) еловом белки (какие?) проворные Выписывают словосочетания из предложений.
|
Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.
Осуществлять контроль по результату |
VI. Дальнейшая работа |
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. |
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. |
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Работа по учебнику (упражне- ние 30).
|
– Прочитайте словосочетания. Составьте из них предложение и запишите его. – Подчеркните в предложении грамматическую основу. |
Записывают предложение. Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны. |
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие открытия вы для себя сделали? |
Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. |
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
– Чем словосочетание отличается от предложения?
– Реализовали ли поставленные цели? – С каким настроением уходите с урока? |
– Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения. |
|
|
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Заполняют анкету по самооценке: • На уроке я работал активно/пассивно. • Своей работой на уроке я доволен/недоволен. • Урок мне показался коротким/длинным. • За урок я не устал/устал. • Материал урока мне был понятен/непонятен, полезен/ бесполезен, интересен/скучен |
|
Домашнее задание |
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 31 в учебнике |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
неторопливая река
отражает небо
ясное небо
неторопливая небо
река ясное
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.