Разработка урока по русскому языку "Что такое словосочетание?" (4 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока по русскому языку "Что такое словосочетание?" (4 класс)

Оценка 4.8
docx
22.10.2020
Разработка урока по русскому языку "Что такое словосочетание?" (4 класс)
Что такое словосочетание.docx

Предмет

Русский язык 2020-2021 уч.г

Класс

4 «Б»

Учитель

Шубина Н. А

Дата

17.09.2020 г.

Тема

Что такое словосочетание?

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «словосочетание»; совершенствовать умения находить в предложении словосочетания, различать словосочетание и простое предложение; способствовать развитию речи учащихся за счет овладения орфоэпическими нормами литературного языка, развитию мышления учащихся за счет выполнения логических операций анализа, классификации, преобразования; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, языковой культуры учащихся, бережного отношения к русскому слову

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении

Метапредметные УУД

Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, экран, проектор, ноутбук, электронное приложение


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Орг. Момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. 

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы

 

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Какие составили распространенные и нераспространенные предложения, прочитайте.

- Какое из них наиболее полно передает мысль?

- Какую роль выполняет каждый из второстепенных членов в распространенном предложении?

- О каких второстепенных членах вы узнали на прошлом уроке?

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

 

 

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять. Эта буква может обозначать звонкий твердый согласный звук и звонкий мягкий согласный звук. Она есть в словах «носорог», «баня».

Выполняют чистописание. В предложении подчеркивают главные члены.

Нн  Нн  Нн  Нн

Неторопливая река отражает ясное небо.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Виден край, да не дойдешь.

(Горизонт.)

– Прочитайте по слогам словарное слово «горизонт». Какие орфограммы надо запомнить?

 

 

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «горизонт».

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

 

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют с ним предложения. Составляют ребус к слову «горизонт»

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Из предложения «Неторопливая река отражает ясное небо» я выписала некоторые пары слов.

Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное.

– Во всех ли парах слова связаны по смыслу и грамматически?

– Прочитайте только те пары, где слова связаны таким образом.

– Как называются такие пары слов? (Словосочетания.)

– Именно о них мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока. Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– На уроке мы должны определить, что такое словосочетание; научиться выделять словосочетания в предложениях

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом

– Чем в этом предложении являются данные слова?

 

– Главные члены предложения, как король и королева, никому не подчиняются, они равноправны.

Подлежащее + сказуемое = основа предложения.

– Выражает ли словосочетание законченную мысль?

– Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией?

– Может ли словосочетание входить в состав предложения?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Это не словосочетание.

– Подлежащим и сказуемым, главными членами предложения.

Делают вывод.

Словосочетаниями не являются:

– грамматическая основа предложения;

– однородные члены предложения;

– сочетание «служебная часть речи + существительное»;

– фразеологизм;

– повторы слов.

– Словосочетание не выражает законченную мысль.

– Словосочетание не произносится с определенной интонацией.

– Словосочетание входит в состав предложения

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

 

 

 

 

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 28).

 

 

 

 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 29)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Спишите. Подчеркните главные члены. Выпишите из первых двух предложений словосочетания.

– Вспомните: в словосочетании есть главное слово и зависимое. От главного слова ставится вопрос к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного.

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

– Выпишите словосочетания

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выписывают словосочетания из предложения.

В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки.

хлопочут (как?) без устали

хлопочут (где?) в лесу

в лесу (каком?) еловом

белки (какие?) проворные

Выписывают словосочетания из предложений.

 

Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

 

Осуществлять контроль

по результату

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Согласовывать усилия

по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника

высказывания.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 30).

 

 

– Прочитайте словосочетания. Составьте из них предложение и запишите его.

– Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Записывают предложение.

Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие открытия вы для себя сделали?

Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

– Чем словосочетание отличается от предложения?

 

 

– Реализовали ли поставленные цели?

– С каким настроением уходите с урока?

– Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения.

 

 

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Заполняют анкету по самооценке:

•  На уроке я работал активно/пассивно.

•  Своей работой на уроке я доволен/недоволен.

•  Урок мне показался коротким/длинным.

•  За урок я не устал/устал.

•  Материал урока мне был понятен/непонятен, полезен/ бесполезен, интересен/скучен

 

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 31 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

 

 

 

 

неторопливая река

отражает небо

ясное небо

 неторопливая небо

 река ясное


 

Предмет Русский язык 2020-2021 уч

Предмет Русский язык 2020-2021 уч

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания

Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания

Чем в этом предложении являются данные слова? –

Чем в этом предложении являются данные слова? –

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Чем словосочетание отличается от предложения? –

Чем словосочетание отличается от предложения? –

неторопливая река отражает небо ясное небо неторопливая небо река ясное

неторопливая река отражает небо ясное небо неторопливая небо река ясное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020