Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Неологизмы"
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Неологизмы"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл
13.08.2020
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Неологизмы"
АННОТАЦИЯ Данный урок даёт возможность не только повторить и закрепить тему «Неологизмы», но и провести подготовительную работу к выполнению сочинения-описания, сделать это доступно, легко и интересно. Русский язык – это не только правила, это ключ к пониманию окружающего мира, основанный на чьём-то опыте, выраженном словами. Данная разработка является демонстрацией этого.
неологизмы.docx

 

 НЕОЛОГИЗМЫ

6 КЛАСС

АННОТАЦИЯ

Данный урок даёт возможность не только повторить и закрепить тему «Неологизмы», но и провести подготовительную работу к выполнению  сочинения-описания, сделать это доступно, легко  и интересно. Русский язык – это не только правила, это ключ  к пониманию окружающего мира, основанный на чьём-то опыте, выраженном словами. Данная разработка является демонстрацией этого.

Ключевые слова: неологизмы, группа, анкета,  сочинение.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе понятие «неологизм» приобретает формы статуса, является скоротечным и нестабильным. Дети должны понимать, что мир вокруг нас состоит из множества  маленьких незаметных «песчинок», которые имеют свойство влиять друг на друга, создавая что-то новое, причём процессы трансформации зависят и от нас самих. Так возникают объекты живой и неживой природы, так же возникают и слова.

Умение анализировать, выбирать главное, систематизировать и создавать совершенно новый продукт – важнейшие навыки, необходимые современному человеку. Эти задачи и являются основными при планировании и проведении  данного урока.

 

Цель: повторить и закрепить тему «Неологизмы»; подготовить учащихся к выполнению подготовительной работы к написанию сочинения-описания; обучать логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения; познакомить с понятием «анкета», совершенствовать умения и навыки в выведении определений, создании неологизмов; познакомить на практике с понятием «научно-популярная статья»; пополнять знания учащихся сведениями о словарях,  животных; повторить, что такое «этимология»; познакомить с персоналией Ожегова С.И.

Развивать навыки устной и письменной речи, аудиальные; навыки индивидуальной и коллективной работы; навыки работы со словарём, текстом; умение выделять главное, анализировать.

         Воспитывать толерантность, любовь к природе.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки с заданиями, анкеты, изображения животных, карточки с описаниями животных, презентация, Толковый словарь Ожегова.

Приёмы и методы: словарная работа, словарный диктант, работа в группах, презентация полученного результата; коллективная работа, метод «Микрофон».

Межпредметные связи: биология, математика, география.

 

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Актуализация опорных знаний и умений

         Как вы думаете, появляются ли в мире новые животные? Каким образом? Откуда берётся название, которое они получают?

          Слайд 1

III.Мотивация учебной деятельности учащихся

 

         Дать ответы на вопросы:

1.     Что объединяет человека-паука, черепашек-ниндзя и крококота? (Слайды 2, 3)

        Слайд 2      Слайд 3

 

2.     Каким способом словообразования образованы названия мутантов? Как вы думаете, почему?

3.     А что вы можете сказать о слове «крококот»?

 

Примерный ответ:

1.     Мутанты — живые организмы подвергшиеся преобразованию генотипа под влиянием внешней или внутренней среды. В данном случае, это человек-паук и черепашки-ниндзя.

Химерами называются животные или растения, разные клетки которых содержат генетически разнородный материал, в отличие от обычных организмов, у которых каждая клетка содержит один и тот же набор генов. В данном случае, это крококот.

Объединяет то, что это новые виды, возникшие под влиянием кого- или чего-либо.

2.     Способ словообразования: сложение.

3.     «Крококот» - неологизм, образован путём сложения.

IV.Активизация учебной деятельности учащихся

        Слайд 4

Слово учителя. Сегодня мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем работать над созданием  названий для новых животных. Но сначала мы повторим, что такое «неологизм». Как вы думаете, почему?

 

Ответ: Названия мутантов и химер – это неологизмы, поэтому мы, создавая новые названия, тоже будем работать с неологизмами.

 

Словарная работа. Работа с термином «неологизм».

 

1.     Один учащийся работает со словарём Ожегова С.И. онлайн, ищет определение термина и выписывает в  тетрадь.

2.     Oстальные учащиеся пытаются вывести определение термина «неологизм» коллективно на основе собственных представлений о данной группе слов.

3.     Сравнение полученного результата с эталонным ответом (словарной статьёй). (Слайд 5)

        Слайд 5

4.     Слово учителя. Учитель параллельно знакомить учащихся с персоналией известного лингвиста Ожегова С. И.

 

Для справок.

Толковый словарь Ожегова С.И.

НЕОЛОГИЗМ

НЕОЛОГИЗМ, -а, м. В языкознании: новое  слово или выражение, а также новое значение старого слова. 

ОЖЕГОВ Сергей Иванович (1900-64) - российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук. 

Словарь русского языка С. И. Ожегова - самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революции на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь - нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного русского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлого века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.

С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза - 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов), а также по содержанию. С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов.

Работа в малых группах. Творческая работа. Учащиеся получают карточки с названиями животных, путём скрещивания которых может появиться новый вид. Попробовать придумать ему своё название. По возможности учащиеся создают максимальное количество названий, выбирая в итоге из них  лучшее. (Слайды 6, 7)

 


1.     Жираф и колибри.

2.     Крокодил и бабочка.

3.     Кенгуру и скорпион.

4.     Таракан и собака.

5.     Паук и медведь.

6.     Слон и мышь.

7.     Муха и воробей.

8.     Утка и дельфин.

9.     Заяц и лисица.

10. Ласточка и стрекоза.

11. Лось и курица.

12. Волк и заяц.


    Слайд 6        Слайд 7

Словарный самодиктант. Представление результатов своей работы в форме словарного диктанта. Учащиеся зачитывают все созданные неологизмы, но на доске записывают только один, который, по их мнению, лучший. Коллективное обсуждение получившихся результатов.

 

Подготовка к работе в группах. Выбор двух-четырёх (по количеству создаваемых групп) наиболее удачных слов.

 

Работа в группах. Класс объединяется в группы, каждая из которых получает своё название нового животного. Участники группы должны:

 

1)     коллективно заполнить анкету на этого животного;

2)    Создать коллаж, соответствующий образу получившегося животного.

 

Правила для  работы в группах (определяются коллективно) (Слайды 8, 9):

 

1.     Все учащиеся группы имеют равные права и обязанности.

2.     В создании продукта должны участвовать все члены группы.

3.     При составлении анкеты животного и коллажа используются только реальные особенности животных, участвовавших в скрещивании.

4.     Допускается наличие только одной отличительной особенности, не свойственной животным, с которыми работает группа.

5.     Если в тексте нет необходимой информации, её нужно придумать.

        Слайд 8

 

Анкета животного

Название

 

 

Ареал обитания

 

 

Среда обитания

 

 

Размер

 

 

Отличительные особенности

 

Предпочтения в пище

 

Особенности существования

 

Польза

 

 

Замечания (что нужно корректировать)

 

 

          Слайд 9

Представление полученного продукта. Задание на самоорганизацию внутри группы. Кто-то из учащихся  представляет заполненную анкету, кто-то должен представить коллаж.

Важно: информация в анкете и коллаже не должна отличаться.

 

Коллективная работа. Создание коллективного продукта на доске путём сведения информации каждой группы в одну. Названия двух придуманных животных сводятся к одному (как в энциклопедической статье: напр. чешуйчатогрудый колибри), сведения о животном, входящие в анкету, также. Текст должен иметь вид научно-популярной статьи. Анкета служит простым планом к тексту.

 

Цель: обучать учащихся обобщать имеющуюся информацию с предельно точным её отображением (имитация научной статьи).

 

Сравнительная характеристика полученного продукта с эталонным ответом (энциклопедической статьёй) в форме устного ответа 1-2 учащихся.

 

Колибри — группа весьма необычных птиц, включающая 330 видов. Их выделяют в отдельный отряд Колибриобразных. Систематически к колибри близки стрижи, с которыми их раньше объединяли в один отряд. Но эти птицы настолько своеобразны, что мало похожи даже на своих родственников.

Колибри знамениты своими чрезвычайно маленькими размерами: длина большинства видов укладывается в пару сантиметров, вес 2-4 г, даже самый крупный вид — гигантский колибри — имеет длину 20 см, из которых половину составляет хвост. Это самые крошечные птицы и одни из самых мелких позвоночных животных вообще. Пропорции тела у колибри напоминают воробьиных птиц: среднего размера голова, короткая шея, довольно длинные крылья. А вот лапки у них короткие и очень слабые. Интересно, что колибри могут сидеть на ветках, обхватив их лапами, а по земле передвигаться не могут.

Питаются эти птицы исключительно нектаром и пыльцой растений. Эти корма богаты углеводами, но бедны белком. Чтобы восполнить потребность в белке колибри поедают мелких насекомых. Разные виды колибри предпочитают нектар разных растений.

 

Цель: развивать навыки аудирования, умение анализировать, обобщать, правильно воспроизводить свои мысли.

 

V.Рефлексия

 

         Метод «Микрофон». Каждый ученик озвучивает, в каком цвете (цветах) видит сегодняшний урок.

 

VI.Итог урока

 

Слово учителя. Скажите мне, пожалуйста, действительно ли стоит создавать химер? Объяснить свой ответ.

 

VII.Домашнее задание:

Выполните одно задание (на выбор):

1.     Заполнить анкету на себя (имя, пол, возраст, адрес, дата рождения, место рождения, увлечения, работа).

2.     Найти в интернете и выписать информацию об уникальных  животных (1-2 на выбор учащихся).

3.     Написать сочинение-метаморфозу  о  новом животном, с которым работали в группе.

 

Литература

1.     https://nashzeleniymir.ru  Наш зелёный мир

2.     http://www.ozhegov.org/ Толковый словарь русского языка Ожегова

3.     http://zoogalaktika.ru       Зоогалактика

Примеры выполненных заданий

 

Словарный диктант

 

1.     Жираф и колибри. – колибраф.

2.     Крокодил и бабочка. – Бабочковый крокодил.

3.     Кенгуру и скорпион. – Кенгускроп.

4.     Таракан и собака. – Собакан.

5.     Паук и медведь. – Медук.

6.     Слон и мышь. – Мышеслон.

7.     Муха и воробей. – Мухобей.

8.     Утка и дельфин. – Утка-дельфин.

9.     Заяц и лисица. – Лисаяц.

10. Ласточка и стрекоза.- Ластострек.

11. Лось и курица. – Куролось.

12. Волк и заяц. – Волкозаяц.

        

 

Анкета животного №1

Название

Ластострек

 

Ареал обитания

Донецк

 

Среда обитания

Школа №___

 

Размер

50см х 25см

 

Отличительные особенности

Четыре прозрачных чёрно-белых крыла; глаза могут различать цвета и форму, стреляет огненными шарами

Предпочтения в пище

Насекомые, вода, мусор

Особенности существования

Гнёзда из глины, яйца откладывают в воду

Польза

Очищает планету от мусора, колорадских жуков

 

Замечания (что нужно корректировать)

идеален

 

Анкета животного №2

Название

Кенгускроп

 

Ареал обитания

Донецк

 

Среда обитания

везде

 

Размер

150 см

 

Отличительные особенности

Сумчатое насекомое, предпочитает дикую местность, может иметь яд, имеет от 2 до 8 глаз

Предпочтения в пище

Растительность, насекомые, мыши, ящерицы, ластострек

Особенности существования

Предпочитают сущу

Польза

Уничтожают мышей

 

Замечания (что нужно корректировать)

Акклиматизация в северных широтах

 

 

Коллективная научно-популярная статья.

 

         Ластострек кенгускроп – представитель семейства млекопитающих паукообразных птиц. Обитает в Донецке. Замечен в школе №___.

         Размер животного может вариироваться от 25см до 150см.

Сумчатое, имеет четыре прозрачных чёрно-белых крыла; от 2 до 8 глаз, которые  могут различать цвета и форму, стреляет огненными шарами. Часто бывает ядовитым.

         Предпочитает употреблять в пищу насекомых, мусор, растительность, мышей, ящериц. Когда очень голоден, может съесть сам себя.

         Живёт на суше и в воде в гнёздах. Кладку производит в воде.

         Очищает планету от колорадского жука, мышей, мусора.

         При условии акклиматизации в северных широтах идеален.


 

Скачано с www.znanio.ru

НЕОЛОГИЗМЫ 6 КЛАСС АННОТАЦИЯ

НЕОЛОГИЗМЫ 6 КЛАСС АННОТАЦИЯ

Ожегова С.И. Развивать навыки устной и письменной речи, аудиальные; навыки индивидуальной и коллективной работы; навыки работы со словарём, текстом; умение выделять главное, анализировать

Ожегова С.И. Развивать навыки устной и письменной речи, аудиальные; навыки индивидуальной и коллективной работы; навыки работы со словарём, текстом; умение выделять главное, анализировать

Слайд 2 Слайд 3 1

Слайд 2 Слайд 3 1

Слайд 4 Слово учителя . Сегодня мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем работать над созданием названий для новых животных

Слайд 4 Слово учителя . Сегодня мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем работать над созданием названий для новых животных

Для справок. Толковый словарь

Для справок. Толковый словарь

С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов

С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов

Работа в группах . Класс объединяется в группы, каждая из которых получает своё название нового животного

Работа в группах . Класс объединяется в группы, каждая из которых получает своё название нового животного

Особенности существования

Особенности существования

Колибри — группа весьма необычных птиц, включающая 330 видов

Колибри — группа весьма необычных птиц, включающая 330 видов

Слово учителя . Скажите мне, пожалуйста, действительно ли стоит создавать химер?

Слово учителя . Скажите мне, пожалуйста, действительно ли стоит создавать химер?

Ласточка и стрекоза.- Ластострек

Ласточка и стрекоза.- Ластострек

Отличительные особенности

Отличительные особенности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2020