Тема |
Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова- Щедрина. |
||
Цели темы: |
· Изучение основных фактов биографии и творчества С-Щедрина; формирование представления о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина. |
||
Задачи: |
Воспитательные |
Развивающие |
Образовательные |
Создать условия для формирования нравственных качеств личности на основе воспитания критического отношения к поступкам персонажей. |
Развивать навыки самостоятельной работы ; навыки переработки информации: сопоставление текстов, составление и заполнение таблицы; У прогнозировать ход работы ,анализировать результаты деятельности. |
Сформировать представление о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина; проанализировать произведения, объединенные общей темой ; найти сходство; провести параллели с современной жизнью. |
|
Планируемый результат: |
Знать содержание изученных текстов; особенности сказок для людей изрядного возраста. |
||
Уметь составлять и заполнять таблицу ; анализировать произведения ; проводить параллели ; делать выводы. |
|||
Правильно использовать красоту и богатство русского языка.. |
|||
Основные понятия: |
Сказка, сатира, ирония, сарказм. |
||
Метопредметные связи: |
Умения работать самостоятельно, использовать различные источники информации. |
||
Ресурсы: |
|
|
|
· Основные: |
Тексты произведений С-Щедрина « Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
||
· Дополнительные: |
Мультимедийное сопровождение кабинета; выставка книг Салтыкова –Щедрина, иллюстрации к сказкам |
||
· Организация пространства: |
Работа в группах. |
Технология проведения. |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. |
|||
1 этап. Организационный момент. Цель-активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. |
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. |
1 этап. Оргмомент. Вот звенит для нас звонок-начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.-Тихо сели. Расскажите правила поведения на уроке? |
1 этап. Оргмомент. – Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
|||
3 этап. Постановка целей урока. |
Формулировать цели урока. |
Направить учащихся на формулирование целей урока. |
Каковы, на ваш взгляд, цели сегодняшнего урока? |
Коммуникативные УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД |
|||
2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. |
Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы. |
Организовать обсуждение изученного ранее материала по творчеству С-Щедрина |
2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Рассмотрите карточки со словами, помещенными на доске. . Что, на ваш взгляд, их объединяет?
|
Актуализация знаний. Мотивация.
Познавательные УУД; коммуникативные УУД;
|
|||
4 этап Защита проектов. Цель: изучить творческую историю создания каждой сказки ; содержание текстов; составить таблицу. |
Участвовать в работе по защите проекта; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Оценивать правильность выполнения заданий;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать работу по защите проектов; Организовать работу в группах и обеспечить контроль за ее выполнением;
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
4 этап Защита проектов . Постановка проблемы. Каждой группе было дано задание : прочитать текст; приготовить историю создания сказки ; краткий пересказ ; сделать вывод: какие пороки высмеивает автор и какие образные средства использует для этого? |
4 этап.Защита проектов. Составление таблицы.
Личностные УУД; Регулятивные УУД Коммуникативные УУД.
|
|||
Таблица
|
|||||||
Название произведения и герои |
В чем смысл жизни героев? |
Результат жизни героев |
Пороки |
Образные средства |
|||
«Дикий помещик» Помещик, мужики,капитан-исправник,актер, соседи-генералы |
Мужик-понежить свое тело, мечтает о лучшей жизни без мужика, но ничего для этого не делает. |
Одичал, стал охотиться, перестал мыться, стричь ногти |
Глупость, праздность жизни, не ценит труд других людей .
Гости называют глупым, но не стремятся помочь человеку -пустые слова |
Сатира, гипербола, аллегория, метафора |
|||
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Генералы, мужик. |
Генералы ходят на службу, читают газету, отдают приказы, едят. |
Ничего не умеют, не знают жизни, чуть не съели друг друга. |
Неприспособленность к жизни, ограниченность, глупость, чревоугодие.
У мужика: чрезмерная покорность, отсутствие собственного достоинства |
Сатира, гипербола, антитеза, метафора |
|||
« Премудрый пескарь» Пескарь, родители пескаря |
Дрожать, остаться в живых Главный принцип: « кажется, я жив» |
Нет семьи, друзей, знакомых, никто его не знает, ослеп от темноты и пропал.. |
Трусость, ограниченность, замкнутость, себялюбие, эгоизм. |
Сатира, аллегория, метафора |
|||
5 этап. Обобщение и выводы. |
Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы;
Оценивать собственную деятельность на уроке и работу одноклассников;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; в работу по выставлению оценок. |
5 этап Обобщение и выводы. 1 что объединяет все эти сказки? 2 Чем они похожи на обычные сказки, и в чем различие? 3 что хотел донести до нас автор? 4 какой вывод из урока вы для себя сделали?
|
5 этап. Обобщение и выводы. Личностные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД. |
|||
6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итоги проделанной на уроке работе. |
6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности Чему научились? Рассказать по схеме: · Я узнал · Я запомнил · Я научился |
Регулятивные УУД;
|
|||||
7 этап. Домашнее задание. |
Написать письмо героям сказки. |
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.