Разработка урока по теме " Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова-Щедрина"
Оценка 4.6

Разработка урока по теме " Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова-Щедрина"

Оценка 4.6
doc
12.01.2024
Разработка урока по теме " Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова-Щедрина"
Литература 7 класс.doc

Технологическая карта  урока  литературы  по учебнику Г. С. Меркина  « Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова- Щедрина . 7 класс»  Учитель высшей категории  МБОУ « Многопрофильная гимназия № 12» г Читы  Горяйнова С. Н.

 

Тема

Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова- Щедрина.

Цели темы:

·         Изучение основных фактов биографии и творчества С-Щедрина; формирование представления о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина.

Задачи:

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

 Создать условия для формирования нравственных качеств личности на основе воспитания критического отношения к поступкам персонажей.

Развивать  навыки самостоятельной работы ; навыки переработки информации: сопоставление текстов,  составление  и заполнение таблицы; У  прогнозировать ход работы ,анализировать результаты деятельности.

Сформировать представление о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина; проанализировать произведения, объединенные общей темой ; найти сходство; провести параллели с современной жизнью.

Планируемый результат:

Знать содержание изученных текстов;  особенности сказок для людей изрядного возраста.

Уметь  составлять   и заполнять таблицу ; анализировать произведения ; проводить параллели ; делать выводы.

Правильно использовать красоту и богатство русского языка..

Основные понятия:

Сказка, сатира, ирония, сарказм.

Метопредметные связи:

Умения  работать самостоятельно, использовать различные источники информации.

Ресурсы: 

 

 

 

·         Основные:

Тексты произведений С-Щедрина « Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

·         Дополнительные:

Мультимедийное сопровождение кабинета; выставка книг  Салтыкова –Щедрина, иллюстрации к сказкам

·         Организация пространства:

Работа в группах.

 

 

Технология проведения.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа.

1 этап. Организационный момент. Цель-активизация учащихся.

 

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

1 этап. Оргмомент.  Вот звенит для нас звонок-начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.-Тихо сели. Расскажите правила поведения на уроке?

1 этап. Оргмомент. – Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные  УУД. Личностные УУД.

3  этап. Постановка целей урока.

Формулировать  цели урока.

Направить учащихся на формулирование целей урока.

Каковы, на ваш взгляд, цели сегодняшнего урока?

Коммуникативные  УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД

2  этап. Актуализация знаний. Мотивация.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать  , делать выводы.

Организовать обсуждение  изученного  ранее материала по творчеству С-Щедрина

2   этап. Актуализация знаний. Мотивация.   Рассмотрите карточки со словами, помещенными на доске. . Что, на ваш взгляд, их объединяет?

 

Актуализация знаний. Мотивация.

 

 

 

Познавательные УУД; коммуникативные УУД;

 

 

 

4 этап Защита проектов. Цель:  изучить творческую историю создания каждой сказки ; содержание текстов; составить таблицу.

Участвовать  в работе по защите проекта;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

Оценивать правильность выполнения заданий;

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по защите проектов;

Организовать работу в группах  и обеспечить контроль за ее выполнением;

 

 Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

4 этап  Защита проектов . Постановка проблемы.  Каждой группе было дано задание : прочитать текст; приготовить историю создания сказки ; краткий пересказ ; сделать вывод: какие пороки высмеивает автор и какие образные средства использует для этого?

4 этап.Защита проектов. Составление таблицы.

 

Личностные УУД;

Регулятивные УУД 

Коммуникативные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

  Название произведения и герои

В чем смысл жизни героев?

Результат  жизни героев

Пороки

Образные средства

«Дикий помещик»  

Помещик, мужики,капитан-исправник,актер, соседи-генералы

Мужик-понежить свое тело, мечтает о лучшей жизни без мужика, но ничего для этого не делает.

Одичал, стал охотиться, перестал мыться, стричь ногти

Глупость, праздность жизни, не ценит труд других людей .

 

Гости называют глупым, но не стремятся помочь человеку -пустые слова

Сатира, гипербола, аллегория, метафора

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Генералы, мужик.

Генералы ходят на службу, читают газету, отдают приказы, едят.

Ничего не умеют,  не знают жизни, чуть не съели друг друга.

Неприспособленность к жизни, ограниченность, глупость, чревоугодие.

 

У мужика: чрезмерная покорность, отсутствие собственного достоинства

Сатира, гипербола, антитеза, метафора

« Премудрый пескарь»

Пескарь, родители пескаря

Дрожать, остаться в живых

Главный принцип: « кажется, я жив»

Нет семьи, друзей, знакомых, никто его не знает, ослеп от темноты и пропал..

Трусость, ограниченность, замкнутость, себялюбие, эгоизм.

Сатира, аллегория, метафора

5 этап. Обобщение и выводы.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать  , делать выводы;

 

Оценивать собственную деятельность на уроке и работу одноклассников;

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; в работу по выставлению оценок.

5 этап Обобщение и выводы.

1 что объединяет все эти сказки?  

2 Чем они похожи на обычные сказки,  и в чем различие?

3 что хотел донести до нас автор?

  4 какой вывод из урока вы для себя сделали?

 

5 этап. Обобщение и выводы. 

Личностные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД.

6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итоги проделанной на уроке работе.

6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности

Чему научились? Рассказать по схеме:

·         Я узнал

·         Я запомнил

·         Я научился

Регулятивные УУД; 

 

7 этап. Домашнее задание.

Написать письмо героям сказки.

 

 


Технологическая карта урока литературы по учебнику

Технологическая карта урока литературы по учебнику

Диагностирующие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

Организовать работу по защите проектов;

Организовать работу по защите проектов;

Обобщение и выводы. Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы;

Обобщение и выводы. Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024