Разработка урока по теме " Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова-Щедрина"

  • doc
  • 12.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература 7 класс.doc

Технологическая карта  урока  литературы  по учебнику Г. С. Меркина  « Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова- Щедрина . 7 класс»  Учитель высшей категории  МБОУ « Многопрофильная гимназия № 12» г Читы  Горяйнова С. Н.

 

Тема

Осмеяние человеческих пороков в сказках Салтыкова- Щедрина.

Цели темы:

·         Изучение основных фактов биографии и творчества С-Щедрина; формирование представления о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина.

Задачи:

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

 Создать условия для формирования нравственных качеств личности на основе воспитания критического отношения к поступкам персонажей.

Развивать  навыки самостоятельной работы ; навыки переработки информации: сопоставление текстов,  составление  и заполнение таблицы; У  прогнозировать ход работы ,анализировать результаты деятельности.

Сформировать представление о художественном и идейном своеобразии сказок С-Щедрина; проанализировать произведения, объединенные общей темой ; найти сходство; провести параллели с современной жизнью.

Планируемый результат:

Знать содержание изученных текстов;  особенности сказок для людей изрядного возраста.

Уметь  составлять   и заполнять таблицу ; анализировать произведения ; проводить параллели ; делать выводы.

Правильно использовать красоту и богатство русского языка..

Основные понятия:

Сказка, сатира, ирония, сарказм.

Метопредметные связи:

Умения  работать самостоятельно, использовать различные источники информации.

Ресурсы: 

 

 

 

·         Основные:

Тексты произведений С-Щедрина « Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

·         Дополнительные:

Мультимедийное сопровождение кабинета; выставка книг  Салтыкова –Щедрина, иллюстрации к сказкам

·         Организация пространства:

Работа в группах.

 

 

Технология проведения.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа.

1 этап. Организационный момент. Цель-активизация учащихся.

 

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

1 этап. Оргмомент.  Вот звенит для нас звонок-начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.-Тихо сели. Расскажите правила поведения на уроке?

1 этап. Оргмомент. – Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные  УУД. Личностные УУД.

3  этап. Постановка целей урока.

Формулировать  цели урока.

Направить учащихся на формулирование целей урока.

Каковы, на ваш взгляд, цели сегодняшнего урока?

Коммуникативные  УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД

2  этап. Актуализация знаний. Мотивация.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать  , делать выводы.

Организовать обсуждение  изученного  ранее материала по творчеству С-Щедрина

2   этап. Актуализация знаний. Мотивация.   Рассмотрите карточки со словами, помещенными на доске. . Что, на ваш взгляд, их объединяет?

 

Актуализация знаний. Мотивация.

 

 

 

Познавательные УУД; коммуникативные УУД;

 

 

 

4 этап Защита проектов. Цель:  изучить творческую историю создания каждой сказки ; содержание текстов; составить таблицу.

Участвовать  в работе по защите проекта;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

Оценивать правильность выполнения заданий;

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по защите проектов;

Организовать работу в группах  и обеспечить контроль за ее выполнением;

 

 Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

4 этап  Защита проектов . Постановка проблемы.  Каждой группе было дано задание : прочитать текст; приготовить историю создания сказки ; краткий пересказ ; сделать вывод: какие пороки высмеивает автор и какие образные средства использует для этого?

4 этап.Защита проектов. Составление таблицы.

 

Личностные УУД;

Регулятивные УУД 

Коммуникативные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

  Название произведения и герои

В чем смысл жизни героев?

Результат  жизни героев

Пороки

Образные средства

«Дикий помещик»  

Помещик, мужики,капитан-исправник,актер, соседи-генералы

Мужик-понежить свое тело, мечтает о лучшей жизни без мужика, но ничего для этого не делает.

Одичал, стал охотиться, перестал мыться, стричь ногти

Глупость, праздность жизни, не ценит труд других людей .

 

Гости называют глупым, но не стремятся помочь человеку -пустые слова

Сатира, гипербола, аллегория, метафора

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Генералы, мужик.

Генералы ходят на службу, читают газету, отдают приказы, едят.

Ничего не умеют,  не знают жизни, чуть не съели друг друга.

Неприспособленность к жизни, ограниченность, глупость, чревоугодие.

 

У мужика: чрезмерная покорность, отсутствие собственного достоинства

Сатира, гипербола, антитеза, метафора

« Премудрый пескарь»

Пескарь, родители пескаря

Дрожать, остаться в живых

Главный принцип: « кажется, я жив»

Нет семьи, друзей, знакомых, никто его не знает, ослеп от темноты и пропал..

Трусость, ограниченность, замкнутость, себялюбие, эгоизм.

Сатира, аллегория, метафора

5 этап. Обобщение и выводы.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать  , делать выводы;

 

Оценивать собственную деятельность на уроке и работу одноклассников;

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; в работу по выставлению оценок.

5 этап Обобщение и выводы.

1 что объединяет все эти сказки?  

2 Чем они похожи на обычные сказки,  и в чем различие?

3 что хотел донести до нас автор?

  4 какой вывод из урока вы для себя сделали?

 

5 этап. Обобщение и выводы. 

Личностные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД.

6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итоги проделанной на уроке работе.

6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности

Чему научились? Рассказать по схеме:

·         Я узнал

·         Я запомнил

·         Я научился

Регулятивные УУД; 

 

7 этап. Домашнее задание.

Написать письмо героям сказки.