Разработка урока по теме "Род имен существительных" в 5 классе
Оценка 4.8

Разработка урока по теме "Род имен существительных" в 5 классе

Оценка 4.8
doc
01.02.2020
Разработка урока по теме "Род имен существительных" в 5 классе
Тема урока Род существительных 5 кл.doc

Тема урока: Род имен существительных.

Тип : обобщения и углубления знаний и умений.

Цели  деятельности учеников:

м/п: извлекать информацию из словаря, пользоваться разными видами чтения( ознакомительным, изучающим), преобразовывать информацию из одного вида  в другой.

Позн. Распознавать род имен сущ., правильно употреблять  в речи ( согласовывать) имена сущ. с формами прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени, овладевать нормами литературного произношения для формирования культуры устной речи.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре., группе

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами урока;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из  текстовой информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

 

Этап урока

Ход урока

Формирование ууд и технология оценивания

1.оргмомент

Приветствие:           Здравствуй, мой любимый класс!

                                           Я так рада видеть вас.

прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 - давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи и успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-психологическая установка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.повторение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.развитие учебно-языковых и речевых умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.обобщение и углубление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.итоги урока.

- У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна. А  у имен существительных  есть свои тайны и чудеса?  Как вы думаете?

 Мы проведем урок – исследование и проверим гипотезу.

- запишем число и оставим место для темы урока.

-посмотрите папку с материалами для урока и определите, какими видами деятельности мы сегодня будем заняты?

 

-  К  нам пришла телеграмма с просьбой о помощи.

 

1. Определите, от кого она, выполнив задание: соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Читать нужно без помощи рук,  только глазами. Какое слово получили, запишите. Что оно означает? Что вы о нем мне можете сказать? Что дает нам это задание ( тренирует, развивает  внимание)

 

5

1

8

4

7

 

О

М

Г

Ф

О

2

6

10

3

9

 

О

Л

Я

Р

И

 

Ответ: морфология- наука о частях речи.

- с какой частью речи мы знакомимся на уроках последнее время?

-зачем она выслала нам телеграмму?

 

В телеграмме все буквы перепутались, восстановите слова: советоваться в парах можно.

 

2.Вкоалз-вокзал                    трамруш-маршрут

Юкрзак- рюкзак                   чусатник-участник         

Пьрсоба-просьба

 

-насколько вы успешны при выполнении задания?

-3. Все эти слова можно объединить в группы по признакам. Как это сделать , по каким признакам? Найдем лишнее.

Неодушевлен.-вокзал, рюкзак, просьба, маршрут

Одушевлен.- участник.

М.р.- .-вокзал, рюкзак маршрут, участник ( 2 скл)

Ж.р.- просьба (1 скл)

- А что их объединяет? ( они все обозначают предметы, являются именами сущ-ми)

- как вы определяли род имен сущ-ых?

- послушаем «Веселые рифмы»-подсказки:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

 

- как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?  Тема урока: - Род имен существительных.

- какие цели мы поставим для работы на уроке по теме?

-что вам известно по теме урока?

( сущ-е бывают . делятся на слова мужского рода, женского и среднего.)  сущ-е по родам не изменяются.

 

4.-давайте составим алгоритм определения рода:

М.р                          м.р.                                      ж.р.                    ср.р

Одушевл-И.П.-а/я  неодуш.-ь, нулевое оконч. а/я, ь                       о/е            

Папа, дядя               стол , конь                        стена, земля    окно, село

                                                                              Дочь, печь

- Прочитайте слова,.как их называют? ( Синонимы) какое общее значение имеют слова в ряду? Запишите, распределяя по родам в виде таблицы.

 Гнев, Ярость, бешенство; дорога, путь, направление; штиль, затишье, вид, картина, зрелище; облик, обличье, внешность; инструкция, руководство, устав; договор соглашение, конвенция.

- проверим, насколько успешны и оценим. ( За правильный ответ 1 балл-20 б.)

 

 

- а зачем нам уметь определять род сущ-х?

- Давайте сделаем предположение и проверим его, выполнив задания.

( определять склонение сущ., чтобы правильно выбирать и писать окончания сущ-х.)

 

Работа в группах по заданиям к упражнению.

– Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род имён существительных?» (Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)

 

Надеть туфлю или туфель; снять тапку или тапок; дай мне один помидор или одну помидору; чистый полотенец или чистое полотенце; моя фамилия или моё фамилие; сливовой повидлой или сливовым повидлом; новая простыня или простынь; красивая тюль или красивый тюль;моя мозоль или мой мозоль?

 

- поставьте ударение в словах и проверьте себя по словарю.

- что поможет найти ответ?   (словарь трудностей или орфографический, орфоэпический, толковый)

Найдите в словаре, какого рода эти сущ-е  и запишите в тетрадь.

.

– Сформулируйте общий вывод: что нужно учитывать при определении рода имён существительных? (Значение одушевлённых существительных с окончанием а – муж. пол (папа, дядя) – м.р.  и жен. пол (мама, дочка) – ж.р.; конечный согласный основы при нулевом окончании: твёрдый согласный – м.р., мягкий согласный – ж.р. или м.р.)

 

 

мой, моя, моё – это не способ определения рода, а способ выражения рода. Мы можем подставить эти местоимения ( опорные слова), если нам известен род существительного. Если же мы не знаем род слова, то и не можем подобрать опорное слово­«подсказку»: мозоль, тюль мой или  моя?

Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

 

– Запомнить: мозоль, фасоль, фамилия – ж.р., остальные – м.р.

– Обозначьте окончания прилагательных и существительных, укажите их род.

                                                Ь □       

                         Как определить род?

        Мозоль, рояль, тюль, вуаль, фасоль, шампунь

 

                                         ЗАПОМНИТЬ!!!

 

                         Ж.р.                                                    М.р.

 

Скругленный прямоугольник: мозоль
фасоль
вуаль
Скругленный прямоугольник: рояль
тюль
шампунь
 

 

 

 

 

 

 

 


                    больная мозоль                             чёрный рояль

                    стручковая фасоль                        красивый тюль

                    тёмная вуаль                                 ароматный шампунь

 

 

-5. составим синквейн с данными словами по парам: 1 ряд– туфля, 2 ряд-фамилия, 3 ряд-повидло.

Туфля                                                                 фамилия

Новая , красивая                                         славная, знакомая    

Радовала, удивляла, восхищала                звучала, повторялась,

                                                                        склонялась

я  благодарю маму за покупку                  я буду радовать деда

радость                                                              династия

 

                   повидло                           

вкусное, любимое

варилось, кипело, пахло

мама накормила всех нас

вкуснятина.

-все получилось , ставим себе 11 баллов.

 

- Зачем нужно уметь определять род имён существительных? Можете ответить? Какое мы делали предположение? Были правы или ошибались?

Физминутка :

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

 

 

- выполняем упр № 502 .для справок обращайтесь к таблице внизу страницы. Прочтите задание , задайте мне вопрос, если непонятно или друг другу.

Взаимопроверка, за каждый правильный ответ балл-10.

- упр. №  503. спросите друг друга, какое задание нужно выполнить. Как поставить глагол в форму пршедшего времени? ( что делало- делала-делал?-сделало- сделала-сделал)

- один комментирует, все проверяют, ставят баллы-6 .

-какие окончания у глаголов? Почему? ( сочетаются в роде сущ и гл прошедшего времени)

 

- подведем итоги урока:  что нового узнали на уроке?  Какие тайны существ. раскрыли сегодня? Какие  слова ключевые на уроке- мужской, женский, средний род, окончание. Согласуются.

-оцените свою работу на уроке:

А. в какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Б. благодаря чему находил решение?

В. Какие способы и приемы использовал на уроке?

Г. За что бы себя похвалил на уроке?

Д. что понравилось больше всего?

 

- посчитай баллы и поставь оценку.

 

 

 

,

 

 

познавательныеУУД:

-преобразование информации,

анализировать,сравнивать, делать выводы

 

регулятивные УУД:

-высказывать предположение на основе наблюдений

-самостоятельно планировать деятельность

-формулировать тему урока

Коммуникативные УУД:

-работа в парах

-строить связное монологическое высказывание в научном стиле

-слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

- соблюдать нормы культуры речи в процессе уч. Деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные ууд:

-составлять алгоритм и действовать по нему

-владеть  приемами отбора и систематизации материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные ууд:

-Формулировать проблему урока

-высказывать предположение па основе наблюдений

 

 

 

 

 

 

Познавательные ууд:

-извлекать информацию из словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные ууд

-преобразовывать информацию , создание текста

 

 

Коммуникативные ууд

-договариваться в группе

- строить высказывание в заданной форме

 

 

Регулятивные ууд:

- соотносить цели и результаты своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные ууд:

-- соотносить цели и результаты своей деятельности

- определять степень успешности

 

 

 

 

 

д/задание

Параграф-92 упр.№ 506. просмотрите задание , вопросы.

 

Для вас любознательные- инд.сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: Род имен существительных

Тема урока: Род имен существительных

Приветствие: Здравствуй, мой любимый класс!

Приветствие: Здравствуй, мой любимый класс!

Открытие новых знаний. 5

Открытие новых знаний. 5

Открытие новых знаний. 5

Открытие новых знаний. 5

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна

Разработка урока по теме "Род имен существительных" в 5 классе

Разработка урока по теме "Род имен существительных" в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020