Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Диалог"
Оценка 5

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Диалог"

Оценка 5
docx
04.12.2022
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Диалог"
методическая разработка урока русского языка по теме ДИАЛОГ.docx

План-конспект открытого урока русского языка

(в  условиях реализации ФГОС)

                                                                     Тема урока:  «Диалог»

Место урока в программе:                    урок в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Цели:

·         Предметно-дидактическая: расширение понятийной базы составления и ведения диалога; формирование  у учащихся  умения  правильно ставить знаки   препинания при диалоге.

·         Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

·         Личностные: 

Ø  Обучающиеся готовы  к     саморазвитию  и самообразованию;

Ø  Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;

Ø  Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.

·         Метапредметные: 

Ø  Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Ø  Выдвигают простейшие гипотезы;

Ø  Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;

Ø  Работают с информацией и преобразуют её;

Ø  Находят причинно-следственные связи;

Ø  Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

·         Предметные:

Ø  Знают отличительные признаки диалога, умеют находить диалог в тексте;

Ø  Умеют правильно расставлять знаки препинания при диалоге;

составлять диалог на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.

·         Тип урока:

Ø  По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

Ø  По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

Ø  По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

·         Методы:

Ø  Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Ø  Дополнительные:

o   словесные (беседа, диалог);

o   наглядные (работа с рисунками, схемами);

o   практические (составление схем, поиск информации);

o   дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

 

·         Средства обучения:

Ø  Дополнительный текстовый материал;

Ø  Презентация «Диалог »;

Ø  Оценочный лист  (лист расследования)

·         Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Ход урока (см. технологическую карту).


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

по теме  «Диалог»

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организационный

 

Приветственное слово учителя.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю провести интересное расследование и побывать в роли настоящих детективов.

Слайд №1

У каждого из вас лежит специальный лист расследования. В него вы будете вносить необходимые записи. Подпишите его.

 

 

Приветствует обу­чающихся, просит  их проверить  готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

·       Самоконтроль учебной деятель­ности

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова

 

1 этап

Слайд №2

Обратимся к тексту №1.

Слайд №3

Познакомьтесь с ним, внимательно прочитайте.

  •  Легко ли его воспринимать?
  • Почему?
  • Сколько героев в этом тексте? Что они делают?
  • Определите тему нашего урока.

Объясните правописание термина через его происхождение.

 

Давайте определим цели нашего расследования. Выберите нужные слова-помощники.

Слайд №4

Какие же цели вы поставили перед собой?

Обратитесь к  листу достижений  и оцените работу на 1-ом этапе.

Словесный

(бе­седа), наглядный

Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы  и к по­становке познава­тельной цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самопроверку и самооценку учащихся

·       Читают текст, анализируют, выявляют особенности

·       Определяют  тему урока;

·       Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Отвечают на вопросы

·         Определяют тему

·         Ставят цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Осуществляют самопроверку, самооценку

Словесная оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Регулятивные:

·       Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

1.     Постановка проблемы

2.     Открытие но­вого через её решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Закрепление

2-ой этап

Слайд № 5

Познакомимся с текстом №2. (читают вслух по ролям заранее подготовленные ученики)

  • Вы узнали этот отрывок?
  •  Является ли он диалогом?
  • Сколько лиц участвует в нём?
  • Как называется фраза отдельного лица?

Найдите это слово в ряду терминов.

 

Слайд № 6

 

  • А как мы понимаем, кому принадлежит та или иная реплика?
  • Наш этап называется «Экспертиза».  Что может помочь нам вывести этот текст?

 

 

Дедуктивный (применение знаний)

 

 

 

 

Проблемный,

наглядный

 

·       Предлагает  обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков диалога. Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения.

 

·       Читают текст по ролям

·       Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Делают вывод о реплике, словах автора в диалоге.

 

·       Работают с текстом Н.Носова,

 

·       Путём наблюдния выводят правило постановки знаков препинания в диалоге при  репликах и словах автора.

Словесная оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка, самооценка

   Познавательные:

·       Формулирование проблемы, поиск путей решения;

·       Информационный поиск;

·       Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление  причинно-след­ственных связей, обобщение;

·       Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

·       Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

·       Целеполагание;

·       Планирование;

·       Контроль;

·       Оценка и само­оценка.

 

 

 

 

Коммуникативные:

·       Участие в сов­местной деятель­ности;

·       Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

·       Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

·       Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

·       Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Составьте схему знаков препинания выделенного фрагмента.

Слайд №7

 

Давайте проверим и оценим этот этап.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

наглядный

 

 

 

Организует первич­ное закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

·       Выполняют задание

(составляют схему)

·       Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.

 

 

 

 

3 этап

Слайд № 8

 

Мы получили точные данные экспертизы и теперь можем применить их к 1-ому тексту.

Сформулируйте задание.

 Взаимопроверка по образцу

Слайд №9

 

Практический,

дедуктивный

 

·       Предлагает сформулировать задание на закрепление  знаний по новой теме

 

 

 

·       Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.

 

 

 

 

 

 

·          

·       Формулируют задание к тексту №1

 

 

 

 

 

 

 

·       Списывают текст, оформляя его в форме диалога

 

 

 

 

·         Обмениваются работами и проверяют по образцу правильность выполнения задания

4 - ый этап

Сравните тексты, с которыми сегодня поработали.

Что ещё общего можно в них увидеть?

Сформулируйте и запишите основную мысль тестов.

Слайд №10

 

 

 

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

 

·       Отвечают на вопросы

·       Сравнивают содержание текстов

·       Формулируют основную мысль

5-ый этап

Слайд №11

 

Перед вами комикс датского художника Х.Бидструпа «Телефонный разговор».

Состоялся ли диалог между героями этого комикса?

Почему?

Как называется речь одного человека?

Предлагаю вывести правила ведения диалога.

Проверка.

Проблемный,

наглядный

 

·       Направляет дея­тельность уча­щихся, связанную с постановкой проблемы, поис­ком путей её ре­шения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самопроверку

·       Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

·       Выслушивают мнение других групп, осу­ществляют оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Составляют инструкцию «Правила ведения диалога»

·         Проверяют выполнение задания

 Ре­флексия,  подведе­ние итогов урока

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение  в оценочном листе.

Слайд № 12

 

Словесный

(бе­седа),

практический

 

·       Организует  рефлек­сию.

 

·       Осуществляют

 рефлек­сию, подводят итоги

 

 

Самооценка

Регулятивные:

·       Участие в подве­дении итогов урока;

·       Самооценка.

Домашнее задание: Слайд №13

                                               


Приложение к плану-конспекту открытого урока

 в 5 классе по теме «Диалог»

Лист достижений

 

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________

Этапы

Баллы

Критерии оценки

1.Версия 

 

3 балла – правильно  определены тема и 2 цели урока

2 балла – правильно  определены тема и 1 цель

1 балл – правильно  определена тема

0 баллов – задание не выполнено

2. Экспертиза 

 

2 балла – схема составлена правильно, или есть  1 ошибка

1 балл  - есть 2-3 ошибки в составлении схемы

0 баллов – задание  выполнено неверно

3.Очная ставка

 

3 балла – нет ошибок, либо есть одна

2 балла–  2 ошибки

1 балл – 2-4 ошибки

4.Вердикт

 

1 балл – выполнено верно

0 баллов –  не справился

5.Инструкция

 

3 балла – задание выполнено полностью и правильно

2 балл –  задание выполнено не полностью, 2 ошибки

1 балл– 3-4 ошибки

Итого

 

Максимальный балл – 12.

Оценка за работу на уроке

 

12 – 10 баллов – оценка 5.

9 – 8 баллов – оценка 4.

7 – 5 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

 

 

 

 

 

 

 

Лист расследования

 

                                                                                                   Дата ______________

Ф.И._________________________________________________________

 

1 этап «Версия»

Тема _______________________________________________________

Цели: _______________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

 2 этап «Экспертиза»

Схема: ______________________________

              ______________________________

              ______________________________

              ______________________________

              ______________________________

              ______________________________

              ______________________________

3 этап «Очная ставка»

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 4 этап «Вердикт»

________________________________________________________________________        

_________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст №1

Врунишка Чиж.

   Здравствуй  Ёж сказал Чижу. Здравствуй  Чиж сказал Ежу. Где ты был  приятель Чиж?  Я брат Ёж летал в Париж. Это ложь  воскликнул Ёж .Чиж ответил   Ну и что  ж…

 

 

Текст №2

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?   

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

-Ловко придумал! - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

-  Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

 

 

Правила ведения диалога

1. В разговоре старайся затронуть такую тему,   которая ………………………………и тебе, и собеседнику.
2. Поменьше говори о……………… . Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: "А вот я."
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не согласен, не ………………………………………        его, пока он не закончит свой рассказ.
4. Не старайся говорить …………………………………………, чем собеседник. Это не выгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить  перебившего, а………………… …………………………Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ………………………………………………………..


 

План-конспект открытого урока русского языка (в условиях реализации

План-конспект открытого урока русского языка (в условиях реализации

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Диалог»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Диалог»

Легко ли его воспринимать? Почему?

Легко ли его воспринимать? Почему?

Первичное закрепление 4

Первичное закрепление 4

Взаимопроверка Словесная оценка учителя

Взаимопроверка Словесная оценка учителя

Слайд №11 Перед вами комикс датского художника

Слайд №11 Перед вами комикс датского художника

Приложение к плану-конспекту открытого урока в 5 классе по теме «Диалог»

Приложение к плану-конспекту открытого урока в 5 классе по теме «Диалог»

Лист расследования

Лист расследования

Текст №1 Врунишка Чиж.

Текст №1 Врунишка Чиж.

Правила ведения диалога 1. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая ………………………………и тебе, и собеседнику

Правила ведения диалога 1. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая ………………………………и тебе, и собеседнику

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Диалог"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Диалог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022