План-конспект открытого урока русского языка
(в условиях реализации ФГОС)
Тема урока: «Диалог»
Место урока в программе: урок в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Цели:
· Предметно-дидактическая: расширение понятийной базы составления и ведения диалога; формирование у учащихся умения правильно ставить знаки препинания при диалоге.
· Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
· Личностные:
Ø Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию;
Ø Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Ø Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
· Метапредметные:
Ø Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Ø Выдвигают простейшие гипотезы;
Ø Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Ø Работают с информацией и преобразуют её;
Ø Находят причинно-следственные связи;
Ø Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
· Предметные:
Ø Знают отличительные признаки диалога, умеют находить диалог в тексте;
Ø Умеют правильно расставлять знаки препинания при диалоге;
составлять диалог на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.
· Тип урока:
Ø По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
Ø По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
Ø По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
· Методы:
Ø Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Ø Дополнительные:
o словесные (беседа, диалог);
o наглядные (работа с рисунками, схемами);
o практические (составление схем, поиск информации);
o дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
· Средства обучения:
Ø Дополнительный текстовый материал;
Ø Презентация «Диалог »;
Ø Оценочный лист (лист расследования)
· Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
по теме «Диалог»
Этап |
Содержание |
Методы |
Учебно-познавательные задачи урока |
Формы контроля |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Организационный
|
Приветственное слово учителя. - Ребята, сегодня я вам предлагаю провести интересное расследование и побывать в роли настоящих детективов. Слайд №1
У каждого из вас лежит специальный лист расследования. В него вы будете вносить необходимые записи. Подпишите его.
|
|
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. |
Осуществляют самопроверку готовности к уроку. |
Самопроверка |
Регулятивные: · Самоконтроль учебной деятельности |
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова
|
1 этап Слайд №2
Обратимся к тексту №1. Слайд №3
Познакомьтесь с ним, внимательно прочитайте.
Объясните правописание термина через его происхождение.
Давайте определим цели нашего расследования. Выберите нужные слова-помощники. Слайд №4
Какие же цели вы поставили перед собой? Обратитесь к листу достижений и оцените работу на 1-ом этапе. |
Словесный (беседа), наглядный |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Организует самопроверку и самооценку учащихся |
· Читают текст, анализируют, выявляют особенности · Определяют тему урока; · Участвуют в постановке познавательной цели урока.
· Отвечают на вопросы · Определяют тему · Ставят цели
· Осуществляют самопроверку, самооценку |
Словесная оценка учителя
Самооценка |
Регулятивные: · Целеполагание |
Учебно-познавательная деятельность: 1. Постановка проблемы 2. Открытие нового через её решение
3. Первичное закрепление
4.Закрепление |
2-ой этап Слайд № 5
Познакомимся с текстом №2. (читают вслух по ролям заранее подготовленные ученики)
Найдите это слово в ряду терминов.
Слайд № 6
|
Дедуктивный (применение знаний)
Проблемный, наглядный
|
· Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков диалога. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
|
· Читают текст по ролям · Отвечают на вопросы
· Делают вывод о реплике, словах автора в диалоге.
· Работают с текстом Н.Носова,
· Путём наблюдния выводят правило постановки знаков препинания в диалоге при репликах и словах автора. |
Словесная оценка учителя
Взаимопроверка
Самопроверка
Взаимопроверка
Взаимопроверка Словесная оценка учителя
Самопроверка, самооценка |
Познавательные: · Формулирование проблемы, поиск путей решения; · Информационный поиск; · Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; · Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); · Построение речевого высказывания. Регулятивные: · Целеполагание; · Планирование; · Контроль; · Оценка и самооценка.
Коммуникативные: · Участие в совместной деятельности; · Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные: · Ответственное отношение к выполнению учебных задач; · Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; · Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
|
Работа в парах Составьте схему знаков препинания выделенного фрагмента. Слайд №7
Давайте проверим и оценим этот этап. |
Дедуктивный (применение знаний), практический (заполнение схемы), наглядный
|
Организует первичное закрепление материала.
|
· Выполняют задание (составляют схему) · Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
|
|||
3 этап Слайд № 8
Мы получили точные данные экспертизы и теперь можем применить их к 1-ому тексту. Сформулируйте задание. Взаимопроверка по образцу Слайд №9
|
Практический, дедуктивный
|
· Предлагает сформулировать задание на закрепление знаний по новой теме
· Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
· |
· Формулируют задание к тексту №1
· Списывают текст, оформляя его в форме диалога
· Обмениваются работами и проверяют по образцу правильность выполнения задания |
|||
4 - ый этап Сравните тексты, с которыми сегодня поработали. Что ещё общего можно в них увидеть? Сформулируйте и запишите основную мысль тестов. Слайд №10
|
Наглядный, дедуктивный (анализ)
|
· Отвечают на вопросы · Сравнивают содержание текстов · Формулируют основную мысль |
||||
5-ый этап Слайд №11
Перед вами комикс датского художника Х.Бидструпа «Телефонный разговор». Состоялся ли диалог между героями этого комикса? Почему? Как называется речь одного человека? Предлагаю вывести правила ведения диалога. Проверка. |
Проблемный, наглядный
|
· Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Организует самопроверку |
· Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. · Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
· Составляют инструкцию «Правила ведения диалога» · Проверяют выполнение задания |
|||
Рефлексия, подведение итогов урока |
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение в оценочном листе. Слайд № 12
|
Словесный (беседа), практический
|
· Организует рефлексию. |
· Осуществляют рефлексию, подводят итоги
|
Самооценка |
Регулятивные: · Участие в подведении итогов урока; · Самооценка. |
Домашнее задание: Слайд №13
|
Приложение к плану-конспекту открытого урока
в 5 классе по теме «Диалог»
Лист достижений
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Этапы |
Баллы |
Критерии оценки |
1.Версия |
|
3 балла – правильно определены тема и 2 цели урока |
2 балла – правильно определены тема и 1 цель |
||
1 балл – правильно определена тема |
||
0 баллов – задание не выполнено |
||
2. Экспертиза |
|
2 балла – схема составлена правильно, или есть 1 ошибка |
1 балл - есть 2-3 ошибки в составлении схемы |
||
0 баллов – задание выполнено неверно |
||
3.Очная ставка |
|
3 балла – нет ошибок, либо есть одна |
2 балла– 2 ошибки |
||
1 балл – 2-4 ошибки |
||
4.Вердикт |
|
1 балл – выполнено верно |
0 баллов – не справился |
||
5.Инструкция |
|
3 балла – задание выполнено полностью и правильно |
2 балл – задание выполнено не полностью, 2 ошибки |
||
1 балл– 3-4 ошибки |
||
Итого |
|
Максимальный балл – 12. |
Оценка за работу на уроке |
|
12 – 10 баллов – оценка 5. |
9 – 8 баллов – оценка 4. |
||
7 – 5 баллов – оценка 3. |
||
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
||
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) |
|
|
|
|
|
|
|
Лист расследования
Дата ______________
Ф.И._________________________________________________________
1 этап «Версия»
Тема _______________________________________________________
Цели: _______________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
2 этап «Экспертиза»
Схема: ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
3 этап «Очная ставка»
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4 этап «Вердикт»
________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Текст №1
Врунишка Чиж.
Здравствуй Ёж сказал Чижу. Здравствуй Чиж сказал Ежу. Где ты был приятель Чиж? Я брат Ёж летал в Париж. Это ложь воскликнул Ёж .Чиж ответил Ну и что ж…
Текст №2
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
-Ловко придумал! - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
Правила ведения диалога
1. В разговоре старайся затронуть
такую тему, которая ………………………………и тебе, и собеседнику.
2. Поменьше говори о……………… . Не подражай тем, которые готовы перебить любой
интересный рассказ фразой: "А вот я."
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не согласен, не
……………………………………… его, пока он не закончит свой рассказ.
4. Не старайся говорить …………………………………………, чем собеседник. Это не выгодно тебе
же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а…………………
…………………………Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя,
ни ты его не ………………………………………………………..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.