Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Оценка 4.8
doc
31.08.2024
Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"
урок ДаниловаАИ.doc

 

Разработка урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2 «Б»

Учитель: Данилова Алина Ильясовна

УМК: Школа России, учебник В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого

 

Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; разви­вать речь, коммуникативные навыки.

 

Задачи:

Образовательные:

научиться изменять глаголы по числам;

правильно ставить вопросы к глаголам;

научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;

Развивающие:

развивать речь учащихся;

формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

воспитывать любовь к русскому языку, духовно-нравственное воспитание, любовь к  родной природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ

1) Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2) Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3) Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД:

1) Извлекать информацию из схем и текстов;

2) Выявлять сущность особенности объектов;

3) На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1) Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2) Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3) Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) Слушать и понимать других;

2) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3) Оформлять свои мысли в устной форме;

4) Работать в коллективе

 ЛИЧНОСТНЫЕ

1) Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично – поисковые.

Технология: критического мышления

Используемые приёмы технологии: «Составление кластера»

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная

 

 

 

 

Ход урока

 

1.         Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 

 

 К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Оно улыбается, здоровается с нами, улыбнитесь ему в ответ, улыбнитесь нашим гостям!

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Будет он нас согревать

И в учёбе помогать.

Улыбнитесь и не забывайте, что мы вместе. Сегодня мы будем работать под девизом «Где улыбка, там и мы, а где мы – ПОБЕДА!»

Ребята, действительно, каждый человек, который улыбается, - волшебник. Улыбка освещает человека, делает его добрым, счастливым, красивым. С улыбки начинается настоящая дружба, зарождается любовь. Ученые утверждают, что улыбка продлевает жизнь, тормозит старение. Давайте не беречь улыбку! И пусть от наших улыбок мир станет добрей, а люди счастливее. Любви и добра Вам.

Открываем тетрадь. Записываем дату, название работы и прописываем красиво и правильно букву «Рр».

 

 

2.                     Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске словарные слова: робота, ресунак, робочий, руский, расия, рябята, родена.

Ребята, перед вами на доске записаны все словарные слова, изученные вами в 1- и 2-м классах. К вашему счастью или огорчению, новых слов во 2 классе на букву «р» больше не будет. Как вы заметили, слова записаны с ошибками. Ваша задача записать данные слова правильно в алфавитном порядке к себе в тетрадь.

            Ребята, к какой части речи относятся данные слова (Имя существительное).

Какие знаете признаки имени существительного (определение, что обозначает, на какие вопросы отвечает, одушевленное (кто?), неодушевленное (что?), имя собственное (пишутся всегда с заглавной буквы), имя нарицательное (называют предмет), бывает во множественном и единственном числе).

А какую часть речи мы изучали на последнем уроке? (Глагол).

Давайте вспомним в вами стихотворение о глаголе («Интересная часть речи в русском языке живет, Кто что делает расскажет…»

(1 ученик)      Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

(2 ученик)      Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит —

Все расскажет нам глагол.

(3 ученик)      Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду —

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

(4 ученик)      Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков —

В речи быть одним из главных слов.

(5 ученик)      Глаголу нравиться читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.

(Учитель)       Что же делать нам, друзья,

Что же сделать?

Так нам жить уже нельзя:

Не познав глаголов.

Тайны нужно их раскрыть,

Все познать и изучить —

Вот задача!

И поэтому, друзья,

В путь отправиться пора,

Пусть нас ждет удача!

 

Кто же даст точное определение глагола (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?).

 

3.         Этап выявления места и причины затруднения

А как же связаны глаголы с именами существительными (Глагол употребляется с именем существительным, от имени существительного можно образовать глагол)

С какими из записанных слов можно образовать глагол (рисунок – рисует, работа – работает).

Детям предлагается из слов машина, машины, ученик, ученики, работает, рисует составить нераспространенные предложения и записать их в тетрадь.

Почему вы не выбрали слова машины и ученики (Они употреблены во множественном числе. А здесь нет глаголов во множественном числе).

Разве мы это знаем? (нет)

 

4.         Этап построения проекта выхода из затруднения

Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о единственном и множественном числе глаголов). Кто сформулирует тему урока? Какие перед нами задачи?

Где мы можем убедиться в том, что мы правильно определили тему урока (В учебнике).

Откройте учебник на с. и прочитайте тему урока («Единственное и множественное число глаголов».

 

5.         Этап реализации построенного проекта

Как вы думаете, от чего зависит употребление глаголов в определенном числе. (От имени существительного, с которым употребляется глагол).

Какие же нужно добавить глаголы к словам машины, ученики (работают, рисуют). Запишите полученные предложения (Машины работают. Ученики рисуют). Подчеркните в глаголах ту часть, которая изменяется. (ет, ют). Над глаголами укажите их число.

 

6.         Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Давайте сделаем физминутку про бабочку:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

 

Так как вы сегодня волшебники, вы улыбаетесь, то мы изменим количество бабочек. Пусть будет не одна бабочка, а много. Ваша задача произнести хором данное стихотворение, изменяя действующее лицо «бабочка» во множественное число «бабочки» и при этом изменить глагол в нужное число.

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз - росой она умылись,

Два - изящно покружились,

Три - нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

            Молодцы.

 

7.         Этап самостоятельной работы с самопроверкой

В устной речи вы справились замечательно. Теперь попробуем применить новые знания в выполнении упражнения, предложенного в учебнике.

Работа с упр. 128

  1. Прочитайте (выразительное чтение отрывка из стихотворения В. Левина «Маленькая песенка о большом дожде»
  2. Краткая биография о Вадиме Левине. Это детский писатель, педагог, кандидат психологических наук. Он живой, ему 85 лет.
  3. Что обозначет слово «мокнуть»? Где можем посмотреть значение слова (в толковом словаре). Работа со словарем.
  4. Почему слово мокнет и мокнут имеет разную форму написания (слово «мокнет» употреблено с именем существительным «земля» единственного числа, а «мокнут» со словами «травы», «кусты» мн. числа.
  5. Вам нужно записать данное четворостищье и над именами существительными и глаголами написать число, в котором они употреблены. (самостоятельная работа)
  6. Фронтальная проверка с учителем.

 

Давайте закрепим полученные знания с правилом, которое записано в учебнике. Учитель читает, дети следят.

А изучали ли вы глагол по татарскому языку? (Да). Как будет «глагол» на татарском языке? (Фегыль) А есть ли числа у глагола? (Да) Скажите, пожалуйста, как будет на татарском языке «Самолет летит» и «Самолеты летят». «Ученик пишет», «Ученики пишут» (Самолет ича, самолетлар ичалар. Укуче яза, укучелар язалар) Что вы скажете о глаголе во множественном числе в татарском языке? (добавляется окончание «лар»)

 

8.         Этап включения в систему знаний и повторения

Работа в парах по карточке. Приложение 1.

Проверка с образцом (на экране проектора). Приложение в презентации.

 

Давайте немножко поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко

  1. Заяц прыгает, а ласточка …(летает)
  2. Червяки  ползают, а рыбы …(плавают)
  3. Лошадь бегает, а змея …(ползает)
  4. Гусеницы ползают, а кузнечики …(скачут)
  5. Корова мычит, а лошадь …(ржет)
  6. Собаки лает, а кошки …(мяукают)
  7. Свиньи хрюкают, а овцы …(блеют)
  8. Курица кудахчет, а кукушка …(кукует)
  9. Лягушка квакает, а мышь …(пищит)
  10. Сорока стрекочет, а ворона …(каркает)

 

9.                     Этап рефлексии учебной деятельности

                        Ребята, какие знания вы получили на уроке (Ответы детей). Давайте запишем в кластер новое открытие (Глаголы изменяются по числам: ед. число и мн. число) (Презентация)

Ребята, что сложного было для Вас на уроке. Перед вами лист, на котором написаны все этапы работы на уроке. (Приложение 2)

Вы читаете название каждого этапа и если вы с заданием справились, то листочек отрываете. В итоге, если вами были выполнены все задания во время урока, то вам удастся увидеть картину-сюрприз для вас. (Приложение 3)

Перед детьми откроется картинка с грустными клоунами.

Учитель подводит урок. Картинку можно перевернуть и клоуны будут улыбаться. Так и в жизни. Если даже человек кажется вам не очень добродушным, то вы можете просто улыбнуться. И улыбка вам непременно зеркально вернется.

                        Домашнее задание: на обратной стороне картинки (Приложение 4).

                        Вы должны расшифровать слово, которое спрятано в цветке. Преобразовать его в глагол, подобрать 3 глагола-синонима. Составить 1 распространенное предложение с любым из глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Пара

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

 

Задание 1.

Составьте  из двух столбиков  пары  так, чтобы получились верные сочетания слов. Соедини стрелками.

ученик                   растёт
ученики                 растут
дерево                   читает
деревья                 читают

 

Задание 2.

Прочитайте словосочетания. Выберите и обведите нужную букву в окончаниях глаголов.

Трещ(и,а)т кузнечики, скрип(и,а)т жук,  ворку(е,ю)т дикие голуби,  стуч(и,а)т дятлы.

 

Задание 3.

Проверьте текст, всё ли там верно написано. Если есть ошибки, исправьте их.

Ярко светят весеннее солнце. Лёгкие облака украшает голубое небо. Смолой запахла душистые почки. Появились молодая травка.

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Мой маршрут работы на уроке русского языка 20.03.2019 г.

1. У меня хорошее настроение.

Я настроена положительно на урок.

2. Я справилась с минуткой чистописания и со словарной работой.

3. Я помню, что такое глагол, что он обозначает, на какие вопросы отвечает.

4. Я сформулировала тему и задачи урока.

 

 

 

 

 

5. Во время физминутки у меня получилось изменить названия слов-предметов и их действия во множественное число.

 

И теперь я понимаю, что число глаголов зависит от числа имен существительных, с которыми они употребляются.

6. Я справилась с упражнением 128.

7. Наша группа справилась с заданием без ошибок.

8. Во время игры я не допустила ни одной ошибки.

9. Я записала в кластер новые знания и считаю, что с поставленными задачами справилась.

 

 


Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Разработка урока Учебный предмет: русский язык

Разработка урока Учебный предмет: русский язык

Ход урока 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Ход урока 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом,

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом,

Так как вы сегодня волшебники, вы улыбаетесь, то мы изменим количество бабочек

Так как вы сегодня волшебники, вы улыбаетесь, то мы изменим количество бабочек

Ребята, что сложного было для Вас на уроке

Ребята, что сложного было для Вас на уроке

Приложение 1 Пара _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________

Приложение 1 Пара _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________

Приложение 2 Мой маршрут работы на уроке русского языка 20

Приложение 2 Мой маршрут работы на уроке русского языка 20

Приложение 4

Приложение 4

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"

Разработка урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024