Разработка урока "Слово и образ малой родины" 6 класс, курс "Истоки"
Оценка 4.9

Разработка урока "Слово и образ малой родины" 6 класс, курс "Истоки"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
другое
4 кл—7 кл
09.10.2023
Разработка урока "Слово и образ малой родины" 6 класс, курс "Истоки"
Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”. 2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?” 3. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала. 4. Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков. 5. Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.
УРОК ИСТОКИ 6 класс.docx

Истоки.6 класс. Урок « Слово и образ малой родины»

Цель урока: помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое малая родина, помочь увидеть образ родного края, обогатить духовно учащихся, вызвать у детей ощущение истоков своей малой родины.

Художественно-педагогическая идея урока:

«В стужу, в зной и в непогодину я объехал целый свет.

Но дороже милой родины, видит Бог, не встретил! Нет!

Да, дороже малой Родины ничего на свете нет»                                  ( Н.Карпуничев)

 

Задачи урока:

1.Знакомясь с произведениями поэтов-земляков дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое «малая родина», почему она так дорога каждому.

2.Поразмышлять о том, что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Каковы смыслы и ценности образа и слова малой родины.

3.Используя краеведческий материал, вызвать у детей ощущение сопричастности и преемственности всему, что составляет образ малой Родины, образ родного города Ханты-Мансийска

4.Используя визуальные и аудио наглядные методы способствовать развитию целостного восприятия информации школьников.

5.Используя краеведческий материал, вызвать эмоциональный отклик у каждого ребёнка, дать возможность каждому совершенствовать коммуникативные умения, дать возможность совершенствовать творческие способности.

6.Используя элементы игры, прививать интерес к предмету, способствовать здоровьесбережению.

7.Вместе с учащимися прийти к выводу о том, что малая родина неповторима, всё в ней родное и знакомое, там священные места, напоминающие о предках, о роде; что черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места.

Оборудование урока:

-книги авторов-земляков о Ханты-Мансийске;

-мультимедийная презентация «Мой город»;

-аулиозапись «С чего начинается Родина?», «На слиянии двух рек»

-карточки с заданиями для работы в парах и четвёрках.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

(На доске фото разных уголков города Ханты-Мансийска, оформлена выставка сборников стихов поэтов-земляков, оформлен стенд «Знаменитые земляки», которые принесли славу родному городу, тема на доске не записана)

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

-Дорогие ребята, наш урок начался с песни, текст которой раньше в моем детстве был напечатан на обложке тетрадей.. Наверно, поэтому я ее знаю наизусть. Он есть и у вас на партах. Посмотрите, я не записала тему урока, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять?

Посмотрите на карту России. А вот очертания нашего округа. Огромная Россия - наше Отечество, земля наших отцов и дедов, но на карте есть то маленькое место, где мы родились и это наша….малая Родина. О ней сегодня и пойдет речь. А раз речь, то это СЛОВО.

А как она выглядит наша малая Родина? Для меня она единственная и неповторимая, это место, где покоятся мои дедушка и бабушка, здесь родилась моя мама, я и мои сестры, здесь родились мои дети и внучка. Это место где прошли мое детство и юность, это вторая школа, которая дала мне знания и надежных друзей. Вот такая моя малая родина! А для вас она какая? Вы сейчас подумаете, а я вам прочту стихотворение моего коллеги, который в нашей школе работает учителем физики. Это Сергей Иванович Кунцевич, стихотворение называется «Ханты-Мансийск»

 Город на семи холмах

Славится и в песнях, и в веках.

 Твои года – весна, твой возраст – май,

Ханты-Мансийск!Расти и процветай!

 

Благословенная земля…

Здесь счастье неожиданно открылось,

Я вырван из контекста бытия,

И время, словно кадр, остановилось.

 

Здесь то, чем как святыней дорожу

Мне душу ранит близостью соседства, 

Я по дорогам памяти брожу

Тропинками немыслимого детства.

 Судьба сурового, загадочного края!

Тобой живу, люблю и прославляю!

 

Уносит скорый поезд за Тобольск, 

Где над болотами москитный дождик вьётся,

Югра! Ты трепетная боль,

Что просто Родиной зовётся.

 

Мой милый край! – Души простор.

В живую гладь твоих озёр

Я всматриваюсь с давних пор

И полноводная река

Качает на волнах века.

 

Гляжу я в солнечные лица 

Гуляю по проспектам синим,

И счастлив, что моя столица

Такая радостная ныне.

 

Столица льда, шаманов и оленей

Ты стала центром всех открытий и свершений!

 Край заповедный счастья и весны – 

Нефтегазовая молодость страны.

 

Как молния лети вперёд и ввысь!

Мой дорогой Ханты-Мансийск!

 Пусть светит нам твоя звезда!

Ханты-Мансийск! Сейчас и навсегда!

И так как бы вы описали свою малую родину? (ответы детей)

Верно! Из ваших описаний мы можем сложить ОБРАЗ малой Родины. А тема нашего урока «Слово и образ малой Родины» (на экране)

2. Знакомство с основными понятиями темы.

(На доске открываем основные понятия темы: малая родина, родная земля, земляки)

Сейчас прочитайте на странице 56 учебника , что означают эти понятия.

(Работа с учебником)

- Что мы называем малой родиной?

(Это место, где родился человек -деревня, село, посёлок, город)

Что мы называем родной землёй?

(Родной (родимой) землёй принято называть края и земли, в которых расположилась малая родина)

Кого можно назвать земляком?

(Родившиеся в той или иной земле люди называют себя земляками)

Послушайте еще одно замечательное стихотворение. Его написала Любовь Миляева. Поэт, публицист, драматург, общественный деятель, член Союза российских писателей, председатель Правления региональной общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ассоциация интеллектуальных и творческих сил Югры».

Ханты-Мансийск, цветок Сибири,
Возросший на семи холмах.
Твои мечты, твои надежды
Воспеты одами в стихах.

Стоишь в кедровом ожерелье
У рек Оби и Иртыша,
Что Ермака дружину помнят
И катят волны не спеша.

Ханты-Мансийск, твои березы
И тихих улиц простота,
Волнуют сердце, словно слезы
И капли летнего дождя.

Когда янтарный луч заката
По тихим улочка скользнет,
То пара лебединых крыльев
По небу песней проплывет.

Ханты-Мансийск, любимый город,
Ты слышишь музыку тайги,
То снежной занесен метелью,
То тонешь в зелени листвы.

А сейчас давайте вместе создадим свой неповторимый образ малой родины.

3.Предлагаю образовать ресурсный круг, сегодня первый день весны, моя внучка каталась с горки и принесла веточку вербы. Вот ее мы и будем передавать.

Попробуем представить свою малую родину, продолжив предложение (одно или все)

Я вижу…

Я слышу…

Я ощущаю…

 

Я начну. Малая родина. Я вижу деревенский дом, который давным-давно построил мой дед, теплое солнышко будит меня, запах оладушек и парного молока, тихие шаги бабушки, её улыбка, слышу радостное приветствие и суетливые хлопоты возле русской печки. Вижу наш уютный двор, мама молодая и очень красивая развешивает белоснежное белье, под окном в палисаднике цветы и кусты смородины

(передаю веточку вербы желающему поделиться своим образом, дети высказываются)

Присаживаемся. Вы заметили, что все наши образы во многом похожи. Малая родина - это то, что дорого нашему сердцу, это милая сердцу природа, это друзья, это родные и близкие, это дом, это родной город. В 2012 году ко дню рождения Ханты-Мансийска я написала песню.

Звучит песня о Ханты-Мансийске

Вы посмотрели фотографии Ханты-Мансийска и я предлагаю вам стать экскурсоводом и что-нибудь познавательное рассказать нам о нашем городе, а вернее о Самарово.

4.Ролевая игра. Малой родиной для многих из вас является город Ханты-Мансийск. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию по родному городу, пока виртуально. Каждый из вас сейчас может попробовать себя в роли экскурсовода.

(Дети смотрят презентацию «Мой город» и по очереди играют роль экскурсовода)

Ваш земляк и наш бывший ученик Юрий Кузнецов написал вот такое стихотворение о

(Читаю стихотворение о Ханты-Мансийске выпускника СОШ№2    )

Не уезжайте из Ханты-Мансийска.
Если на то нет истинных причин.
Нет в мире города похожего и близко.
Ханты-Мансийск - он на земле один!

Здесь всё родное: лес, поля, озёра.
Дома и улицы, и парки и сады.
И на речном вокзале метеоры,
И на погостах деревянные кресты…

Большой деревней когда-то называли,
Уютный город без особых благ.
Ханты-Мансийцы не предполагали,
Что он изменится и расцветёт вот так!

Перечислять его достоинства нет смысла.
И красота его для многих на виду!
Не уезжайте из Ханты-Мансийска.
Не оставляйте в сердце пустоту…

-Какие черты малой родины вы рассмотрели в этом стихотворении?

5.Работа в парах

(На партах тексты стихотворения ,задания, дети работают в парах, обсуждают, приходят к общему мнению)

-Ребята ,а как вы думаете? Почему так важно свято хранить прошлое?

(Без прошлого нет и будущего: каждому человеку важно знать свои корни, свою малую родину, чтобы смело идти вперёд, преодолевая любые трудности )

А сейчас мы с вами напишем послание в далёкое будущее и расскажем правнукам о нашей малой родине.

А сейчас внимание на экран (Уголок России отчий дом)

6.Работа в четвёрках. Дети работают,оформляют свою страничку послания.

В конце работы зачитывается текст послания.

7.Рефлексия. А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами, которые вы испытали сегодня на уроке, продолжив предложения

Мне понравилось(не понравилось)…

Я задумался над..

Я чувствую…

Мне бы хотелось…

8.Домашнее задание.

Написать творческую работу «Моя малая родина» в любом жанре.


 

Истоки.6 класс. Урок « Слово и образ малой родины»

Истоки.6 класс. Урок « Слово и образ малой родины»

Вы сейчас подумаете, а я вам прочту стихотворение моего коллеги, который в нашей школе работает учителем физики

Вы сейчас подумаете, а я вам прочту стихотворение моего коллеги, который в нашей школе работает учителем физики

Работа с учебником) - Что мы называем малой родиной? (Это место, где родился человек -деревня, село, посёлок, город)

Работа с учебником) - Что мы называем малой родиной? (Это место, где родился человек -деревня, село, посёлок, город)

В 2012 году ко дню рождения Ханты-Мансийска я написала песню

В 2012 году ко дню рождения Ханты-Мансийска я написала песню
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023