Разработка урока технологии на тему "Потребности и расходы" для учащихся 7-8 классов (в рамках обучения финансовой грамотности)
Оценка 4.8

Разработка урока технологии на тему "Потребности и расходы" для учащихся 7-8 классов (в рамках обучения финансовой грамотности)

Оценка 4.8
pdf
13.06.2023
Разработка урока технологии на тему "Потребности и расходы" для учащихся 7-8 классов (в рамках обучения финансовой грамотности)
Урок технологии 7-8 классы Потребности и расходы.pdf

«Разработка урока технологии для учащихся 7-8 классов «Потребности и расходы»»

(в рамках обучения финансовой грамотности)

Тема

Мастер – класс для учащихся 7-8 кл.

«Потребности и расходы»

Образовательные результаты 

 

Цель мероприятия – сформировать у школьников базовые представления об управлении своими потребностями, т.е.

как максимально удовлетворить потребности с учетом ограниченных возможностей.

 

Задачи:

Знать основные виды и свойства потребностей.

Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов.

Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить.

Уметь определять и формулировать актуальные потребности.

Уметь формулировать способы удовлетворения потребности.

Продолжительность урока

1 урок

45 минут

Класс и возраст детей 

7-8 классы

12-14 лет

Ход урока

(описание урока, пояснения, что делает педагог и дети в процессе выполнения упражнений, ключевые выводы, к которым педагог должен привести детей в ходе мероприятия,

соответствующие заявленным образовательным результатам)

Формат и краткое описание

(последовательное описание всех этапов урока)

Образовательные результаты

 

Необходимые пояснения и дополнительные вопросы

(Содержание упражнений, вопросы, которые задаются ученикам, ключевые выводы, к которым нужно привести учеников)

Продолжительность

Приветствие и анонс мероприятия Приветствие участников, презентация темы мероприятия. 

 

Добрый день! Сегодня мы начинаем наше путешествие в удивительную страну финансовой грамотности. Первой на пути у нас будет станция «Потребности и ресурсы». Мы узнаем, что такое потребности, какими они бывают и как они связаны с ресурсами. 

Для начала давайте разделимся на 2 команды и поиграем в игру-разминкуКаждый член команды по очереди называет свои желания, которые могут быть любыми из тех, что актуальны в данном возрасте, и передает ход, бросая сопернику мячик.

5 минут

Потребности и их виды Лекция о потребностях и их видах

Знать основные виды и свойства потребностей.

 

Сколько, оказывается, у нас разных желаний. 

Желания говорят нам о наших потребностях. То есть когда мы чувствуем, например, жажду, голод или одиночество, значит, мы испытываем потребность. В случае жажды – в воде, голода – в пище, а в случае одиночества? (Вопрос адресуется аудитории. Правильный ответ – в общении).  То есть потребность – это нужда в чем-либо. 

Внутри нас живут много потребностей. И каждая из них «просыпается» в разное время. Кому-то сейчас хочется поесть, а кто-то уже поел и хочет поиграть. Кто-то хочет заняться спортом, а кто-то просто полежать.

5 минут

Игра «Примерная семья» Дискуссионная игра на определение и группировку видов потребностей и ресурсов

Уметь определять и формулировать актуальные потребности.

Уметь формулировать способы удовлетворения потребности.

Познакомиться с потребностями поближе нам поможет игра «Примерная семья». Кстати, а как вы думаете, какие потребности есть у членов семьи? (Дети отвечают и приводят примеры)

Хорошо. Теперь каждой из команд предстоит ознакомиться и поработать со списком доходов и расходов семьи, состоящей из 4 человек: мама, папа, сынученик и дочь-дошкольница. (Задание 1)

20 минут

 

 

 

Проанализируйте список и перечислите потребности этой семьи. (Дети отвечают и приводят примеры)

Теперь попробуйте посчитать общий доход семьи, выделяя для этого необходимые пункты из предложенного списка. Ваша задача посчитать общий доход семьи за данный месяц и распределить виды доходов по категориям, сопровождая ваши действия подсчетом суммы. Для расчетов можно использовать калькулятор. Для этой работы у вас ровно 5 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов).

Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Прекращаем все записи и приступаем к озвучиванию результатов. Итак, команда №1, вам слово. (Представители команды должны озвучить:

список доходов, которые они выделили и итоговую сумму,  как распределили доходы по категориям с итоговыми суммами. Спасибо команде №1. Теперь слово команде №2. (Ведущий спрашивает результаты работы команды №2).

После выступления второй команды осуществляется проверка правильности выполнения задания с помощью таблиц с ответами №2 и №3.

Если возникают вопросы, учитель дает дополнительные комментарии. При необходимости в ответы команд вносятся правки. 

Далее по аналогииТеперь попробуйте посчитать сумму расходов семьи, выделяя для этого необходимые пункты из предложенного списка. Ваша задача посчитать общие расходы семьи за данный месяц и распределить виды расходов по категориям, сопровождая ваши действия арифметическими действиями. Для этой работы у вас ровно 10 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов).

Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Прекращаем все записи и приступаем к озвучиванию результатов. Итак, теперь первой отвечает команда №2, вам слово. (Представители команды должны озвучить:

список расходов, которые они выделили и итоговую сумму,  как распределили расходы по категориям с итоговыми суммами. Спасибо команде №2. Теперь слово команде №1. (Ведущий спрашивает результаты работы команды №1).

После выступления первой команды осуществляется проверка правильности выполнения задания с помощью таблиц с ответами №4 и №5.

Если возникают вопросы, учитель дает дополнительные комментарии. При необходимости в ответы команд вносятся правки.

   Молодцы! А теперь, проанализировав предложенный бюджет семьи, ответьте на вопрос: «Позволяет ли такой бюджет делать сбережения?» (Нет, все, что они получают, все тратят и в случае непредвиденных обстоятельств (болезнь, поломка машины или холодильника) у них нет сбережений или лишних денег на

 

 

 

 

оплату таких расходов).

Как можно оптимизировать бюджет? (Сократить расходы на развлечения: боулинг и обеды в кафе; товары из категории одежда приобретаются не каждый месяц (кроссовки, комбинезон); штраф за неправильный переход дороги тоже бывает редко). 

Ответы принимаются от команд или участников по поднятию флажка, за каждый правильный ответ можно начислять баллы.

 

 

Истинные потребности Решение кейсов на определение истинных потребностей

Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить.

 

Вот мы с Вами и проанализировали бюджет семьи, на основе которого научились формулировать и группировать потребности и ресурсы, позволяющие удовлетворять эти потребности. 

Наши потребности безграничны. Как только одна потребность исчезает, на ее месте возникает новая - или сразу, или чуть позже. И этот процесс бесконечен.  Когда наши потребности удовлетворяются, то мы ощущаем себя счастливыми. 

Теперь давайте еще раз озвучим, что нужно, чтобы удовлетворить потребности, которые мы нашли в списке? Начнем с простых потребностей. (Дети отвечают, приводят примеры. Ведущий записывает ответы на доске).

 Выходит, прежде чем браться за дело, нужно точно понимать, чего же ты на

самом деле хочешь – то ли поесть, то ли пообщаться с друзьями, то ли заняться спортом. «Настоящие» потребности называют истинными. И оказывается, не всегда бывает просто их распознать. Но мы же с вами не боимся сложностей, верно? Давайте попробуем это сделать вместе на примере известных сказочных или мультипликационных героев.    

У меня в руках мячик, я буду рассказывать историю и кидать его кому-то из вас, тот, кто его поймает, должен угадать истинную потребность и кинуть мячик обратно. (Для этого упражнения хорошо подходит мягкий мяч небольшого диаметра, в качестве альтернативы – скомканный лист бумаги. На один кейс мячик можно забрасывать команде несколько раз, чтобы дети могли озвучить несколько вариантов ответов, пока не прозвучит правильный.

Кейс 1: Незнайка решил научиться играть на укулеле – уже купил инструмент и даже записал видео для канала на YouTube (Потребность во внимании) Кейс 2: Волк терпеть не может коньки. Но узнав, что сегодня вечером на катке будет заяц, побежал в прокат искать коньки походящего размера (Потребность в еде :-) => мог бы поймать зайца до или после катка)

Кейс 3: Дяде Фёдору на день рождения в прошлом году подарили телефон. Он хорошо работает, ни разу не падал, но на днях вышла новая модель его любимой марки. И Дядя Фёдор опять просит родителей подарить ему новый телефон (Потребность во внимании/престиже; => мог бы завести канал на YouTube) Кейс 4: Золушка, собираясь на бал, зашла в магазин, чтобы купить себе пару удобных кроссовок (Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск)

10 минут

 

 

Кейс 5: Буратино так и не научился читать, но зато купил себе книжку с самой красочной обложкой. Весь день он гулял по улице, хвастая перед прохожими своей покупкой. (Потребность в общении/уважении)

   Молодцы, ребята! Вас не проведешь! Вы отлично умеете определять истинные потребности. А главное, понимаете, как лучше их удовлетворять. 

 

 

Ограниченность ресурсов Лекция о видах ресурсов и их ограниченности

Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов.

 

Как вы думаете, какие ресурсы позволяют человеку удовлетворить большинство потребностей? (Дети отвечают. Правильный ответ – деньги и время). Верно, основные ресурсы, которые доступны человеку – это деньги и время. Деньги позволяют нам удовлетворять потребности в еде, жилье, одежде. А свободное время мы с радостью проводим с близкими, общаемся или занимаемся любимыми делами.

Мы уже убедились, что потребности безграничны. А как вы думаете обстоят дела с ресурсами? (Дети отвечают, дают комментарии). Да, вы совершенно правы, в отличие от безграничных потребностей, ресурсы ограничены. 

В сутках всего 24 часа, а денег недостаточно для того, чтобы купить всё. К тому же после удовлетворения одних потребностей, у человека снова возникают новые. Поэтому все потребности удовлетворить не получится, даже если затратить большое количество ресурсов.

Как же быть? Придется выбирать, какие потребности удовлетворить, а от каких придется отказаться. Для этого важно определить круг потребностей, которые у вас есть. Также нужно понимать, какие у вас есть ресурсы. Это поможет принять решение и сделать выбор. 

А потренироваться в этом нелегком деле мы сможем с вами в следующий раз.

 

3 минуты

Подведение итогов и ответы на вопросы Вопросы учащихся по пройденному материалу

 

Сегодня мы сделали первые, но очень важные шаги на пути к финансовой грамотности – разобрались с понятиями потребности и ресурсы. Научились формулировать потребности и определять истинные потребности, поговорили, каким образом они удовлетворяются.  

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за ваше внимание и активную работу! Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

 

1 минута

Рефлексия Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса

 

Желающие, пожалуйста,  выскажите свои впечатления от мастер-класса.

1 минута

 

 

Итого:

45 минут

 

 

 

 

 

Задание 1. Ознакомиться с доходами и расходами семьи, состоящей из 4 человек (папа, мама, сын-подросток и дочь-дошкольница).

 

п/п

Доходы и расходы семьи за месяц

Сумма, руб.

1

Пособие на ребенка до 7-и лет 

7 000

2

Обеды ребенка в школьной столовой 

1 400

3

Развивающие занятия для дочери (250 руб * 4 занятия)

1 000

4

Оплата электричества по счетчикам

1 400

5

Выигрыш в лотерею

1 200

6

Кроссовки для сына

2 300

7

Бензин (42 руб./л АИ 92 * 100 л.)

4 200

8

Квартплата ежемесячная

4 000

9

Комбинезон для дочери

1 700

10

Бытовая химия для уборки дома и стирки одежды

2 000

11

Воскресные обеды в кафе

3 200

12

Корм для кошки

600

13

Оплата воды по счетчикам 

1 200

14

Боулинг в клубе (700 руб. * 5 посещений)

3 500

15

Штраф за неправильный переход через дорогу

500

16

Оплата стационарного телефона

400

17

Занятия в бассейне  мамы (375 руб. * 4 занятия)

1 500

18

Заработанная плата папы

30 700

19

Покупка продуктов в магазине 

25 000

20

Спортивная секция для сына (300 руб. * 8 занятий)

2 400

21

Заработанная плата мамы

21 300

22

Проценты на вклад в банке (ежемесячные выплаты)

2 800

23

Оплата питания в детском саду

4 000

24

Оплата мобильного интернета (400 руб * 3 человека)

1 200

25

Футболка для папы

900

 

Задание 2. Посчитать доходы семьи за месяц                      Задание 3. Распределение доходов по категориям

                 

Таблица с правильными вариантами:                                                 Таблица с правильными вариантами: 

                 

 

п/п

Доходы семьи за месяц

Сумма, руб.

1

Пособие на ребенка до 7-и лет 

7 000

2

Выигрыш в лотерею

1 200

3

Заработанная плата папы

30 700

4

Заработанная плата мамы

21 300

5

Проценты на вклад в банке (ежемесячные выплаты)

2 800

 

ИТОГО:

63 000 руб

 

Категория

 

Сумма, руб.

Пособия и стипендии

 

7 000

Заработанная плата и премии 

 

52 000

Доход от сбережений и от собственности (сдача в аренду)

 

2 800

Прочие

 

1 200

 

ИТОГО:

63 000 руб

 

 

 

Задание 4. Посчитать расходы семьи за месяц                   Задание 5. Распределение расходов по категориям

             

Таблица с правильными вариантами:                                                 Таблица с правильными вариантами: 

             

 

п/п

Расходы семьи за месяц

Сумма, руб.

1

Обеды ребенка в школьной столовой 

1 400

2

Развивающие занятия для дочери (250 руб * 4 занятия)

1 000

3

Оплата электричества по счетчикам

1 400

4

Кроссовки для сына

2 300

5

Бензин (42 руб./л АИ 92 * 100 л.)

4 200

6

Квартплата ежемесячная

4 000

7

Комбинезон для дочери

1 700

8

Бытовая химия для уборки дома и стирки одежды

2 000

9

Воскресные обеды в кафе

3 200

10

Корм для кошки

600

11

Оплата воды по счетчикам 

1 200

12

Боулинг в клубе (700 руб.* 5 посещений)

3 500

13

Штраф за неправильный переход через дорогу

500

14

Оплата стационарного телефона

400

15

Занятия в бассейне  мамы (375 руб. * 4 занятия)

1 500

16

Покупка продуктов в магазине 

25 000

17

Спортивная секция для сына (300 руб.* 8 занятий)

2 400

18

Оплата питания в детском саду

4 000

19

Оплата мобильного интернета (400 руб * 3 человека)

1 200

20

Футболка для папы

900

 

ИТОГО:

62 400 руб

 

Категория расходов

 

 

Сумма руб.

Питание

 

 

33 600

Оплата услуг ЖКХ

 

 

7 000

Одежда и обувь

 

 

4 900

Автомобиль

 

 

4 200

Образование

 

 

1 000

Товары для дома

 

 

2 000

Животные

 

 

600

Спорт 

 

 

3 900

Развлечения

 

 

3 500

Личные нужды

 

 

1200

Разное

 

 

500

 

 

ИТОГО:

62 400 руб

 

  

 

Разработка урока технологии для учащихся 7-8 классов «Потребности и расходы»» (в рамках обучения финансовой грамотности)

Разработка урока технологии для учащихся 7-8 классов «Потребности и расходы»» (в рамках обучения финансовой грамотности)

Потребности и их виды Лекция о потребностях и их видах 

Потребности и их виды Лекция о потребностях и их видах 

Проанализируйте список и перечислите потребности этой семьи

Проанализируйте список и перечислите потребности этой семьи

Спасибо команде №2. Теперь слово команде №1

Спасибо команде №2. Теперь слово команде №1

Как можно оптимизировать бюджет? (Сократить расходы на развлечения: боулинг и обеды в кафе; товары из категории одежда приобретаются не каждый месяц (кроссовки, комбинезон); штраф за…

Как можно оптимизировать бюджет? (Сократить расходы на развлечения: боулинг и обеды в кафе; товары из категории одежда приобретаются не каждый месяц (кроссовки, комбинезон); штраф за…

Истинные потребности Решение кейсов на определение истинных потребностей 

Истинные потребности Решение кейсов на определение истинных потребностей 

Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск) 10 минут

Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск) 10 минут

Ограниченность ресурсов Лекция о видах ресурсов и их ограниченности 

Ограниченность ресурсов Лекция о видах ресурсов и их ограниченности 

Рефлексия Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса

Рефлексия Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса

Покупка продуктов в магазине 25 000 20

Покупка продуктов в магазине 25 000 20

Задание 4. Посчитать расходы семьи за месяц

Задание 4. Посчитать расходы семьи за месяц

Разработка урока технологии на тему "Потребности и расходы" для учащихся 7-8 классов (в рамках обучения финансовой грамотности)

Разработка урока технологии на тему "Потребности и расходы" для учащихся 7-8 классов (в рамках обучения финансовой грамотности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023