«Разработка урока технологии для учащихся 7-8 классов «Потребности и расходы»»
(в рамках обучения финансовой грамотности)
Тема |
Мастер – класс для учащихся 7-8 кл. |
«Потребности и расходы» |
|
Образовательные результаты
|
Цель мероприятия – сформировать у школьников базовые представления об управлении своими потребностями, т.е. как максимально удовлетворить потребности с учетом ограниченных возможностей.
|
Задачи: Знать основные виды и свойства потребностей. Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов. Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить. Уметь определять и формулировать актуальные потребности. Уметь формулировать способы удовлетворения потребности. |
|
Продолжительность урока |
1 урок |
45 минут |
|
Класс и возраст детей |
7-8 классы |
12-14 лет |
|
Ход урока (описание урока, пояснения, что делает педагог и дети в процессе выполнения упражнений, ключевые выводы, к которым педагог должен привести детей в ходе мероприятия, соответствующие заявленным образовательным результатам) |
|||
Формат и краткое описание (последовательное описание всех этапов урока) |
Образовательные результаты
|
Необходимые пояснения и дополнительные вопросы (Содержание упражнений, вопросы, которые задаются ученикам, ключевые выводы, к которым нужно привести учеников) |
Продолжительность |
Приветствие и анонс мероприятия Приветствие участников, презентация темы мероприятия. |
|
Добрый день! Сегодня мы начинаем наше путешествие в удивительную страну финансовой грамотности. Первой на пути у нас будет станция «Потребности и ресурсы». Мы узнаем, что такое потребности, какими они бывают и как они связаны с ресурсами. Для начала давайте разделимся на 2 команды и поиграем в игру-разминку. Каждый член команды по очереди называет свои желания, которые могут быть любыми из тех, что актуальны в данном возрасте, и передает ход, бросая сопернику мячик. |
5 минут |
Потребности и их виды Лекция о потребностях и их видах |
Знать основные виды и свойства потребностей.
|
Сколько, оказывается, у нас разных желаний. Желания говорят нам о наших потребностях. То есть когда мы чувствуем, например, жажду, голод или одиночество, значит, мы испытываем потребность. В случае жажды – в воде, голода – в пище, а в случае одиночества? (Вопрос адресуется аудитории. Правильный ответ – в общении). То есть потребность – это нужда в чем-либо. Внутри нас живут много потребностей. И каждая из них «просыпается» в разное время. Кому-то сейчас хочется поесть, а кто-то уже поел и хочет поиграть. Кто-то хочет заняться спортом, а кто-то просто полежать. |
5 минут |
Игра «Примерная семья» Дискуссионная игра на определение и группировку видов потребностей и ресурсов |
Уметь определять и формулировать актуальные потребности. Уметь формулировать способы удовлетворения потребности. |
Познакомиться с потребностями поближе нам поможет игра «Примерная семья». Кстати, а как вы думаете, какие потребности есть у членов семьи? (Дети отвечают и приводят примеры) Хорошо. Теперь каждой из команд предстоит ознакомиться и поработать со списком доходов и расходов семьи, состоящей из 4 человек: мама, папа, сынученик и дочь-дошкольница. (Задание 1) |
20 минут |
|
|
Проанализируйте список и перечислите потребности этой семьи. (Дети отвечают и приводят примеры) Теперь попробуйте посчитать общий доход семьи, выделяя для этого необходимые пункты из предложенного списка. Ваша задача посчитать общий доход семьи за данный месяц и распределить виды доходов по категориям, сопровождая ваши действия подсчетом суммы. Для расчетов можно использовать калькулятор. Для этой работы у вас ровно 5 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов). Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Прекращаем все записи и приступаем к озвучиванию результатов. Итак, команда №1, вам слово. (Представители команды должны озвучить: список доходов, которые они выделили и итоговую сумму, как распределили доходы по категориям с итоговыми суммами. Спасибо команде №1. Теперь слово команде №2. (Ведущий спрашивает результаты работы команды №2). После выступления второй команды осуществляется проверка правильности выполнения задания с помощью таблиц с ответами №2 и №3. Если возникают вопросы, учитель дает дополнительные комментарии. При необходимости в ответы команд вносятся правки. Далее по аналогии – Теперь попробуйте посчитать сумму расходов семьи, выделяя для этого необходимые пункты из предложенного списка. Ваша задача посчитать общие расходы семьи за данный месяц и распределить виды расходов по категориям, сопровождая ваши действия арифметическими действиями. Для этой работы у вас ровно 10 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов). Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Прекращаем все записи и приступаем к озвучиванию результатов. Итак, теперь первой отвечает команда №2, вам слово. (Представители команды должны озвучить: список расходов, которые они выделили и итоговую сумму, как распределили расходы по категориям с итоговыми суммами. Спасибо команде №2. Теперь слово команде №1. (Ведущий спрашивает результаты работы команды №1). После выступления первой команды осуществляется проверка правильности выполнения задания с помощью таблиц с ответами №4 и №5. Если возникают вопросы, учитель дает дополнительные комментарии. При необходимости в ответы команд вносятся правки. Молодцы! А теперь, проанализировав предложенный бюджет семьи, ответьте на вопрос: «Позволяет ли такой бюджет делать сбережения?» (Нет, все, что они получают, все тратят и в случае непредвиденных обстоятельств (болезнь, поломка машины или холодильника) у них нет сбережений или лишних денег на |
|
|
|
оплату таких расходов). Как можно оптимизировать бюджет? (Сократить расходы на развлечения: боулинг и обеды в кафе; товары из категории одежда приобретаются не каждый месяц (кроссовки, комбинезон); штраф за неправильный переход дороги тоже бывает редко). Ответы принимаются от команд или участников по поднятию флажка, за каждый правильный ответ можно начислять баллы.
|
|
Истинные потребности Решение кейсов на определение истинных потребностей |
Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить.
|
Вот мы с Вами и проанализировали бюджет семьи, на основе которого научились формулировать и группировать потребности и ресурсы, позволяющие удовлетворять эти потребности. Наши потребности безграничны. Как только одна потребность исчезает, на ее месте возникает новая - или сразу, или чуть позже. И этот процесс бесконечен. Когда наши потребности удовлетворяются, то мы ощущаем себя счастливыми. Теперь давайте еще раз озвучим, что нужно, чтобы удовлетворить потребности, которые мы нашли в списке? Начнем с простых потребностей. (Дети отвечают, приводят примеры. Ведущий записывает ответы на доске). Выходит, прежде чем браться за дело, нужно точно понимать, чего же ты на самом деле хочешь – то ли поесть, то ли пообщаться с друзьями, то ли заняться спортом. «Настоящие» потребности называют истинными. И оказывается, не всегда бывает просто их распознать. Но мы же с вами не боимся сложностей, верно? Давайте попробуем это сделать вместе на примере известных сказочных или мультипликационных героев. У меня в руках мячик, я буду рассказывать историю и кидать его кому-то из вас, тот, кто его поймает, должен угадать истинную потребность и кинуть мячик обратно. (Для этого упражнения хорошо подходит мягкий мяч небольшого диаметра, в качестве альтернативы – скомканный лист бумаги. На один кейс мячик можно забрасывать команде несколько раз, чтобы дети могли озвучить несколько вариантов ответов, пока не прозвучит правильный. Кейс 1: Незнайка решил научиться играть на укулеле – уже купил инструмент и даже записал видео для канала на YouTube (Потребность во внимании) Кейс 2: Волк терпеть не может коньки. Но узнав, что сегодня вечером на катке будет заяц, побежал в прокат искать коньки походящего размера (Потребность в еде :-) => мог бы поймать зайца до или после катка) Кейс 3: Дяде Фёдору на день рождения в прошлом году подарили телефон. Он хорошо работает, ни разу не падал, но на днях вышла новая модель его любимой марки. И Дядя Фёдор опять просит родителей подарить ему новый телефон (Потребность во внимании/престиже; => мог бы завести канал на YouTube) Кейс 4: Золушка, собираясь на бал, зашла в магазин, чтобы купить себе пару удобных кроссовок (Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск) |
10 минут |
|
|
Кейс 5: Буратино так и не научился читать, но зато купил себе книжку с самой красочной обложкой. Весь день он гулял по улице, хвастая перед прохожими своей покупкой. (Потребность в общении/уважении) Молодцы, ребята! Вас не проведешь! Вы отлично умеете определять истинные потребности. А главное, понимаете, как лучше их удовлетворять.
|
|
Ограниченность ресурсов Лекция о видах ресурсов и их ограниченности |
Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов.
|
Как вы думаете, какие ресурсы позволяют человеку удовлетворить большинство потребностей? (Дети отвечают. Правильный ответ – деньги и время). Верно, основные ресурсы, которые доступны человеку – это деньги и время. Деньги позволяют нам удовлетворять потребности в еде, жилье, одежде. А свободное время мы с радостью проводим с близкими, общаемся или занимаемся любимыми делами. Мы уже убедились, что потребности безграничны. А как вы думаете обстоят дела с ресурсами? (Дети отвечают, дают комментарии). Да, вы совершенно правы, в отличие от безграничных потребностей, ресурсы ограничены. В сутках всего 24 часа, а денег недостаточно для того, чтобы купить всё. К тому же после удовлетворения одних потребностей, у человека снова возникают новые. Поэтому все потребности удовлетворить не получится, даже если затратить большое количество ресурсов. Как же быть? Придется выбирать, какие потребности удовлетворить, а от каких придется отказаться. Для этого важно определить круг потребностей, которые у вас есть. Также нужно понимать, какие у вас есть ресурсы. Это поможет принять решение и сделать выбор. А потренироваться в этом нелегком деле мы сможем с вами в следующий раз.
|
3 минуты |
Подведение итогов и ответы на вопросы Вопросы учащихся по пройденному материалу |
|
Сегодня мы сделали первые, но очень важные шаги на пути к финансовой грамотности – разобрались с понятиями потребности и ресурсы. Научились формулировать потребности и определять истинные потребности, поговорили, каким образом они удовлетворяются. Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за ваше внимание и активную работу! Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
|
1 минута |
Рефлексия Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса |
|
Желающие, пожалуйста, выскажите свои впечатления от мастер-класса. |
1 минута |
|
|
Итого: |
45 минут |
Задание 1. Ознакомиться с доходами и расходами семьи, состоящей из 4 человек (папа, мама, сын-подросток и дочь-дошкольница).
№ п/п |
Доходы и расходы семьи за месяц |
Сумма, руб. |
1 |
Пособие на ребенка до 7-и лет |
7 000 |
2 |
Обеды ребенка в школьной столовой |
1 400 |
3 |
Развивающие занятия для дочери (250 руб * 4 занятия) |
1 000 |
4 |
Оплата электричества по счетчикам |
1 400 |
5 |
Выигрыш в лотерею |
1 200 |
6 |
Кроссовки для сына |
2 300 |
7 |
Бензин (42 руб./л АИ 92 * 100 л.) |
4 200 |
8 |
Квартплата ежемесячная |
4 000 |
9 |
Комбинезон для дочери |
1 700 |
10 |
Бытовая химия для уборки дома и стирки одежды |
2 000 |
11 |
Воскресные обеды в кафе |
3 200 |
12 |
Корм для кошки |
600 |
13 |
Оплата воды по счетчикам |
1 200 |
14 |
Боулинг в клубе (700 руб. * 5 посещений) |
3 500 |
15 |
Штраф за неправильный переход через дорогу |
500 |
16 |
Оплата стационарного телефона |
400 |
17 |
Занятия в бассейне мамы (375 руб. * 4 занятия) |
1 500 |
18 |
Заработанная плата папы |
30 700 |
19 |
Покупка продуктов в магазине |
25 000 |
20 |
Спортивная секция для сына (300 руб. * 8 занятий) |
2 400 |
21 |
Заработанная плата мамы |
21 300 |
22 |
Проценты на вклад в банке (ежемесячные выплаты) |
2 800 |
23 |
Оплата питания в детском саду |
4 000 |
24 |
Оплата мобильного интернета (400 руб * 3 человека) |
1 200 |
25 |
Футболка для папы |
900 |
Задание 2. Посчитать доходы семьи за месяц Задание 3. Распределение доходов по категориям
Таблица с правильными вариантами: Таблица с правильными вариантами:
|
|
Задание 4. Посчитать расходы семьи за месяц Задание 5. Распределение расходов по категориям
Таблица с правильными вариантами: Таблица с правильными вариантами:
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.