Разработка урока в 5 классе по теме "Словосочетание"
Оценка 4.8

Разработка урока в 5 классе по теме "Словосочетание"

Оценка 4.8
doc
01.02.2020
Разработка урока в 5 классе по теме "Словосочетание"
урок в 5 классе Словосочетание.doc

« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с  заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»

Задание от учителя:

ч

е

с

в

л

о

н

и

т

а

р

п

д

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

1) 3,5,6,4,6      2) 3,5,6,4,6,3,6,1,2,9,10,7,8,2.       3)12,11,2,13,5,6,14,2,7,8,2

-укажи общее и отличия в полученных понятиях

 

термин

 

 

 

определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие признаки

 

 

 

 

отличия

 

 

 

 

 

 

 

Укажите словосочетания.

Утро, интересная книга, праздник, тихая ночь, не справился с заданием, задуматься, готовиться к урокам, с заданием, громко и весело.

 

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

 

3.    Тестовые задания с самопроверкой:

I.     Не являются словосочетаниями выражения:

1.    пришел на помощь

2.    помощь и поддержка

3.    убежал вперед

4.    чувство угасло

5.    шумный праздник

 

2. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли.

1.    маленькие огоньки

2.    огоньки вспыхивали

3.    вспыхивали на горизонте

4.    вспыхивали и гасли

5.    медленно гасли

6.    гасли у земли

7.    у земли

8.    огоньки гасли

итог урока:

- заполни пропуски в тексте:

1.  Словосочетание состоит из----------------частей: -------------- и -----------------. (3 б)

2.Зависимое слово связывается  с главным по---------------и грамматически. (1 б)

3.Смысловая связь  устанавливается по -----------------. ( 1б)

4. Грамматическая связь устанавливается с помощью-----------------------, а также  с помощью ----------------- и ------------------------------. (3 б)

«Мишень» _1___________________________5___________________________10бал

 

Тема урока: Словосочетание.


Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о словосочетании; понять отличие словосочетания от слова и предложения; понять , как строится словосочетание; научить устно и письменно определять части  словосочетания; развивать устную научную речь; объяснять языковые явления.

Учебные задачи: научиться выделять словосочетания в предложении, разбираться в структуре словочетания; устанавливать связь между словами;

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и с учителем. Ведение диалога (работа в паре).

Ход урока:

1.    Оргмомент.- приветствуем соседа по лицу, по плечу: пожелаем успешной работы

2.    Фронтальный опрос:

-вчера мне на почту пришло письмо для 5 б,« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с  заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»

Задание от учителя:

ч

е

с

в

л

о

н

и

т

а

р

п

д

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1) 3,5,6,4,6 (слово)  2) 3,5,6,4,6,3,6,1,2,9,10,7,8,2. (словосочетание) 3)12,11,2,13,5,6,14,2,7,8,2 (предложение)

-укажи общее и отличия в полученных понятиях

- вы можете помочь? Что нужно сделать? (расшифровать слова и найти общее и отличия)

-на столе таблица №1. запишите в нее полученные слова.

- напишите определения , используя справочный материал (…….) и учебник стр. 61-62

термин

слово

словосочетание

предложение

определение

Единица языка, которая называет предмет, признак, действие

Единица языка.Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

Единица языка. Слово и  слова, которые выражают законченную мысль. Оно  обладает смысловой и интонационной законченностью.

Общие признаки

 Единица языка.Несут информацию

Несут информацию

Несут информацию

отличия

Называет предмет, признак, действие

одним  словом, неточно

Более точно называет предмет, признак, действие

Есть цель высказывания и смысловая законченность

 -  стр № 62: задание под зеленой звездочкой.( Устно)

- вторая часть задания из письма:

-Укажите словосочетания.

Утро, интересная книга, праздник, тихая ночь, не справился с заданием, задуматься, готовиться к урокам, с заданием, громко и весело.

Что из этого вы сможете выполнить? (Назвать словосочетания)

Назовите словосочетания:

Интересная книга, тихая ночь, не справился с заданием, готовиться к урокам.

- Почему вы считаете, что это словосочетания?

4.    Изучение нового материала. Постановка целей и задач урока.

- Мы с вами на  прошлых уроках русского языка начали изучать новый раздел науки о языке ,  который называется « Синтаксис и пунктуация. Культура речи». Какая сегодня тема урока, как вы думаете. (Словосочетание)

- Что мы уже знаем? Чего не знаем? Что хотим узнать? (на доску)

Цели урока: понять, что называют словосочетанием; понять отличие словосочетания от слова и предложения; понять , как строится словосочетание;

Учебные задачи:научить устно и письменно определять части  словосочетания; развивать устную научную речь; объяснять языковые явления; научиться выделять словосочетания в предложении,  устанавливать связь между словами;

Какое задание вы пока не сможете выполнить? Чего не знаете? Сможете ли овладеть? Как? Каким способом? Зачем нужно?

 

1.    Проблемное объяснение нового знания. (самостоятельно - 5 мин.)

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?»- есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения , однородные члены предложения, предлог и слово, союз и слово.

1) была ли новая инфомация для вас? Какая?

2) работа в группе. Отвечаете на вопросы по очереди. Начинает тот, у кого темнее волосы

- Что такое словосочетание?

- Из чего состоит словосочетание?

- При помощи чего устанавливается смысловая связь в словосочетании?

- При помощи чего выражается грамматическая связь в словосочетании?

- Что не является словосочетанием? Узнали что-то новое по этому пункту?

3. выполняем упр № 129.

- в каких сочетаниях  слов нет смысловой связи?   Устно обсудите партнеры по лицу.

- отвечает …

4.из 1 части упр. Выписать с.с, обозначить главное и зависимое слова.( №2,3)

Ученики № 4 записывают  подлежащее и сказуемое из предложения №1.( мама сказала)

Ученики № 1 — однородные члены предложения ( масло и компот)

4.    Физминутка – зарядка для глаз «Бабочки».

закрепление:

- упр №128 : самостоятельно. Стол №1 (1 часть упр) проверяет стол №2 (часть -2), № 3 (часть -1)- проверяет №4 (часть -2). выставляет баллы в оценочный лист

- слабые у доски с оборотной стороны: Афанасьев Арт и Ермолаев Степа

 Запись 4 с.с- 4 балла

4.    Тестовые задания с самопроверкой:

I.     Не являются словосочетаниями выражения:

1.    пришел на помощь

2.    помощь и поддержка

3.    убежал вперед

4.    чувство угасло

5.    шумный праздник

 

2. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли.

1.    маленькие огоньки

2.    огоньки вспыхивали

3.    вспыхивали на горизонте

4.    вспыхивали и гасли

5.    медленно гасли

6.    гасли у земли

7.    у земли

8.    огоньки гасли

Ключ: I. 2, 4;  IV. 2, 4, 7, 8

 

 

 

итог урока:

- заполни пропуски в тексте:

1.  Словосочетание состоит из----------------частей: -------------- и -----------------. (3 б)

2.Зависимое слово связывается  с главным по---------------и грамматически. (1 б)

3.Смысловая связь  устанавливается по -----------------. ( 1б)

4. Грамматическая связь устанавливается с помощью-----------------------, а также  с помощью ----------------- и ------------------------------. (3 б)

- Какова тема нашего урока?(Словосочетания)

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какие из них удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать?

- В каком разделе науки о языке изучается словосочетание?

-  Что не является словосочетанием? (Подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения).

8.Оценки за урок с комментированием.

9.Рефлексия:

Прием «Мишень»:

- Поставьте точку в круге с той цифрой, которая, как вам кажется, отражает качество усвоения вами темы «Словосочетание».

- Посмотрите, как «отстрелялись» ваши одноклассники.

- Как считаете, вы усвоили тему?

10.                        Домашнее задание: упр. 132 - письменно, – выучить все о словосочетании.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Тема кейса: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я

 

 

 

 

 

 

все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». Какую роль играет семья в жизни человека?

         2.  «Главный вопрос» для исследования:

Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь?

                                      Тавлади

         Почему не может  забыть бабушкиного пряника ?

 

        3.Цель: научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации

      4. Планируемые результаты:

         Личностные: уважать личность и ее достоинства, уважать семейные ценности, формировать потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

     Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения ;устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ;ориентироваться  в  содержании  текста,  понимать целостный  смысл текста ; развивать  умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде

 

       

1 группа:Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
—Бабушки Петровны испугался! Эх ты!— закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

- Зато мне бабушка пряник конем купит!
—Может, кобылой?— усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!
—Я?
—Ты!
—Жадный?
—Жадный!
—А хочешь, все ягоды съем?- сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
—Слабо!— сказал он.

—Мне слабо!— хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины.— Мне слабо?!— повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!
        Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
      —Я еще у бабушки калач украду!
         Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог — ничего лишнее не будет.
—Ладно!

1.Озаглавьте отрывок.

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Сделайте вывод,  каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

 

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»

       Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки.

—Знаешь че?— проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька.— Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое!— принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька.— Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.
     А я остался.
     Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, повздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбираются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву — получилось земляники даже с копной.
—Дитятко ты мое!— запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину.— Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
      Отлегло маленько.
     Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
     Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.

—А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
----Не надо, Санька!
—Принеси калач, тогда не расскажу.
       Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
      «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?»— терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
—Ты чего там елозишь?— хрипло спросила из темноты бабушка.— В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
—Не-е,— откликнулся я.— Сон приснился…
—Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
    «А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
     Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…

1.Озаглавьте отрывок.

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Сделайте вывод,  каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

3 группа: Перечитайте эпизод

Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке и говорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, — ей говорю, — милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я перед дамочкой  извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».

1.Озаглавьте отрывок.

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние героини. Дайте оценку чувствам героини.

4 группа:в кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул: ничего ,дескать, не робей! Я заширкал носом. Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из моих глаз.

- Ну што, што ты!- успокаивал меня дед, обирая большой жесткой рукой слезы с моего лица.- чего ты голодный лежишь?  Попроси прощенья… Ступай , ступай!- легонько подтолкнул меня дед в спину.

 ...Я прижал руку к глазам , ступил в избу и завел:

- Я больше , я больше.. И ничего дальше сказать не мог.

- Ладно уж, умойся да садись трескать!- все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов, сказала бабушка… я сидел,  разглаживая заплатку на штанах,вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

1. Озаглавьте отрывок.

2. какую роль играет этот эпизод в раскрытии взаимоотношений в семье Васи?

 

 

 

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?

- Почему же своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

Каким будет ваш ответ на вопрос  Тавлади?

Предложить оформить ответ в форме синквейна.

 

 

 

Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности через поиск ответа на слова Тавлади.

2.Этап организации совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Можно организовать деятельность в малых группах: учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы  Педагог организует и направляет общую дискуссию.

3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

 На этом этапе анализируется эффективность работы групп, обсуждаются  проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.  Учащиеся оценивают свою работу при помощи смайликов. Выбирают лучший синквейн по теме, голосуя фигурками пряника-коня с розовой гривой. Учитель завершает дискуссию, анализируя  работу всех групп,  подводит итоги.

Диагностический инструментарий по оценке планируемых результатов:

-наблюдение за работой в группе;

-самооценка ученика ;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сладкая традиция - пряники

Самое любимое и давнишнее лакомство на Руси — пряники. Они исполняли роль игрушек, подарков, символов, имея чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности, оттого и название такое. По сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, ржевские, архангельские пряники и традиции, связанные с ними.

Популярность тульского пряника настолько была велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские.

Сказать, когда и кто изготовил первый пряник, невозможно. Но процесс изготовления был долгим и творческим. Об этом говорят нам пряничные доски, формы для пряников, сохранившиеся до наших дней. Вырезали их строго из березы или груши, возраст которых около 30 лет, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. И лишь только тогда мастера вырезали на них рисунки.
С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения.
К сожалению, в сегодняшнем разнообразии лакомств пряник не занимает такого почетного места, но достойным гостинцем может быть вполне. Его можно подарить не только детям, но и взрослым в знак уважения и любви на любой праздник. А если в вашем доме еще и пекут пряники, значит, вы продолжаете исконно русскую традицию!


Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой

Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой

Тестовые задания с самопроверкой:

Тестовые задания с самопроверкой:

Тема урока: С ловосочетание.

Тема урока: С ловосочетание.

Единица языка, которая называет предмет, признак, действие

Единица языка, которая называет предмет, признак, действие

Проблемное объяснение нового знания

Проблемное объяснение нового знания

Физминутка – зарядка для глаз «Бабочки»

Физминутка – зарядка для глаз «Бабочки»

Словосочетание состоит из----------------частей: -------------- и -----------------

Словосочетание состоит из----------------частей: -------------- и -----------------

Тема кейса: «Сколько лет с тех пор прошло!

Тема кейса: «Сколько лет с тех пор прошло!

Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно»

Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно»

Восподь тебе пособил, воспо-дь!

Восподь тебе пособил, воспо-дь!

Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020