Разработка уровневых учебных заданий
ФИО студента: Александрова Ирина Игоревна
Класс: 4 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема: Тундра
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии |
Решение задания. Предполагаемые ответы детей |
Критерии оценивания |
Ожидаемый результат |
||||||||||||||||||||
Узнавание |
Создание условия для проверки знаний о природе тундры. |
Вставьте пропущенные слова в текст про природу тундры. Тундра – это холодная безлесная …, расположенная … зоны арктических пустынь. … в тундре долгая и очень суровая. Лето здесь …, прохладное. Круглый год в тундре дуют … ветра. В тундре много … и …. Почва тундры бедна … . |
Учащиеся выполняют задание индивидуально на карточках. Один ученик читает, остальные проверяют. |
Тундра – это холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Зима в тундре долгая и очень суровая. Лето здесь короткое, прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветра. В тундре много болот и озер. Почва тундры бедна перегноем. |
Верно вставлены все слова – 3 балла Допущено не более 2 ошибок – 2 балла Допущено не более 4 ошибок – 1 балл Допущено больше 4 ошибок – 0 баллов
|
Учащиеся верно вставили пропущенные слова в текст про природу зоны тундры. |
||||||||||||||||||||
Создание условия для проверки умения распознать животных и растения тундры. |
Соотнесите изображения животных и растений с их названиями.
|
Учащиеся выполняют задание самостоятельно на карточках. Проверка осуществляется с помощью проверки по учебнику. |
Изображение 1 – Морошка Изображение 2 – Северный олень Изображение 3 – Песец Изображение 4 – Полярная ива Изображение 5 – Кулик Изображение 6 – Карликовая береза Изображение 7 – Белая куропатка Изображение 8 – Полярная сова |
Верно соотнесены все слова и изображения – 3 балла Допущено не более 2 ошибок – 2 балла Допущено не более 4 ошибок – 1 балл Допущено больше 4 ошибок – 0 баллов |
Учащиеся верно соотнесли все изображения животных и растений тундры с их названиями. |
|||||||||||||||||||||
Воспроизведение |
Создание условия для проверки знаний о климате зоны тундры. |
В природной зоне тундре насчитывается большое количество болот и озер. Объясните причину их появления.
|
Задание выполняется на заранее подготовленных карточках. Детям дается время подумать. После чего учитель спрашивает учащихся. |
В тундре много озёр и болот потому, что почва летом оттаивает на 50 см, а дальше идёт слой многолетней мерзлоты, который не пропускает дождевую и талую воду на глубину. Вода с поверхности испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.
|
Учащиеся верно и точно ответил на вопрос, соблюдая последовательность объяснений – 2 балла Ответил на вопрос правильно, но не точно – 1 балл Не ответил на вопрос – 0 баллов |
Учащиеся верно ответили на вопрос. Учащиеся знают особенности природной зоны тундры. |
||||||||||||||||||||
Создание условия для проверки знаний о животных, которые обитают в тундре. |
Вставьте пропущенные слова в текст про животных, которые обитают в тундре.
Постоянно живут в …: белая куропатка, белая сова, песцы, северный олень. Белая куропатка – травоядная …, меняет оперение в зависимости от времени года, … покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – … птица, оперение всегда …, хорошо защищает от …, потому что очень плотное. Песец – хищник, имеет густой … мех, его … короткие и широкие. Зимой у него появляется ещё …. Северный олень – животное, травоядное. Самое … животное тундры, имеет густой …, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта широкие …, чтобы не проваливаться в снегу.
Как приспособились к жизни тундре представители животного мира? |
Задание выполняется на заранее подготовленных карточках, индивидуально. Один ученик читает свой ответ, остальные проверяют. |
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, песцы, северный олень. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Песец – хищник, имеет густой белый мех, его лапы короткие и широкие. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Северный олень –животное, травоядное. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта широкие раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу. У животных: густой мех, белая окраска, короткие лапы. У птиц: густое оперение и защитная белая окраска. |
Верно вставлены все слова и есть ответ на вопрос – 3 балла Допущено 1-4 ошибки и есть ответ на вопрос – 2 балла Допущено не более 1-4 ошибок и нет ответа на вопрос – 1 балл Допущено больше 6 ошибок и нет ответа на вопрос – 0 баллов |
Учащиеся верно вставили пропущенные слова в текст про животных, которые обитают в тундре. Учащиеся знают основные отличительные черты животных, обитающих в тундре. |
|||||||||||||||||||||
Понимание |
Создание условия для проверки знаний о животном и растительном мире тундры и формирования умения составлять цепи питания. |
Составьте две цепи питания, характерные для тундры. |
Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально. Может осуществляться взаимопроверка. |
Волки < северный олень < ягель
Белая сова < лемминги < растения |
Верно составлены две цепи питания – 2 балла Верно составлена одна цепь питания – 1 балл Нет верно составленных цепей питания – 0 баллов |
Учащиеся знают животных и растения, которые обитают в тундре. Учащиеся составили две цепи питания, характерные для тундры. |
||||||||||||||||||||
Создание условия для проверки знаний об основных видах деятельности населения тундры. |
Назовите виды деятельности населения, которые считаются основными в зоне тундры. Объясните, почему именно эти виды деятельности считаются основными в тундре?
|
Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально. Учитель спрашивает учеников, дети высказывают свою точку зрения.
|
Основные виды деятельности жителей тундры: оленеводство и добыча полезных ископаемых. В тундре вечная мерзлота, то есть понятно, что растениеводством заниматься не получится, поэтому основные занятия- оленеводство. Тундра богата полезными ископаемыми, этому большая часть населения работает на станциях добычи нефти и газа. |
Верно найдены два вида деятельности и объяснена причина двух видов – 3 балла Верно найдены два вида деятельности и объяснена причина только одного вида – 2 балла Верно найден один вид деятельности и объяснен или найдены два вида деятельности, но не объяснены – 1 балл Верно найден один вид деятельности – 0 баллов |
Учащиеся верно определили виды деятельности населения зоны тундры и смогли объяснить, почему именно они основные. |
|||||||||||||||||||||
Применение в знакомых условиях |
Создание условия для проверки умений сравнивать и находить различия в растениях зоны тундры. |
Муравей мечтает полакомиться тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотрите рисунки. Сравните по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясните Муравьишке, по каким признакам эти растения можно узнать в природе.
|
Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально. Дети высказывают своё мнение. |
Эти ягоды никогда нельзя перепутать друг с другом, потому что они очень разные: морошка растёт на низком стелющимся кусте, и ягода морошки напоминает малину, голубика растёт на высоких кустах, которые имеют высоту иногда больше метра. Ягоды голубики тёмно-голубого цвета и их можно спутать по внешнему виду с ягодами черники, но ягоды голубики, более вытянутые по форме, чем ягоды черники и вкус у них другой. Ягоды брусники красные по цвету, растут на небольших кустах с плотным листьями. |
Верно выполнено сравнение ягод и выделены признаки различия – 2 балла Выполнено сравнение, но не выделены признаки различия – 1 балл Сравнение не выполнено – 0 баллов |
Учащиеся верно выделили признаки различия ягод тундры. |
||||||||||||||||||||
Создание условия для проверки знаний о природных зонах: тундре и арктической пустыни. |
Сравните природу природных зон: тундры и арктической пустыни. Заполните таблицу.
|
Задание выполняется на заранее подготовленных карточках, индивидуально. Взаимопроверка осуществляется. |
|
Заполнены правильно все строчки – 3 балла Допущена одна ошибка – 2 балла Допущено две ошибки – 1 балл Допущено более 2 ошибок – 0 баллов |
Учащиеся знают природу тундры и арктической пустыни умеют их сравнивать. |
|||||||||||||||||||||
Применение в новых условиях |
Создание условия для проверки знаний об экологических проблемах тундры. |
Подумайте и изобразите экологические проблемы тундры знаками и подпишите их. Обоснуйте, почему именно эти проблемы вы изобразили. |
Задание учащиеся выполняют на листах А4. После изображения знаков, дети представляют свои работы классу. |
Представлены знаки по следующим проблемам: 1. Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3. незаконная охота – браконьерство; 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет. |
Нарисовано четыре знака экологических проблем и объяснены – 3 балла Нарисовано три знака и объяснены – 2 балла Нарисовано 1-2 знака и объяснены -1 балл Нарисован 1 знак и не объяснен – 0 баллов |
Учащиеся знают экологические проблемы тундры. Учащиеся умеют изображать знаки экологических проблем и объяснять их. |
||||||||||||||||||||
Создание условия для проверки знаний о животных и растениях природной зоны тундры. |
1. Составьте кроссворд «Животные и растения тундры», в котором должно быть не более 10 вопросов.
|
Задание учащиеся выполняют на листах А4. Для проверки учащиеся меняются кроссвордами и решают их. |
|
Составлено 9-10 правильных вопросов – 3 балла Составлено 7-8 правильных вопросов – 2 балла Составлено 5-6 правильных вопросов – 1 балл Составлено менее 5 правильных вопросов – 0 баллов |
Учащиеся знают растения и животных тундры. Учащиеся умеют составлять кроссворд. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.