Разработка уровневых учебных заданий по окружающему миру по теме "Тундра"

  • Контроль знаний
  • docx
  • 31.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка уровневых учебных заданий.docx

Разработка уровневых учебных заданий

ФИО студента: Александрова Ирина Игоревна

Класс: 4 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема: Тундра

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии

Решение задания. Предполагаемые ответы детей

Критерии оценивания

Ожидаемый результат

Узнавание

Создание условия для проверки знаний о природе тундры.

Вставьте пропущенные слова в текст про природу тундры.

Тундра – это холодная безлесная …, расположенная … зоны арктических пустынь. … в тундре долгая и очень суровая. Лето здесь …, прохладное. Круглый год в тундре дуют … ветра. В тундре много … и …. Почва тундры бедна … .  

Учащиеся выполняют задание индивидуально на карточках. Один ученик читает, остальные проверяют.

Тундра – это холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Зима в тундре долгая и очень суровая. Лето здесь короткое, прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветра. В тундре много болот и озер. Почва тундры бедна перегноем.

Верно вставлены все слова – 3 балла

Допущено не более 2 ошибок – 2 балла

Допущено не более 4 ошибок – 1 балл

Допущено больше 4 ошибок – 0 баллов  

 

Учащиеся верно вставили пропущенные слова в текст про природу зоны тундры.

Создание условия для проверки умения распознать животных и растения тундры.

Соотнесите изображения животных и растений с их названиями.

 

Учащиеся выполняют задание самостоятельно на карточках.

Проверка осуществляется с помощью проверки по учебнику.

Изображение 1 – Морошка

Изображение 2 – Северный олень

Изображение 3 – Песец 

Изображение 4 – Полярная ива

Изображение 5 – Кулик

Изображение 6 –

Карликовая береза

Изображение 7 – Белая куропатка

Изображение 8 – Полярная сова 

Верно соотнесены все слова и изображения – 3 балла

Допущено не более 2 ошибок – 2 балла

Допущено не более 4 ошибок – 1 балл

Допущено больше 4 ошибок – 0 баллов 

Учащиеся верно соотнесли все изображения животных и растений тундры с их названиями.

Воспроизведение

Создание условия для проверки знаний о климате зоны тундры.

 В природной зоне тундре насчитывается большое количество болот и озер. Объясните причину их появления.

 

 

 

 

 

Задание выполняется на заранее подготовленных карточках. Детям дается время подумать. После чего учитель спрашивает учащихся.

В тундре много озёр и болот потому, что почва летом оттаивает на 50 см, а дальше идёт слой многолетней мерзлоты, который не пропускает дождевую и талую воду на глубину. Вода с поверхности испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.

 

 

Учащиеся верно и точно ответил на вопрос, соблюдая последовательность объяснений – 2 балла

Ответил на вопрос правильно, но не точно – 1 балл

Не ответил на вопрос – 0 баллов

Учащиеся верно ответили на вопрос.

Учащиеся знают особенности природной зоны тундры.

Создание условия для проверки знаний о животных, которые обитают в тундре.

Вставьте пропущенные слова в текст про животных, которые обитают в тундре.

 

Постоянно живут в …: белая куропатка, белая сова, песцы, северный олень. Белая куропатка – травоядная …, меняет оперение в зависимости от времени года, … покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – … птица, оперение всегда …, хорошо защищает от …, потому что очень плотное. Песец – хищник, имеет густой … мех, его … короткие и широкие. Зимой у него появляется ещё …. Северный олень – животное, травоядное. Самое … животное тундры, имеет густой …, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта широкие …, чтобы не проваливаться в снегу.

 

 Как приспособились к жизни тундре представители животного мира?

Задание выполняется на заранее подготовленных карточках, индивидуально. Один ученик читает свой ответ, остальные проверяют.

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, песцы, северный олень. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Песец – хищник, имеет густой белый мех, его лапы короткие и широкие. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Северный олень –животное, травоядное. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта широкие раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу.

У животных: густой мех, белая окраска, короткие лапы.

У птиц: густое оперение и защитная белая окраска.

Верно вставлены все слова и есть ответ на вопрос – 3 балла

Допущено 1-4 ошибки и есть ответ на вопрос – 2 балла

Допущено не более 1-4 ошибок и нет ответа на вопрос – 1 балл

Допущено больше 6 ошибок и нет ответа на вопрос – 0 баллов 

Учащиеся верно вставили пропущенные слова в текст про животных, которые обитают в тундре.

Учащиеся знают основные отличительные черты животных, обитающих в тундре.

Понимание

Создание условия для проверки знаний о животном и растительном мире тундры и формирования умения составлять цепи питания.

Составьте две цепи питания, характерные для тундры.

Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально. Может осуществляться взаимопроверка.

Волки < северный олень < ягель

 

 Белая сова < лемминги < растения

Верно составлены две цепи питания – 2 балла

Верно составлена одна цепь питания – 1 балл

Нет верно составленных цепей питания – 0 баллов

Учащиеся знают животных и растения, которые обитают в тундре.

Учащиеся составили две цепи питания, характерные для тундры.

Создание условия для проверки знаний об основных видах деятельности населения тундры.

Назовите виды деятельности населения, которые считаются основными в зоне тундры. Объясните, почему именно эти виды деятельности считаются основными в тундре?

 

Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально.  Учитель спрашивает учеников, дети высказывают свою точку зрения.

 

Основные виды деятельности жителей тундры: оленеводство и добыча полезных ископаемых.

В тундре вечная мерзлота, то есть понятно, что растениеводством заниматься не получится, поэтому основные занятия- оленеводство.

Тундра богата полезными ископаемыми, этому большая часть населения работает на станциях добычи нефти и газа.

Верно найдены два вида деятельности и объяснена причина двух видов – 3 балла

Верно найдены два вида деятельности и объяснена причина только одного вида – 2 балла

Верно найден один вид деятельности и объяснен или найдены два вида деятельности, но не объяснены – 1 балл

Верно найден один вид деятельности – 0 баллов

Учащиеся верно определили виды деятельности населения зоны тундры и смогли объяснить, почему именно они основные.

Применение в знакомых условиях

Создание условия для проверки умений сравнивать и находить различия в растениях зоны тундры.

Муравей мечтает полакомиться тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотрите рисунки. Сравните по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясните Муравьишке, по каким признакам эти растения можно узнать в природе.

Задание выдано на карточках, с заданием и полем для выполнения. Выполняется индивидуально. Дети высказывают своё мнение.

Эти ягоды никогда нельзя перепутать друг с другом, потому что они очень разные: морошка растёт на низком стелющимся кусте, и ягода морошки напоминает малину, голубика растёт на высоких кустах, которые имеют высоту иногда больше метра. Ягоды голубики тёмно-голубого цвета и их можно спутать по внешнему виду с ягодами черники, но ягоды голубики, более вытянутые по форме, чем ягоды черники и вкус у них другой. Ягоды брусники красные по цвету, растут на небольших кустах с плотным листьями.

Верно выполнено сравнение ягод и выделены признаки различия – 2 балла

Выполнено сравнение, но не выделены признаки различия – 1 балл

Сравнение не выполнено – 0 баллов

Учащиеся верно выделили признаки различия ягод тундры.

Создание условия для проверки знаний о природных зонах: тундре и арктической пустыни.

Сравните природу природных зон: тундры и арктической пустыни. Заполните таблицу.

Природная зона

Арктическая пустыня

Тундра

Положение зоны

 

 

Климат

 

 

Растения

 

 

Животные

 

 

Птицы

 

 

Занятие населения

 

 

Задание выполняется на заранее подготовленных карточках, индивидуально. Взаимопроверка осуществляется.

Заполнены правильно все строчки – 3 балла

Допущена одна ошибка – 2 балла

Допущено две ошибки – 1 балл

Допущено более 2 ошибок – 0 баллов 

Учащиеся знают природу тундры и арктической пустыни умеют их сравнивать.

Применение в новых условиях

Создание условия для проверки знаний об экологических проблемах тундры.

Подумайте и изобразите экологические проблемы тундры знаками и подпишите их. Обоснуйте, почему именно эти проблемы вы изобразили.

Задание учащиеся выполняют на листах А4. После изображения знаков, дети представляют свои работы классу.

Представлены знаки по следующим проблемам:

1. Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

2. местность загрязняется нефтью во время её добычи;

3. незаконная охота – браконьерство;

4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет.

Нарисовано четыре знака экологических проблем и объяснены – 3 балла

Нарисовано три знака и объяснены – 2 балла Нарисовано 1-2 знака и объяснены -1 балл

Нарисован 1 знак и не объяснен – 0 баллов

Учащиеся знают экологические проблемы тундры.

Учащиеся умеют изображать знаки экологических проблем и объяснять их.

Создание условия для проверки знаний о животных и растениях природной зоны тундры.

1. Составьте кроссворд «Животные и растения тундры», в котором должно быть не более 10 вопросов.

 

Задание учащиеся выполняют на листах А4. Для проверки учащиеся меняются кроссвордами и решают их.

Составлено 9-10 правильных вопросов – 3 балла

Составлено 7-8 правильных вопросов – 2 балла

Составлено 5-6 правильных вопросов – 1 балл

Составлено менее 5 правильных вопросов – 0 баллов 

Учащиеся знают растения и животных тундры.

Учащиеся умеют составлять кроссворд.

 


 

Посмотрите также