Государственное Образовательное учреждениеЛуганской Народной Республики «Ровеньковская школа № 5 имени «Молодой гвардии»
На конкурс «Творческое пространство педагога»
|
Разработка занятия кружка «Умелые руки» в 1 классе
|
Работа с картоном и бумагой. Цветик - семицветик |
|
Разработали: Кобзарь Людмила Викторовна Акименко Екатерина Александровна учителя начальных классов ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 5 им. «Молодой гвардии» |
г. Ровеньки - 2019
Актуальность данной работы. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и внешкольных детских учреждений.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.
Трудовое обучение — обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Цель трудового обучения — воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель занятия кружка – изучить методику работы с бумагой и картоном.
Трудовое обучение учащихся технологии по работе с бумагой и картоном будет эффективным если:
— руководитель кружка будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения детей младшего школьного возраста.
— создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
— труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
Практическая значимость: нами разработано одно из занятий кружка по теме «Работа с картоном и бумагой», которое может быть использовано в работе учителей, студентов – практикантов, а также руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Тема: Цветик – семицветик
Вид работы: работа с бумагой и картоном.
Цель: познакомить ребят с названиями последовательности размещения цветов в спектре; закрепить навыки пользования ножницами, ознакомить со сказочным символом - цветиком - семицветиком; развивать эстетические чувства, познавательный интерес.
Оборудование: картон-шаблон цветика - семицветика, мультимедиа, магнитный экран, таблица "Спектр", памятки № 1, № 2, № 3
Материалы и инструменты: набор цветной бумаги, картон, клей, кисточка, магнитный экран
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Проверка готовности к занятию.
- Проверим, все ли готовы к занятию. Сегодня нам потребуются: цветная бумага, картон, клей, ножницы.
2. Теперь вспомним общие правила безопасного труда, о которых нельзя никогда забывать, и посмотрим, как у вас организовано рабочее место. (Руководитель кружка обращается к памятке № 1, № 2)
- С какой стороны должны лежать инструменты, а с какой материалы? (Инструменты - справа, материалы - слева)
II. Сообщение темы, цели занятия
- Сегодня мы познакомимся с названиями и последовательностью размещения цветов в спектре; изготовим волшебный цветок - цветик- семицветик.
III. Изложение нового материала
1. Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик – семицветик».
2. Беседа.
- Ребята, фрагмент какого мультфильма мы посмотрели?
- Какие цвета у этого волшебного цветика?
- А какое настроение вызывает этот цветок?
3. Рассказ с элементами беседы.
- С давних времен цветы считались символом красоты. А красота ассоциируется с волшебством. Вот так и появился волшебный цветок "Цветик-семицветик".
- Ребята! Скажите, что напоминают нам цвета этого волшебного цветика? (Радугу)
- Дети! Радуга имеет особую последовательность цветов. Послушайте цветное стихотворение и запомните последовательность цветов.
На магнитной доске записывайте последовательно первые звуки услышанных цветов.
Это красный - жар иначе.
А оранжевый - горячий.
3
Желтое солнце на землю глядит.
На стебель зеленый жук прилетит.
Голубой лепесток на стебле дрожит.
А рядом растет василек - синие глазки.
Фиолетовой ночкой все будет как в сказке.
- Итак, первые буквы у нас - это название красок. Давайте посмотрим, что у нас получилось? (На доске таблица)
К |
красный |
О |
оранжевый |
Ж |
желтый |
З |
зеленый |
Г |
голубой |
С |
синий |
Ф |
фиолетовый |
4. Физкультминутка.
- Ребята! Сейчас мы начнем делать волшебный цветок. Для этого нам понадобится цветная бумага, клей, ножницы.
- И, конечно же, нужно всегда помнить правила безопасной работы ножницами. (Памятка № 3)
IV. Демонстрация образца и его анализ
-Перед вами лежат: шаблон "Цветика-семицветика", серединка, лепесток. Посмотрите на доску, какой волшебный цветок у вас должен получиться. Итак, приступим к работе.
V. Практическая работа
1. Приклеиваем кружок в центре к основе, намазывая клей только посредине, чтобы можно было закрепить лепестки.
2. С помощью шаблона-лепестка вырежем 7 лепестков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Сначала шаблон обводим в уголочке бумаги, а затем аккуратно вырезаем.
3. Соберем наш волшебный цветик-семицветик. (Звучит запись с прерываниями между стихами для того, чтобы дети выполнили практические задания.)
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры- красные ребятишки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные калины на улице горят.
(Дети берут красный лепесток и вставляют в серединку.)
Руководитель кружка. Вслед за ним откликается оранжевый.
Оранжевой лисице- всю ночь морковка снится,
На лисий хвост похожа: оранжевая тоже.
(Дети берут оранжевый лепесток и вставляют в серединку)
Руководитель кружка. Желтый тоже не молчит.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.
(Дети вставляют желтый листок в серединку.)
Руководитель кружка. Тут и зеленый заговорил.
У нас растет зеленый лук,
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг,
И домики зеленые.
(Дети вставляют в серединку лепесток зеленого цвета.)
Руководитель кружка. А голубой восклицает...
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
(Дети вставляют в серединку лепесток голубого цвета.)
Руководитель кружка. И синий не отстает...
В синем море островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок
Синий-синий василек.
(Дети вставляют в серединку лепесток синего цвета.)
Руководитель кружка. Фиолетовый присоединяется...
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(Дети вставляют в серединку лепесток фиолетового цвета).
Физкультминутка
VI. Анализ работы.
- Вот и расцвел наш волшебный цветик-семицветик.
(Дети выставляют свои работы на стенд.)
Ребёнок. Ребята сегодня ужасно устали:
Цветик волшебный они вырезали.
Долго трудились над цветиком краски,
Семицветик наш вышел красивый как в сказке.
Весь разноцветный вот красота!
Вы полюбуйтесь: какие цвета.
Руководитель кружка. Ребята! Вы полюбуйтесь какие красивые цветики-семицветики получились. Давайте хором назовем все цвета по порядку.
VII. Итог занятия
- Что мастерили на занятии?
- Из каких цветов состоит волшебный цветик-семицветик?
Где еще мы можем встретить эти цвета?
Руководитель кружка. Чтобы хорошо знать все цвета радуги, запомните такое выражение: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан" - Первая буква указывает на цвет. (Обратимся к таблице.)
VIII. Уборка рабочего места
1. Адаменко. А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков - М., 2003.
2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся - М., 2004.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика – М: Просвещение, 2004.
4. Баранов, С.П. Принципы обучения. - М, 2005.
5. Ильина, Т.А. Педагогика школы. - М, 2002.
6. Казанский, Н.Г. Дидактика. - М, 2004.
7. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. - М, 2004.
8. Кокеткин, П. П. и др. Комский, Д.М. Основы теории творчества. - Екатеринбург, 2003.
9. Крутецкий, В.А. Психология — М., 2004.
10. Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004.
11. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004.
12. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории — М, 2002.
13. Основы педагогического мастерства. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002.
14. Онищук, В.А. Урок в современной школе — М, 2002.
15. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие.
16. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2007.
17. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002.
18. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы — М, 2003.
19. Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА № 1
Правила безопасной работы
1. Не вертись во время работы, не отвлекай окружающих.
2. Не вставай с места
3. Используй инструменты только по назначению, не работай с неисправным инструментом.
4. Не играй инструментом.
5. Будь внимателен во время работы.
ПАМЯТКА № 2
Культура труда на занятиях
1. Приступать к работе можно только после объяснения и разрешения руководителя кружка.
2. Нужно правильно организовать рабочее место. Инструменты и материалы должны лежать на своих местах.
3. Для того чтобы не испортить поверхность парты, трудовую, операцию следует выполнять на клеенке.
4. Во время работы с клеем, глиной, пластилином надо использовать для рук салфетку.
5. Дети должны всегда убирать рабочее место.
ПАМЯТКА № 3
Правило безопасной работы ножницами
1. Не оставляй ножницы в открытом виде, всегда храни их закрытыми.
2. На рабочем месте клади ножницы так, чтобы они не выходили за край стола.
3. Не держи ножницы острием вверх.
4. Не работай тупыми ножницами.
5. Не режь на ходу, во время резания не вставай с места.
6. Передавай ножницы закрытыми кольцами вперед.
7. Во время работы с ножницами удерживай материал левой рукой так, чтобы она не попадала на линию резания.
Шаблоны изготовления изделия
а
в
Готовая работа
(Рамку подбираем самостоятельно)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.