Разработка занятия внеурочной деятельности "Жилище казаков" 1 класс

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 12 - 1 класс.docx

1 класс

Жилище казаков

Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.

Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

 

Ход занятия.

Учитель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит

Много он добра хранит.

(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Учитель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Учитель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Учитель: А что означает это слово- курень?

Дети: «Курень»  значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Учитель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.

Учитель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.

Учитель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).

Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Учитель: А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Учитель: В чём готовили казачки пищу?

Летом спит, зимой горит –

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь)

Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Учитель: Какая была посуда у казаков?

Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Учитель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .

Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .

Учитель: А на чём казаки спали?

Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.

Учитель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?

Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Учитель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Учитель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Учитель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Скажите, что считалось главным украшением у казаков?

Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Учитель: А что было на дворе?

Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.

Учитель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.

Учитель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) . К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)

С малиной пирог, и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)

А сейчас вдвоём мы для вас споём

Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём

Ты топни ногой, да притопни другой

Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)

Ах, наш хоровод дружбой славится,

Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .

(Переход за столы)

 

Учитель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Учитель: Что для вас значит ваш дом?

Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Учитель: А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают», «Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».

Учитель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле.

 

Учитель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте сделаем выводы: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Учитель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 класс

Жилище казаков

Задание 1. Отметь галочкой  дом казака.

https://54.img.avito.st/640x480/2720088554.jpg                          http://static.panoramio.com/photos/large/35978354.jpg                        Изба                                                                               Курень

https://kudago.com/media/images/place/cd/48/cd484932cd439dc12f63a9412d109f3e.jpg                                      https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=594x10000:format=png/path/sb3b2fee37da53a68/image/ide6f5f8e47ffb06b/version/1431345093/image.png    Терем                                                                                          Юрта

Задание 2. Украсьте, как настоящие казаки, себе кувшин для молока или ложку к обеду!

 

https://www.ixtira.tv/_ph/157/317326171.png          http://www.coloringpages101.com/coloring-pages/Kitchenware/Spoon_qpzba.gif

Задание 3. Нарисуй – что такое Балясы?

Слова для справок: лавки, окна, ставни, мостики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4.  Где казаки хранили одежду? Выбери лишнее и подчеркни это слово.

Шкаф, полка, сундук, банк, погреб, шифонер, тумба.