Разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Краснознаменска»
Калининградской области
«Защитникам блокадного Ленинграда посвящается…»
Методическая разработка общешкольного классного часа
для учащихся 711х классов
Авторы:
Бугакова Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания; г. Краснознаменск, 2017 г.
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Защитникам блокадного Ленинграда
посвящается…» раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы,
показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной,
воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах
участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал
Родину от фашизма.
Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой
Отечественной войны, наша задача как учителей и воспитателей состоит в том,
чтобы эмоционально и образно рассказать им о тех грозных боевых годах,
вызвать у них интерес к своей истории, умение противостоять вражеским
инсинуациям о роли нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитать
стойкую гражданскую позицию. С этой целью в композиции использовались
прозаические, поэтические произведения, песни о Великой Отечественной
войне, фрагменты из фильмов.
Внеклассное мероприятие рассказывает о героическом подвиге
ленинградцев. Отечественная войнаэто не только кровь, страдания и смерть, но
еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства,
верности...
Ожидаемые результаты методической разработки:
Формирование познавательного интереса к истории своей семьи,
своего народа, своей страны. Формирование нравственного качества –
патриотизма, любви к родному краю, Родине, приобщение к традициям и
богатейшей культуре страны.
2
Расширение кругозора, развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся. Развитие чувства национального достоинства на основе
толерантного отношения к другим народам России. Воспитание у детей
неприятия агрессии, насилия и войны.
Методическая разработка содержит презентацию.
«Защитникам блокадного Ленинграда посвящается…»
Открытый классный час, посвященный снятию блокады Ленинграда,
проведенный в рамках мероприятий, патриотическому воспитанию школьников
(для учащихся 711 классов, подготовила и провела учитель истории
Бугакова Т.А)
27 января 2017 г.
До начала выступления на заднем плане сцены проекция первого слайда
презентации. (слайд 1)
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя Бугаковой Т.А.: Наш общешкольный час
проходит в рамках мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию.
Блокада Ленинграда это трагическая и героическая страница Великой
Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели
солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ни одна крепость за
всю историю существования человечества не выносила столь жестокого
испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они
победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве
прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения
Ленинграда от гитлеровской блокады. Сейчас 27 января это День воинской
славы России. Сегодняшний классный час это час памяти о защитниках
Ленинграда.
3 Выходит, 1й учащийся. Читает стихотворение Ю. Воронова «Опять
война, опять блокада…»
(Лузянин Никита) (Слайд 2)
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
1й учащийся уходит
Звучит метроном (слайд 3)
Выходят 1й и 2й ведущие (Молодова Ксения и Бараник Дмитрий)
Молодова Ксения: (слайд4)
Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941года, когда фашисты
приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей. (слайд
4)
Бараник Дмитрий:
4 Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года,
Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и
авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое,
в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим
район севернее Невы Финляндии.
Молодова Ксения: (слайд 5)
В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин
и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября
фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на
Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные
налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со
страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались
девятьсот суровых дней ленинградской блокады.
Бараник Дмитрий: (слайд 6)
Обращение Британской радиовещательной компании к гражданам Ленинграда,
прозвучавшее в эфире 8 сентября 1941 года:
Слушай, Ленинград! Говорит Лондон… Лондон с вами… Ленинградцы,
помните! В ответ на бомбы, сброшенные на ваш город, сбрасываются бомбы
на столицу неприятеля. Победа за нами. Да здравствует Ленинград!
Молодова Ксения: (слайд 7)
Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова выезжает из блокадного
Ленинграда в конце сентября 1941 года. Этот сентябрь она запомнит на всю
жизнь.
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
5 Бараник Дмитрий: (слайд 8)
Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его
измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Изза блокады
прекратился подвоз топлива и продовольствия.
В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети,
иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не
выдавались.
Курдюк Анастасия, читающая в постановке стихи Ахматовой (слайд 9)
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Молодова Ксения: (слайд 10)
Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его
жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чём
думает население, военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых
горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года
цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.
Строки из писем, изъятых военной цензурой:
6 3й учащийся: (Иванова Анна) (Слайд 11) (Голос за сценой)
«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают
пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли,
которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».
«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем
всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и
техто нет».
«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения
лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на
куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».
Бараник Дмитрий: (слайд 12)
Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и
фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и
ожесточённый обстрел жилых кварталов города.
Курдюк Анастасия, читающая в постановке стихи Ахматовой (слайд 13)
И в пёстрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов –
Весёлых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
7 Поверить – по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нёс
Ребёнку моему.
Молодова Ксения: (слайд 14)
Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре
приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и
канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было
брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах
погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали
устанавливать в комнатах железные печкивремянки. В них сжигали столы,
стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного
топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном
плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
(слайд 15,16)
Строки из писем, изъятых военной цензурой:
Иванова Анна (слайд 17) (Голос за сценой)
«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников.
Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают.
Самое главное – мучает голод».
«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь
людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже
привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня
они умерли, а завтра я».
«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых… В каждом
доме в подвале склад»
8 Бараник Дмитрий: (Слайд 18)
В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма. По
данным УНКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого
мяса были арестованы в декабре 1941 года 43 человека, в январе 1942 года –
366, феврале – 612, марте – 399, апреле – 300, мае – 326, июне – 56. Затем
цифры пошли на убыль, с июля по декабрь 1942 года были взяты с поличным
всего 30 людоедов. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с
конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не
подлежали и немедленно приводились в исполнение.
Молодова Ксения: (слайд 19)
Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли,
работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих
оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.
Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Фёдоровна
Берггольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда». Всю блокаду
проработала она на ленинградском радио.
Понятых Маргарита читает отрывок из поэмы О. Берггольц «Февральский
дневник» (слайд 20) (См. Приложение 1)
Документальные кадры о блокаде Ленинграда. (слайд 21)
Бараник Дмитрий: (слайд 22)
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная
коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли
шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло,
через него была проложена военноавтомобильная дорога, названная
ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под
обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для
ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.
9 Зыбинская Виолетта читает стихотворение П.Богданова «Песня о Ладоге»
(См. Приложение 1).
Иванова Анна (слайд 23) (Голос за сценой)
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня
Савичева сделала в этот день первую запись в своём дневнике:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.».
Несколько нарушая хронологию, приведём остальные записи этого
потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк:
«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли. Умерли все».
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из
Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Смольянова Любовь, читающая в постановке стихи Ахматовой (слайд 24)
Постучи кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
10 Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Молодова Ксения: (слайд 25,26)
Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию.
Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод
оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее
там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и
подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но
никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и
шли прямиком на фронт. В ноябредекабре 1941 года производство снарядов и
мин превышало миллион штук в месяц.
Бараник Дмитрий: (слайд 27)
Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический
оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижёр Карл Элиасберг. Зимой
1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его
привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная
дистрофия 2й степени».
Но уже 9 апреля он провёл репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали
по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема:
люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые
падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже
музыкантов прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали
горячий обед.
Молодова Ксения: (слайд 28)
11 9 августа 1942 года шёл 355й день блокады. Большой зал Ленинградской
филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию
Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал
К. И. Элиасберг.
Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом
Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты
батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением.
Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал
огнём батарей 42й армии предупредить вражеский обстрел, который мог
прервать исполнение. Операция называлась «Шквал». (Слайд 29)
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижёра,
Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою…
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича. (Слайд 30)
Бараник Дмитрий: (Слайд 31. 32)
Два с половиной года фашисты осаждали городгерой, но так и не смогли
сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода,
воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их
покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической
фигуры материРодины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись
Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.
Звучит песня «Ленинградский метроном» (слайд 33)
Лузянин Никита (Слайд 34)
12 За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Заключительное слово учителя Бугаковой Т.А.:
«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», говорил
Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа
13 война 1941 1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада
Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут
привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство,
молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в
благодарности. Не забывайте об этом.
Используемая литература:
Интернет ресурсы:
1)https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA
%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA
%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA
%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BB
%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD
%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5&img_url=http%3A%2F
%2Ffs.homegate.ru%2Ffile
%2F457007&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=10860&noreask=1&source=wiz
&uinfo=sw1366sh768ww1349wh657pd1wp
16x9_1366x768&redircnt=1427923030.1;
2) http://www.youtube.com/watch?v=YsaouxWSvw;
3) http://blokada900.narod.ru/stih.html;
4) http://relasko.ru/forum/66144711;
5) http://санктпетербургъ.рф/15oblokade.html.
Приложение 1
14 Ольга Берггольц из поэмы «Февральский дневник»
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоём,
и тихотихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
15 2
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
за много вёрст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведёт кудато мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
«Товарищи, мы в огненном кольце».
А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завёрнутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везёт.
16 Везёт, качаясь, к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведёт.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на Охтинском, на правом берегу.
3
Как мы в ту ночь молчали, как молчали...
Но я должна, мне надо говорить
с тобой, сестра по гневу и печали:
прозрачны мысли и душа горит.
Уже страданьям нашим не найти
17 ни меры, ни названья, ни сравненья.
Но мы в конце тернистого пути
и знаем близок день освобожденья.
Наверно, будет грозный этот день
давно забытой радостью отмечен:
наверное, огонь дадут везде,
во все дома дадут, на целый вечер.
Двойною жизнью мы сейчас живём:
в кольце, во мраке, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним,
свободным, щедрым днём,
мы этот день уже завоевали.
В. БОГДАНОВ «ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ»
Сквозь штормы, бури, через все преграды
Ты, песня Ладоги, лети!
"Дорога жизни" здесь пробита сквозь блокаду
Родней дороги не найти.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна!
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы
18 И Ленинград нас радостно встречал.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Но знаем мы: жестокая блокада,
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна!
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
19
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Разработка и презентация классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда для 7-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.