Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву».
История России . 9 класс.
Используются технологии:
проблемного обучения,
ИКТтехнологий,
личностно – ориентированная технология успеха,
технология сотрудничества.
Тип урока
: комбинированный.
Цели урока:
обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;
познакомить с планом «Барбаросса»;
познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;
познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;
познакомить с немецким планом «Тайфун;
познакомить с наступлением немецкофашистских войск на Москву и
контрнаступлением Красной Армии под Москвой 56 декабря 1941 г.;
показать значение победы Красной Армии под Москвой;
Задачи урока:
1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме;
привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Великой
Отечественной войны;
2) развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать
умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с
исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного
задания; научить анализировать исторические документы;
3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание
чувства патриотизма и любви к Родине.
Оборудование урока: учебник истории России 9 кл.,
презентация к уроку, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война». На доске написаны новые понятия: превентивный удар, «Блиц – криг», план
Барбаросса, операция «Тайфун»
План урока.
1. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса».
2. Периодизация войны.
3. Причины отступления Красной Армии в 1941 г.
4. Оборонительные бои Красной Армии. Потери.
5. План «Тайфун». Первое и второе наступление немецкофашистских войск на Москву.
6. Контрнаступление Красной Армии под Москвой 56 декабря 1941 г.
7. Значение победы Красной Армии под Москвой.
8. Оборонительные бои под Ленинградом.
Основные даты:
1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной
войны.
1941, 30 сентября –наступление на Москву.
1941, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.
Сентябрь 1941 г. – январь 1944 г. – блокада Ленинграда.
Периодизация Великой Отечественной войны:
1 период 22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г.;
2 период – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;
3 период – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.
Содержание урока.
Повторение изученного – рефлексия:
Учитель: Летом 1939 г. в Москве проходили англофранкосоветские переговоры,
которые не увенчались успехом, так как Англия и Франция всячески затягивали
переговоры, проводя политику умиротворения Гитлера.
СССР был вынужден подписать с Германией Договор
Слайд 2
Учитель. Какой договор был подписан между СССР и Германией в 1939 г.?
Ученики: Договор о ненападении на 10 лет, между СССР и Германией был подписан
Договор о дружбе и границе.
Учитель. Какие территории вошли в состав СССР в 1939 1940 г.?
Ученики. В состав СССР после советскофинляндской войны вошла часть Карелии.
В1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва.
Учитель. Когда и как началась Вторая мировая война?
Ученики. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на
Польшу. Учитель. Какие страны были захвачены Гитлером в 19391940 гг.?
Ученики. Гитлер захватил: Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию,
Люксембург, Францию, вел борьбу с Великобританией.
Слайд
Учитель. Оцените международное положение СССР и качество его
обороноспособности накануне Великой Отечественной войны.
Ученики. Территория СССР была значительно увеличена, отодвинута угроза захвата
Ленинграда. Новые границы не могли быть укреплены за столь незначительный срок.
Советскофинляндская война показала низкий уровень подготовки нашего командного
состава, слабую выучку войск, необходимость технической модернизации армии.
СССР был исключен из Лиги Наций. У СССР не было союзников.
слайд
Учитель. Напряжение между СССР и Германией обострилось после 27 сентября 1940
в Берлине после подписания пакта между Германией, Италией и Японией
(Тройственный пакт), согласно которому мир был фактически поделен : Германия и
Италия брали на себя обязательство «создания нового порядка в Европе и признавали
ведущую роль Японии в образовании «Великой Азии».
Слайд
А теперь давайте рассмотрим соотношение военноэкономического потенциала СССР и
Германии. Распечатка
Учитель. Тема нашего урока: «Начало Великой Отечественной войны. Битва за
Москву».
ВОВ 19411945 –одна из самых страшных страниц нашей истории. Трагических
страниц, которые нам ярко демонстрируют боль всего народа, а вместе с ней и великое
мужество и героизм начиная с самых первых её страниц.
Нет семьи в России, которой бы не коснулась война. Советский народ потерял в
Великой Отечественной войне 27 млн. жизней.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с хроникой событий трагического
начала ВОВ и ответить на главный вопрос : Можно ли было избежать войны
Советскому Союзу?
А в ходе поиска ответа на главный вопрос перед нами будут стоять 2 основные задачи:
1. Определить в чём причины трагического начала войны для Красной Армии.
2. Показать примеры мужества и героизма советских воинов на начальном этапе войны.
Учитель. Весной 1941 г. Генштаб Красной Армии разработал «План обороны
государственной границы 1941 г.». В апрелемае для пополнения войск западных
военных округов было призвано 800 тыс. резервистов. Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные
силы сухопутных войск и авиации, созданы ударные группировки. Конечная цель
германской армии – выход на линию Волга Архангельск. Слайд
Уже весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми,
« 5 декабря 1940г. Гитлер принял окончательное решение в отношении СССР,
подтверждённое 18 декабря «Директивой 21», назначавшей на 15 мая осуществления
плана «Барбаросса» . Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть
намеченной цели в течение 816 недель, (слайд ) но вторжение в Югославию и
Грецию, заставило эту дату перенести
на 22 июня 1941года.
Разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера, но советское
руководство всеми способами поддерживало иллюзию спокойствия.
Как вы считаете, чем можно объяснить такую странную позицию руководства страны
накануне войны?
Чтобы ваш ответ был более содержательным на доске , данные о состоянии Красной
Армии, (документ из секретного доклада Гитлеру) проанализируйте
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто не знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось
(С. Щипачёв)
22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по
всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая
Отечественная война. Слайд + музыка
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких в землю положила,
Что в двадцать лет, и в сорок лет
Живым не верится, что живы.
Учитель Сталин владея всей информацией не мог не отдавать отчёт о неизбежности
войны и также его личные качества, скорее всего стали причиной просчётов я говорю
сейчас не только о мобилизации армии, но и массовых не прекращающихся репрессиях.
Ряд историков отмечают стремление Сталина нанести превентивный удар
(предупреждающий, опережающий действия противной стороны.), но не ранее 1942года. Итак страна не вела подготовку к войне, это подтверждает след. факт : 14
июня 1941г. Тимошенко и Жуков рекомендовали Сталину принять более энергичные
меры, но в ответ услышали: « Вы предлагаете провести в стране мобилизацию… Это же
война! Понимаете вы это оба или нет?!»
Только 22 июня 1941года Сталин отдал приказ о привидении войск приграничных
округов в боевую готовность эта директива поступила уже тогда, когда немецкая
авиация бомбила советские города. Время было упущено. Для Советского Союза
начинается страшная кровопролитная – Отечественная война.
Вражеская авиация нанесла первый удар по всей приграничной полосе на глубину
свыше 400 км. Воздушным бомбардировкам подверглись Мурманск, Лиепая, Рига,
Каунас, Смоленск, Киев, Житомир, Кронштадт, Измаил, Севастополь. 22 июня созданы
три фронта : Западный, Северозападный и Югозападный. 23 июня созданы Северный и
Южный фронты. В первый день войны советская авиация потеряла около 1200
самолетов. 23 июня создана Ставка Верховного Главнокомандования под
председательством Тимошенко, которая впоследствии была преобразована в Ставку
Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным. К концу первого дня наши
войска отступили на 40 км, за два дня на 100 км. Самое тяжелое положение сложилось
на Западном фронте. К 9 июля немцы окружили и разгромили войска Западного
фронта. В немецком плену оказались 323 тыс человек. На Северозападном фронте :
немцы взяли Псков, возникла угроза прорыва к Ленинграду. На Югозападном фронте
наши войска сорвали немецкий план по окружению советских войск в районе Львова.
За три недели боев были оставлены Латвия, Литва, Белоруссия, значительная часть
Украины и Молдавии.
В чем заключается причина неудач Красной Армии на начальном этапе войны?
При ответе используйте текст параграфа 29 стр «Силы и планы сторон»
Ученики.
Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были
развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов
военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь.
Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена
вся экономика Европы.
« Причины неудач красной Армии в начальный период войны»:
Перечислите их:
Слайд
1. Просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала
войны.
2. Переоценка значения советско германского договора о ненападении
3. Войска не были приведены в боевую готовность.
4. Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.
5. Репрессии в высшем эшелоне военного руководства. 6 .Германия имела экономический и военный перевес.
Слайд
В первый же день войны Ставка Главного Командования директивой №3 приказала
фронтам « перейти в контрнаступление с задачей разгрома противника на главнейших
направлениях и с выходом на территорию врага.»
Точка зрения Г.К. Жукова.
« Ставя задачу на контрнаступление, Ставка Главного Командования не знала реальной
обстановки и обоснованных расчётов, а исходила из интуиции и стремления к
активности без учёта возможностей войск, чего ни в коем случае нельзя делать в
ответственные моменты вооруженной борьбы».
Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои.
Учитель. Первыми приняли удар на себя советские пограничники.
Защитники Брестской крепости слайд
Стойкость русского солдата особенно ярко проявилась при защите Брестской
крепости. Немцы уже далеко ушли на восток, а крепость продолжала передавать в
эфир : «Я крепость, веду бой».
Презентации Застава Лопатина; слайд
подвиг лётчика Николая Гастелло, Виктора Талалихина слайд
Учитель. 6 сентября 1941 г. Гитлер издал директиву о наступлении на Москву –
операция «Тайфун». СЛАЙД Немецкая группировка армий «Центр»
насчитывала свыше 1 млн. человек, 1700 танков, 950 самолетов. Наши войска: 770
танков, 364 самолета. Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941
г. Немцы прорвали оборону Западного фронта. В районе Вязьмы в окружение попали 4
советские армии, в «котел» под Брянском попали 3 армии.
В чем причины катастрофы ?
Ученики. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.
Учитель. Командование Западным фронтом возлагается на Жукова. Боеспособные
части перебрасывались с Дальнего Востока и из Средней Азии. Оборона построена так.
Чтобы прикрыть самые уязвимые места: Волоколамский укрепленный район 16 армия
Рокоссовского, Можайский район – 5 армия Говорова, Малоярославецкий район – 43
армия Голубева, Калужский район – 49 армия Захаркина. 15 октября ГКО принимает
постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы» в Куйбышев (ныне
Самара). 19 октября в Москве введено осадное положение.
В Германии уже были подготовлены газеты о взятии Москвы.
Но в Москве 7 ноября в 8 часов утра по указанию Сталина состоялся традиционный
парад войск на Красной площади, откуда войска направлялись прямо в бой.
Подвиг Панфиловцев слайд
И особое внимание необходимо уделить простому советскому народу, мирным
жителям, которые помогали защищать свою Родину.
Подвиг Зои Космодемьянской слайд Сегодня мы с огромной благодарностью говорим о всех тех, кто защищал нашу
Родину, чей подвиг мы будем помнить всегда.
1516 ноября второе наступление на Москву. Немцы пытались обойти столицу с
севера – через Клин и Солнечногорск, с юга – через Тулу и Каширу.
Сообщения о боях под Каширой
Слайд
Завязались кровопролитные бои. В ночь на 28 ноября немцы форсировали канал
МоскваВолга в районе Яхромы, но дальнейшее их продвижение было сорвано.
СЛАЙД
Учитель. На московском направлении удалось создать крупную стратегическую
группировку. 56 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой
силами Калининского(Тверь) фронта под командованием Конева и ЮгоЗападного
фронта под командованием Тимошенко. Московская битва закончилась в апреле 1942
года. Немецкие войска были отброшены от столицы на 100250 км.
В чем состоит историческое значение Московской битвы?
Ученики. Московская битва это первая крупная наступательная операция Красной
Армии.
Ликвидирована угроза захвата Москвы.
Сорван план гитлеровского «блицкрига».
В мире на СССР стали смотреть как на решающий фактор Второй мировой войны.
Учитель. С реализацией своих планов пришлось повременить Японии. После разгрома
немцев под Москвой Япония приняла решение «не нападать на Россию» до весны 1942
года.
Мы выделили с вами на уроке причины неудачи Красной Армии в первую неделю
войны, рассмотрели примеры мужества наших героев.
Ответьте мне на главный вопрос , который мы определили в начале урока :
Мог Советский Союз избежать войны?
Вывод: Советский Союз мог избежать войны лишь в случае коллективного решения
дипломатических переговоров до начала 2 Мировой войны. Остановив агрессию
Гитлера и влияние идеологии «фашизма».
Советский Союз мог защитить себя и на начальном этапе военных действий:
укрепить обороноспособность страны
привести войска в полную боевую готовность.
Потому что дух патриотизма у народа был очень высок, с огромным мужеством с
самого начала они защищали свою Родину.
Учитель. Подведем итоги урока СЛАЙД . Какие основные события начального
периода Великой Отечественной войны мы изучили? Почему начало Великой Отечественной войны было столь трагическим событием для нашего народа? Какую
роль сыграла победа советских войск под Москвой?
Ответы учащихся.
Мы узнали о трагических событиях начала Великой Отечественной войны, героической
обороне Брестской крепости, блокаде Ленинграда, познакомились с причиной неудач
Красной Армии, познакомились с личностью героев Великой Отечественной войны,
узнали о событиях героической обороны Москвы. Узнали, что победа под Москвой
сорвала план гитлеровского блицкрига, подняла значимость Советского Союза в борьбе
с фашизмом в глазах мировой общественности.
Выставление оценок.
Задание на дом. §.29, конспект.
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Разработка и презентация урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.