Классный час на тему «Как я понимаю справедливость».
Проблема: вопрос о справедливости волновал мудрецов и философов еще с периода Древнего мира. Поэтому сейчас я предлагаю вам перенестись в Древнюю Грецию. Представьте такую ситуацию: к великому философу Сократу пришли его друзья – молодые люди, которым не терпелось стать взрослыми и говорить с трибуны громкие речи. И Сократ задал им всего один вопрос.
А, чтобы продолжить эту историю, предлагаю вам предстать в роли учеников. А мне достанется скромная роль Сократа.
Сценка (вопросы задает учитель, после каждого вопроса ученики дают свои ответы).
- Знаете ли вы что такое справедливость?
- А мне вот почему-то в этом трудно разобраться. Скажите, лгать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
- Ну, а, если полководец, отразив нападение, захватит пленных и продаст их в рабство – это справедливо (не забывайте, что мы находимся в Древней Греции)?
- А, если он будет грабить и разорять их землю?
- А, если будет обманывать их военными хитростями?
- А это справедливо по отношению к кому?
- А по отношению к друзьям?
- Прекрасно! Но скажите мне вот что: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто подходят союзники и этим ободрит их? Такая ложь будет справедливой?
- А, если сыну нужно лекарство, но он не хочет его принимать, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет – такой обман будет справедливым?
- А, если кто, видя друга в отчаянии и боясь, что он наложит на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал – что сказать о таком воровстве?
- Так значит, лгать, воровать, обманывать справедливо не только по отношению к врагам, но и к друзьям?
- Так знаете ли вы, что такое справедливость?
Как вы думаете, что ответили Сократу молодые люди? Давайте вернемся в наше время и поговорим на тему: «Как я понимаю справедливость».
Обсуждение.
К какому выводу вы пришли, послушав разговор Сократа с учениками?
А важен ли вопрос о справедливости в наше время? Почему?
(класс делится на группы; каждая группа получает ситуацию, из которой нужно выйти по справедливости)
1 группа – вы дали списать однокласснику контрольную. Он получил «5», а вы «4».
2 группа – одноклассник нанес вам серьезную обиду. В отместку вы испортили его личные вещи.
3 группа – чтобы не расстраивать маму, вы солгали ей про оценку за контрольную работу по математике.
(группы представляют ситуации и выход из них).
Есть такое выражение «Ложь во спасение». Как вы его понимаете?
Приведите примеры.
А как же тогда выражение «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?
А есть ли однозначный ответ на вопрос: что такое справедливость? Почему?
А от чего зависит то, как воспринимает справедливость каждый человек?
Вы заметили, что в нашем классе выросло необычное дерево (на доске висит ватман с нарисованным деревом), но оно без листьев. Это дерево справедливости. Давайте повесим на него ладошки, которые есть у каждого. Напишите на своей ладошке окончание фраза: «Справедливость для меня – это…» и повесьте ее на наше дерево.
Рефлексия: а теперь давайте похвастаемся, что же полезного было для вас в сегодняшнем разговоре, с каким настроением мы его заканчиваем?
Игра «Хвасталка»: Первый начинает учитель и говорит: я могу похвастаться своим успехом, у меня… . Ему отвечает ребенок словами: я рад за тебя. Я тоже могу похвастаться своим успехом, у меня… . Если кто-то не хочет отвечать, есть право пропустить ход.
Закончить нашу беседу хотелось бы небольшой историей. Когда кто-то спросил у Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.