Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"
Оценка 4.8

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
27.01.2018
Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"
Тема. День кубанского казачества Цели классного часа: • изучить и расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков; • воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ; • сформировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Оборудование: презентация «История казачества
День куб,казачества.docx
Краснодарский край     г.Курганинск Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа­интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» Классный час «День кубанского казачества» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ Классный руководитель  Яровик Н.П. Тема. День кубанского казачества Цели классного часа:   изучить   и   расширить   знания   учащихся   об   истории,   быте,   традициях казаков;   воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ;  сформировать   у   учащихся   ответственность   за   сохранение   культурно­ исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества.   Оборудование: презентация «История казачества» Ход классного часа. 1.Организационный момент. Целеполагание. 2.     Слово учителя. 24 января 2015 года было 95 лет со дня подписания  циркулярного письма оргбюро ЦК РКП (б) «О расказачивании». Этот  документ положил начало массовому террору. Было уничтожено более двух с половиной миллионов казаков. Сегодня на классном часе мы поговорим об  истории кубанского казачества. ­ Что означает слово «казак»? ­«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Происхождение и толкование слова «казак»  Учитель:  Знаете   ли   вы,   ребята,   как   в   русском   языке   появилось   слово «казак»? У   некоторых   народов   вооруженная   защита   границ   возложена   на   особые группы населения. В России их называют казачеством. Ученые полагают, что само слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где означает «вольный человек». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в XVI веке на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями. С одной стороны, на окраины государства от крепостной неволи, с другой – они возникали   по  царскому  указу  для  защиты  границ  империи.  К 1917 году  в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское,   Кубанское,   Оренбургское,   Семиреченское,   Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Группы казачества в результате контактов с местным нерусским населением отличались   друг   от   друга   особенностями   языка,   укладом   жизни,   формой ведения   хозяйства.   В   то   же   время   у   всех   казаков   было   нечто   общее,   что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов («поднародов»). 3.Рассказ об образование казачества. Просмотр презентации на тему  «История казачества» Нам   повезло.   Мы   родились   и   выросли   на   Кубани,   которую   справедливо называют жемчужиной России. Краснодарский край – это целое государство с пятимиллионным населением. Это край бесконечных пшеничных полей, стремительных горных рек, высоких гор с белоснежными вершинами… Но главное богатство Кубани­ это люди, населяющие этот благодатный край. Когда произносят слово «Кубань», то представляют лихого казака и красавицу – казачку. Давайте   мысленно   повернем   историю   вспять   и   вспомним   те   стародавние времена, когда происходило освоение кубанских земель казаками. Кадет 1: В 1771 году по Ясскому договору Турция признала права русских на территории   Крыма   и   Тамани.   Южная   граница   Российской   империи передвинулась за реку Кубань и далее по Тереку до Каспийского моря. Для ее защиты были построены редуты и крепости. Русская императрица Екатерина II через Жалованную грамоту разрешила поселиться на Кубани казакам с Дона и Украины, чтобы они защищали южные границы России от врага. Переселение казаков.  Кадет   2:  Первый   отряд   казаков,   переселившихся   на   Кубань,   под командованием полковника  Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам­черноморцам. Второй отряд во главе с  Захарием Чепегой  осенью того же года, двигаясь посуху, подошел к Ейскому укреплению. Здесь казакам пришлось зазимовать, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался казакам путь по бескрайней   цветущей   кубанской   степи.   По   дороге   к   ним   присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Основание станиц. Библиотекарь: Казаки – переселенцы в XVIII веке стали строить на Кубани первые   станицы.   Места   для   первых   40   станиц   определялись   жребием,   а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины: они были произведены   от   имен   знаменитых   казаков   (Титаровская,   Васюринская, Мышастовская)   или   от   названий   городов:   Полтавская   (г.Полтава), Корсунская (г.Корсунь). Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать   столицей   казачьего   края.   По   преданию   войсковой   атаман   Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» Обычно строительство велось по плану: в центре станицы находилась площадь с церковью, школой, станичным правлением.  Рассказ об обычаях, традициях и нравах казаков Кадет   3:  Уважительное   отношение   к   старшим.  Почитание   родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой   о   них   сына   и   дочери.  Не   почитание   отца   с   матерью   считалось   за большой   грех.   Без   согласия   родителей   и   родни,   как   правило   не   решались вопросы   создания   семьи:   родители   принимали   самое   непосредственное участие   в   ее   создании,   развод   у   казаков   в   прошлом   являлся   редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери   только   на   «Вы»   ­   «Вы,   мама»,   «Вы,   тату».   Старшинство   являлось жизненным   укладом   казачьей   семьи   и   естественной   необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании   характера,   которого   требовали   условия   казачьей   жизни. Уважение старшего­ одно из важных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к   прожитым   годам.   Перенесенным   невзгодам,   казачьей   доли,   наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казака при этом всегда помнили слова   священного   Писания:   «Перед   лицом   седого   вставай,   почитай   лицо старца   и   бойся   Бога   своего   –   Я   Господь   Бог   ваш».   Обычай   уважения   и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,   сдержанность   и   готовность   к   оказанию   помощи   и   требовать соблюдения некоторого этикета ( при появлении старика все должны были встать). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (выступать   без   его   разрешения)   и   тем   более­   непристойно   выражаться. Считалось непристойным обгонять старика, требовалось спросить разрешение пройти. Слова старшего являлись для младшего обязательными. Уважение к старшему   прививалось   в   семье   с   ранних   лет.   Дети   знали,   кто   из   них   в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней. Кадет 4: Безмерное уважение к гостю. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течении трех суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.  У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний   или   близкий   родственник,   кум,   брат,   сват,   деверь   или   просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Кадет 5: Казак и религия. При входе в хату крестились на образа, мужчины предварительно   снимали   шапку,   тоже   делали   и   при   выходе.   Извинения   за допущенную   оплошность   произносили   со   словами:   «Простите   меня, пожалуйста»,   «Прости,   ради   Бога».   Благодарили   за   что­либо:   «Спасибо!», «Храни тебя Господь!». На благодарение отвечали: «На здоровье!», «Не за что!». Без молитвы не начинали и не заканчивали  ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях. Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (   помочь   поднять,   поднести   что­либо   по   пути,   помочь   при   подъеме   и   ли выходе, уступить место для сидения). Прежде чем самому что­либо съесть или утолить жажду, должен предложить рядом стоящему.  Кадет 6: Конь у казака. У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял   себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Кадет   7:  Казачий   костюм.  Яркость,   веселость,   независимость   характера казачки отражает ее костюм. Широкая цветная юбка, богато вышитая рубаха, зипун или «кохта», на ногах – сапожки или кожаные тапочки­чувячки. Кадет 8: Семейный быт. Кубанская хата делилась на два жилых помещения –  великую   хату  с    русской   печью  в  заднем  углу   и  малую  хату.  Во   дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша. В казачьей хате лавки и сундук­скрыня располагались вдоль стен, за печкой – настил  для сна, у двери – деревянный «шкапчик» для посуды. По диагонали от печи – святой угол    с иконами. Посредине – стол. 4. Встреча и беседа с казаком Сегодня к нам на классный час пришел     4.Викторина «Знаешь ли ты быт, нравы, обычаи, фольклор казаков». 1. Перечислите казачьи заповеди. «Душу ­ Богу, сердце ­ людям, любовь ­  Отчизне, честь ­ никому». 2. Чем являлась шашка для казака? 3. Что такое «башлык»? 4. Предлагаем отгадать старинные загадки: ­ Видят друг друга, а не сойдутся (пол и потолок) ­ Всем руку подает, а себя не называет (дверь с ручкой) ­ Зимой жует, летом уснет (печь в хате) ­ Чубом встряхнет ­ зерно посыплется (колосок) ­ Маленький, горбатенький, поле обошел ­ всем зерно нашел (серп) ­ Щедрая царица кормит станицы (пшеница). 5. Подведение итогов  Ребята, вам понравилось?   О чем вы узнали на нашем сегодняшнем классном часе?   Как  надо жить, чтобы быть достойными продолжателями традиций своих славных предков­казаков?   Дорогие кадеты, мы должны чтить и уважать традиции наших прадедов и дедов,  и тогда казачьему роду никогда не будет перевода. Звучит гимн Краснодарского края «Ты, Кубань, ты наша родина!»

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"

Разработка классного часа на тему "День кубанского казачества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018