Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)
Оценка 5

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
10.01.2019
Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)
Данный материал нацелен на: ознакомление с понятиями проступок, правонарушение, преступление; развитие представления о том, что проступок, правонарушение и преступление отрицательно влияют на окружающих людей и совершение подобных действий может караться законом; воспитание позитивного отношения к окружающему миру, профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Классный час Проступок, правонарушение, преступление и наказание.docx
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» Методическая разработка классного часа Тема разработки:    автор: Коваль Елена Станиславовна, учитель Макеевка  (08.11.2017) Тема: "Проступок, правонарушение, преступление и наказание. О самодисциплине и самовоспитании  школьника". Цель: формирование представления о проступке, правонарушении, преступлении и наказании за них;             профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Классный час Задачи: 1) научить различать понятия проступок, правонарушение, преступление; 2) развить представления о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют  на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом; 3) воспитывать позитивное отношение к окружающему миру; 4) осуществлять коррекцию эмоционально­волевой сферы обучающихся. Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением  на конкретных ситуациях. «Незнание закона не освобождает от ответственности». Ход урока 1. Организационный момент.  Поведение   человека   в   обществе   регулируется   различными   нормами   ­   прежде   всего   моральными   и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом ­ одна из важных граней понятия ­ ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.  Тема нашего классного часа: «Проступок. Правонарушение. Преступление».     2. Основная часть.     2. 1. Беседа. Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни:  идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, или вступить на путь преступления в поисках легкой  наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться ­ плохо. И тем на менее количество  малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?  Что же приводит подростков на путь нарушения закона? ( Ответы ребят) Как изнутри формируется готовность совершить преступление?  Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, неловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных подростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного... Затем происходят кражи, хулиганство, насилие... Это примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности. По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, довольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, диски... Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. "Нас не понимают", ­ с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой толкает их в круг ловкачей, спекулянтов, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным. Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной Просмотр видеоролика «Правовая ответственность несовершеннолетних». общественной позиции, моральной ответственности.  Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? (Все они обозначают нарушение каких­либо правил или законов). Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Почему?  Рассмотрим несколько ситуаций. Ситуация № 1.  Семиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по близлежащей   к   школе   территории,   катается   на   велосипеде.   Как   можно   расценить   поведение   Димы,   как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил). Что же он все­таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы). А в нашей школе есть Устав? Вспомним его вместе. (Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять  задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания,  не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за  счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы). Чем же будет считаться нарушение какого­либо пункта Устава школы? (Проступком). Предусмотрено какое­либо наказание за проступок? Какое? (Ученика могут вызвать на совет профилактики, поставить на внутришкольный учет). Рассмотрим   следующую   ситуацию   и   также   попробуем   определить,   о   чем   идет   речь:   о   проступке, правонарушении или преступлении. Ситуация № 2. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому­нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно   классифицировать   действия   Саши,   Жени   и   Максима,   как   проступок,   правонарушение или преступление? (Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление). Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Ситуация № 3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Это не преступление, а правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте). Верно, это правонарушение.  Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение правонарушению, проступку, преступлению.  Правонарушение ­ это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность  правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую­либо действующую норму  права, действует вопреки ее предписаниям. Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений,  степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых  санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на проступки и  преступления. Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по  сравнению с преступлениями степенью. Проступок­ нарушение правил поведения, вызывающее поведение. Приведите свой пример проступка. (Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте). Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14­ти лет? (Родители). Какое наказание ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? На них налагается штраф; подростка могут поставить на учет в милицию. Правильно:   предупреждение,   штраф,   могут   поставить   на   учет   в   милицию,   а  могут   ли   за   административное правонарушение посадить в тюрьму? (В тюрьму сажают за преступления).  За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления уголовный кодекс.  Преступление ­ это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими  возраста привлечения к уголовной ответственности. Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния,  наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14­ти лет). За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? Их могут отправить в колонию, либо в какое­нибудь учреждение закрытого типа. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно­трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и   отпустить   на   свободу,   установив   ему   ряд   ограничений.   Если   подросток   продолжает   совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. 2. 2. Игра «Верно ­ неверно». Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно ­ неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые  карточки. Вы берете их в руки.  Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет ­ красную. Всем понятны правила? Ситуация № 1 . Две девочки решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если девочки не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Дети поднимают карточки. Объясните, почему это проступок? (Мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок). Есть ли у девочек выбор? (Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами). Что они могут им сказать? (Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и  уйдут). А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать? (Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт). Должны ли девченки рассказать кому­нибудь о случившемся? (Родителям). Ситуация № 2.  Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому­нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны? Дети поднимают карточки. Почему вы не согласны со мной? (Это преступление). Назовите, какое именно преступление. (Кража \ Грабеж). В чем их различие? (Это грабеж ­ открытое хищение чужого имущества, а кража ­ это тайное хищение чужого  имущества). Должна   ли   Татьяна   рассказать   кому­нибудь   о   случившемся?   (Должна   рассказать   родителям   и   заявить   в полицию). Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день­два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации? (Да, ей не нужно было идти одной в позднее время). Татьяне  нужно  было кого­нибудь  попросить,  чтобы ее  проводил домой с дискотеки,  либо  идти вместе  с подружками, либо попросить, чтобы ее кто­нибудь из родственников встретил. Ситуация № 3.  Маша  стала  замечать,  что у нее  в  школе  пропадают   деньги из  кошелька.  Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», ­ сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», ­ ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?  Дети поднимают карточки. Что же это по вашему мнению? (Преступление). Какое именно? (Кража ­ тайное хищение чужого имущества). Должна ли Маша рассказать о случившемся? (Должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить  об этом в полицию). Как бы вы поступили в такой ситуации? Ситуация   №  4.  Группа   ребят   из   11   класса   вела   себя   вызывающе:   они   сквернословили,   награждали   своих одноклассников   и   учителей   обидными   кличками,   курили   в   туалете,   несмотря   на   запрет.   Писали   на   стенах непристойные   слова.   Отбирали   деньги   у   младших   школьников.   Когда   их   одноклассники   Алексей   и   Дима потребовали, чтобы те оставили малышей в покое, хулиганы их жестоко избили. По­моему это преступление. Согласны? Дети поднимают карточки. Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников? (Избиение ­ это нанесение побоев). А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением? (Это грабеж). Таким образом, группа одиннадцатиклассников совершила два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?  2. 3. Работа в группах. Учитель. Итак,   мы   с   вами   вместе   попытались   разобраться   в   понятиях проступок,   правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах. Первый ряд у нас будет первой группой, второй ряд ­ второй группой, и третий ряд ­ соответственно третьей группой. Каждый   имеет   право   высказать   свое   собственное   мнение.   Прежде   чем   что­то   сказать,   нужно   подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если точки зрения не совпадают.   Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время. Задание:  обсудить   каждую   из   предложенных   ситуаций,   определить,   о   чем   идет   речь:   о   проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ. Каждая группа получает лист с заданием. Варианты заданий: 1. Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в  преступление). 3. 4. кармане. (Курить в общественных местах запрещено). 2. Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в  школу. (Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не  нарушила, так как продолжает ходить в школу). Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики. (Это  От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по  коридору школы. (Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного  опьянения). 5. Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (Нарушения закона здесь нет.  Вова и Андрей нарушили Устав школы). 6. На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил  Женю кулаком в плечо и в живот. (Если Владу уже исполнилось 14 лет, то его действия будут считаться  преступлением. Совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших  серьезных последствий для здоровья потерпевшего). Дети работают в малых группах. 3. Итог занятия. Учитель. Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?  ­ Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.  ­ Что такое правонарушение?  ­ Дайте определение преступлению.

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)

Разработка классного часа "Проступок, правонарушение, преступление и наказание" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019