Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Оценка 4.7

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
8 кл
29.04.2018
Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)
На литературном часе, посвящённом Екатерине Владимировне Дубро, мы попытались показать ребятам, как человек старается преодолеть свой недуг, найти смысл в жизни. Несмотря на то, что жизнь была скомкана, изломана болезнью, Е.Дубро отстояла своё право на другую жизнь – в прозе. В этом она не видела ничего значительного, а потому очень смутилась, когда ей присвоили комсомольскую премию «Молодость Кузбасса», а это было в 1974 году. Вот также смутилась Катя в отрочестве, получив после нескольких радиопередач о себе три тысячи писем: люди поддерживали её, рассказывали о своей жизни, школьники обещали хорошо учиться… «За что? Почему? – говорила она себе. – Что особенного я совершила?» А совершила она то, что выбрала путь преодоления трудностей, умение противостоять недугу, не хныкать, трудиться ежедневно, создавая удивительные сказки, повести, рассказы. На примере жизни своей землячки Е.Дубро ребята усвоили несколько уроков: сохранять мужество при встрече с большими и малыми трудностями повседневной жизни, терпеть и любить жизнь.
дубро.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Специальная школа – интернат № 66» Новокузнецк ­ 2018 «Вернусь звездопадом…» (литературная гостиная о Екатерине Дубро) Участники: обучающиеся 8 – 9 классов Подготовительная   работа:  за   некоторое   время   до   проведения литературного   часа   библиотекарь   просит   родственницу   Е.Дубро,   которая переписывается   с   писательницей,   подготовить   рассказ   о   ней.   Дети   к литературному часу читают сборник сказок «Бумажный кораблик» и готовят свои отзывы на прочитанный рассказ. Для оформления готовится выставка книг Е.Дубро и фотографии. Эпиграфом стали слова Е.Дубро: …А из терпенья для зверья С водицей звонкое корыто Вблизи от дома врою я. Входите, странники, открыто! Для рефлексии готовится мини – звёздный час. Цель: формирование чувства гордости за свою малую родину Задачи:  ­   познакомить   обучающихся   с   некоторыми   страницами   биографии Е.Дубро; ­ пробудить интерес к творчеству писательницы; ­   способствовать   воспитанию   доброты   и   чувства   сопереживания   на примере биографии и творчества Е.Дубро. Ход мероприятия 1. Слово учителя Сегодня, ребята,  мы поговорим с вами о нашей землячке, писательнице, Екатерине Владимировне Дубро. Эпиграфом нашего разговора станут её же слова:                                        … А из терпенья для зверья С водицей звонкое корыто Вблизи от дома врою я. Входите, странники, открыто! Терпения   Е.В.Дубро   нужно   много,   так   как   последнее   время   она прикована к постели и совсем не встаёт. Когда Е.В.Дубро  рассказывает  о себе, то не говорит о том, что она родилась в Бороковке, наверное, потому, что   прожила   здесь   совсем   немного,   всего   до   пяти   лет.   Но   связи   с   селом писательница не прерывает. Она часто в письмах расспрашивает о жизни села, присылает книги из личной библиотеки и деньги на подписку. Обратите внимание на выставку книг Е.Дубро. Это сборники: «Вернись звездопадом…»,       «Медленные   часы»,     «Второе   начало»,     «Оглянись, расставаясь»,   «Бумажный кораблик»,   «Нежность». В её книгах отражена глубокая мудрость и красота человеческого духа. Вот как сама писательница говорит об историях,  лежащих в основе её произведений: «Всё   взято   из   жизни,  которая   меня   окружает,  ничего   не  приходится изобретать. Прототипы   персонажей моих рассказов – это учителя, которые приходили ко мне домой и щедро дарили знания, врачи и медсёстры, которые стараются облегчить моё состояние в больнице и выручают по мере сил дома, родные и близкие мне люди». В статье Ольги Штраус «Заговор чувств» говорится о книге Е.Дубро «Нежность»:   «Многие     страницы   «Нежности»   трогают   до   почти   до   слёз. Многие – удивляют и даже возмущают, потому что характер   автора – это адская смесь гордыни и смирения – не только не прост, но зачастую крайне неудобен   для   окружающих.   Она   не   приемлет   помощи.   Не   приемлет сочувствия.   Не   приемлет   посягательства   на   личную   жизнь.   Тщательно,   а порой просто остервенело охраняет своё жизненное пространство и время от пустопорожних   занятий   и   неинтересных   людей…   Удивительно,   что   таким свободным   оказался   человек,   самим   диагнозом   своим   пригвождённый   к полной зависимости от окружающих».   «Нежность» ­ седьмая книга Е.Дубро. Зрелость писательского таланта Е.Дубро сквозит уже в самом языке «рассказочек». Язык Е.Дубро своеобразен и   метафоричен.   Домашние   словечки­поговорки   соседствуют   здесь   с поэтическими   образами.   Мистические   совпадения   похожи   на   рифмы.   Сам строй   письма   пленяет   каким­то   завораживающим   ритмом.   Так     бабки­ знахарки заговаривают боль. Так чародейки­ведуньи отводят от судьбы горе­ злосчастье. 2. Озвученная выставка 3.Рассказ о жизни писательницы А сейчас родственница Е.Дубро, А.И.Исакова, расскажет нам немного о жизни писательницы. Дубро   Екатерина   Владимировна   родилась   19   октября   1947   года   в Бороковке. Её родители Дубро Владимир и Кроман Вера Евсеевна.  Мама   Кати   работала   учителем   начальных   классов,   была   подругой   и троюродной   сестрой   Шустовой   Анны   Мартыновны,   которую   вы,   ребята, хорошо знаете. Когда Кате исполнилось 5 лет, родители переехали жить в город Юргу. Жили в небольшом ветхом домике на окраине. В 7 лет девочка пошла учиться. Стала прогрессировать наследственная болезнь – мышечная дистрофия. До 4 класса Катя ходила в школу сама, но с каждым днём всё труднее и труднее ей было посещать школу. Находились такие дети, которые её обижали, бросали в неё камни. Наступило время, когда Катя не смогла двигаться,   она   оказалась   прикованной   к   постели.   Учили   её   на   дому. Приходили   учителя   и   оказывали   больной   девочке   помощь   в   усвоении программного материала. В 1961 году рассказали о Кате по радио. Все узнали о том, что она прикована к постели, учится, много читает, пишет стихи. Из всех уголков страны стали приходить посылки, письма, в которых предлагалась помощь или давались советы. Вера Евсеевна возила свою дочь в разные уголки страны на лечение, но ничего не помогало. Об этом Е.Дубро очень хорошо рассказала в своих произведениях. Катя часто говорила маме: «Не хочу жить! Зачем ты меня родила?» Врачи говорили о скорой смерти Кати, что она не сможет долго жить. Умер Катин папа, умерла мама. Катя осталась одна. Вот уже много   лет   Екатерина   Владимировна   прикована   к   постели,   но   обслуживать себя старается сама. По дому помогает домработница, навещает медсестра. Рядом с ней находится холодильник, плитка, книги, телевизор.   Преодолеть вынужденное   затворничество   помогают   друзья,   соседи.   Они   приносят необходимые лекарства, украшают комнату цветами, а когда не могут прийти, то   непременно   позвонят   (по   телефону   ведь   тоже     можно   по­хорошему общаться). Эти люди укрепляют уверенность Е.Дубро   в том, что в основе мироздания – доброта и справедливость его Создателя. И это позволяет ей писать,   передавая   эту   уверенность   окружающим.   В   числе   друзей   Е.Дубро члены Союзаписателей Кузбасса: Александр Ибрагимов, Валентин Махалов, Владимир Матвеев и многие другие. А ещё рядом с Е.Дубро всегда находятся кошки. Вот как говорит о них писательница в интервью газете «Кузнецкий край»: «Кошек я   их обожаю. Они способны проявлять милосердие и заботу. Был такой случай. Я нечаянно упала, когда мамы не было дома. Они тут как тут. Но кот максим деликатно удалился в сторонку, Ева с урчанием стала покусывать   меня   за   ноги.   Я   сначала   оскорбилась:   так­то   ты   проявляешь сострадание? А потом поняла: ведь она меня, как своего котёнка,   хотела перетащить с пола не кровать, на моё всегдашнее место. Сейчас они утешают меня   как   могут,   когда   вдруг   накатывает   тоска,   посещающая   меня   после смерти родителей». Екатерина Дубро очень любит природу, хотя практически не выходит из дома из­за болезни. Она переживает за всё, что происходит в родной стране. «Мне горько, когда я думаю о судьбе своей страны и её народа, которая так непредсказуемо повернулась. И всё равно, просыпаясь утром, я верю, что сегодня будет лучше, чем вчера. И прекрасное завтра обязательно состоится». В 1985 году Е. Дубро принята в члены Союза писателей. Издано шесть отдельных сборников прозы. Проза   Екатерины   Владимировны   насквозь   просвечена   ярким   лучом нравственного   поиска     ответов   на   трудные   и   неразрешённые   вопросы человеческой жизни, человеческой мысли. Не случайно её героини подкупают нас своим жизнелюбием, оптимизмом, высокой требовательностью к духовной чистоте отношений, умом и добротой. Безотчётно мы радуемся им и думаем о том, как хорошо если бы в жизни такие люди встречались чаще. Проза Дубро лирична, и дело не в том, что автор – женщина, таково свойство   восприятия   мира.   В   отдельные   произведения   она   умело   вводит сказку,   причём   сказка   не   выглядит   вставной   притчей.   Автору   важна поэтическая основа сказки, душа этого жанра. Она служит дополнительным художественным   приёмом,   средством   характеристики   героев   произведений Е.Дубро. Что имела – потерялось, Что ищу – не нахожу. И кататься не каталась, А вот саночки вожу. Уж такой, наверно, жребий Был предсказан налегке: Журавля не видно в небе –  И синицы нет в руке. Ребята   пересказывают   подготовленные   сказки   из   книги   Е.Дубро «Бумажный   кораблик»,   высказывают   свои   мысли   по   поводу   прочитанного произведения. 4. Рефлексия Что останется в вашей памяти после сегодняшнего литературного часа? Какие   сказки   понравились   больше   всего?   А   сейчас   мы   проведём   мини­ звёздный час по услышанной информации о Е.Дубро. Заключение На литературном часе, посвящённом Екатерине Владимировне Дубро, мы   попытались   показать   ребятам,   как   человек   старается   преодолеть   свой недуг,   найти   смысл   в   жизни.   Несмотря   на   то,   что   жизнь   была   скомкана, изломана болезнью, Е.Дубро отстояла своё право на другую жизнь – в прозе. В этом она не видела ничего значительного, а потому очень смутилась, когда ей присвоили комсомольскую премию «Молодость Кузбасса»,  а это было в 1974 году.   Вот   также   смутилась   Катя   в   отрочестве,   получив   после   нескольких радиопередач о себе три тысячи писем: люди поддерживали её, рассказывали о своей жизни, школьники обещали хорошо учиться… «За что? Почему? – говорила она себе. – Что особенного я совершила?» А совершила она то, что выбрала   путь   преодоления   трудностей,   умение   противостоять   недугу,   не хныкать,   трудиться   ежедневно,   создавая   удивительные   сказки,   повести, рассказы.  На примере жизни своей землячки Е.Дубро ребята усвоили несколько уроков: сохранять мужество при встрече с большими и малыми трудностями повседневной жизни, терпеть и любить жизнь. Тезаурус Биография – описание чьей­то жизни Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения Доброта ­  отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям Звездопад – падение звёзд Земляк – уроженец одной с кем­нибудь местности Нежность – ласковый, проявляющий любовь Персонаж – действующее лицо в литературном произведении Родина – Отечество, место рождения Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле Терпение – настойчивость, упорство и выдержка Творчество – создание новых по замыслу культурных ценностей Литература для педагогов 1 Вишнякова,   Н.А.   Характеры   и   судьбы   [Текст]/   Н.А.Вишнякова //Литературная Россия. – 1973. – 28 сентября. – с.7 2 Захарчук.   Н.П.   За   человеком   с   умным   сердцем   [Текст]/ Н.П.Захарчук // Кузбасс. – 1976. – 26 декабря. – с.5 3 Курбатов,   В.С.   Быть   может,   за   новым   порогом…[Текст]/ В.С.Курбатов // Сибирские огни. – 1978. ­ № 1. – с. 181 – 188 4 Ходанен,   Л.А.   Художественный   мир   Е.Дубро   [Текст]   / Л.А.Ходанен //Огни Кузбасса. – 1984. ­ № 1. – с.68 – 70 Литература для обучающихся 1 Дубро, Е.В. Вернись звездопадом…[Текст]: Рассказы / Е.В.Дубро. – Кемерово: Кн. издат., 1973. – 128 с. 2 Дубро,   Е.В.   Медленные   часы   [Текст]:   Рассказы   /   Е.В.Дубро. Кемерово: Кн. издат., 1976. – 188 с. 3 Дубро,   Е.В.   Оглянись,   расставаясь   [Текст]:   Повести,   сказки.   – Кемерово: Кн. издат., 1982. – 239 с. 4 Дубро, Е.В. Бумажный кораблик. Синие сказки [Текст]: Сказки / Е.В.Дубро. – Кемерово: Кн. издат., 1988. ­ ­ 188 с. Приложение 1  Мини – звёздный час по биографии и творчеству Е.Дубро Не в моей ли власти  Не мне ль с руки  Извлекать Вам счастье  Из ручья тоски?      1. В каком году родилась Е.Дубро?     1. 1945       2. 1946      3. 1947 2. Кем работала мама Кати?     1. швеёй    2. учителем  3. дояркой 3. Сколько лет было Кате, когда семья переехала в город Юргу? 1. 5 лет  2. 10 лет  3. 12 лет  4. До какого класса Катя сама ходила в школу?      1. до 4 класса    2. до 3 класса  3. до 2 класса 5. Как звали маму Кати?      1. Кроман Наталья Сергеевна      2. Кроман Евдокия Петровна      3. Кроман Вера Евсеевна 6. Как называлась первая книга Е.Дубро?      1. «Бумажный кораблик»      2. «Вернись звездопадом» 3. «Нежность»  7. Вставьте пропущенное слово      Живу: выстраиваю дом.      Пишу: окошки прорубаю.      И нежность крышей в доме том,      Как небо …..      1. фиолетовая   2. лазоревая    3. голубая 8. Что имела – потерялось,     Что ищу – не нахожу.      И кататься не каталась,      А вот саночки вожу.      И такой, наверно, жребий      Был предсказан налегке:      Журавля не видно в небе –       …………………………… 1 2 3 И синицы нет в руке И воробей улетел  И снегирь прилетел Приложение 2  Отзывы  ребят о сказках Е.Дубро Кто­то с молоточком Я   прочитал   сказку   Е.Дубро   «Кто­то   с   молоточком»   из   сборника «Бумажный   кораблик».     Это   сказка­притча,   то   есть   небольшое произведение, содержащее какую­то поучительную идею. Я не очень понял, почему   сказка,   так   как   никаких   сказочных   персонажей   не   встретил. Повествование   ведёт   автор.   Главные   герои   –   жители   дома,   в   котором происходит что­то необычное. Жильцы слышат стук в дверь. Оказывается, у всех, как говорится, есть «скелет в шкафу». Ведь говорил же А.П.Чехов «за дверью   каждого   счастливого   человека   должен   стоять   кто­нибудь   с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после   непродолжительного   счастья   непременно   наступит   несчастье». Выясняется,   что   у   всех   жильцов   есть   случаи,   когда   они   кого­нибудь обидели,   то   есть   всех   будит   совесть.   В   итоге   выясняется,   что   стучала обычная девочка. Несмотря на это все вспомнили свои грехи и раскаялись в них.   Только   кот   Дрёмка   спал   спокойно,   его   совесть   молчала.   Я   думаю, каждый   человек   должен   помнить   о   тех,   кому,  может   быть,  плохо   и,  по возможности, помочь нуждающимся в помощи.                Шевлюга Денис, 9 класс Ночные шорохи   Когда я прочитала сказку «Ночные шорохи» из сборника «Бумажный кораблик»   Е.Дубро,   то   очень   удивилась.   Это,   действительно,   сказка.   Её герои Ахи – души вещей. Ах книги – Кнах, ах зеркала – Зах, ах чайной чашки – Чах. У каждой вещи есть своя биография, ведь они по­разному попадают к человеку. Какие­то вещи появляются по необходимости, другие –   случайно,   а   бывают   вещи   –   подарки.   Между   пришлыми   вещами   и местными даже происходят ссоры. Февральскими ночами ахи обсуждают хозяйские дела. И даже ломаются вещи не просто так. Почему разбился Чах? Это потому, что чайная чашка не вынесла разочарований. Когда у нас появляются вещи, их надо любить, чтобы они не обижались.      Доновец Роксана, 9 класс

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)

Разработка литературной гостиной "Вернусь звездопадом..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018