Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
02.04.2018
Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"
Предлагается разработка открытого интегрированного урока оп литературе и самопознанию для учащихся 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова". Материал дает представление о жизни М.Ю.Лермонтова и рассказывает об отношениях поэта с женщинами. Даны стихотворения поэта и романсы, написанные на его стихи
Тулегенова Г.Б. ШГ№22 интегрир.урок.doc
Конспект интегрированного урока русской литературы и самопознания  Класс: 9 Е  Учитель: Тулегенова Г.Б. Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова Ценность: Любовь к   женщине Качества: Воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, верность; Кол­во уч­ся: 30 Цель урока:  1. Познакомить учащихся с «музами» поэтического  вдохновения М.Ю.Лермонтова; показать любовь к женщине в  ее многообразии через лирические произведения поэта. 2. Формирование целостного восприятия нравственных  ценностей через любовную лирику поэта; продолжить  формирование коммуникативно­речевой компетенции,  аналитических умений и навыков выразительного чтения . 3. Воспитывать у учащихся такие качества, как любовь,  нежность, верность; Ресурсы: (материалы, источники)  презентация, аудиозапись романса на  стихотворение М.Ю.Лермонтова,  «Притча о любви и времени», ватман,  маркеры. ХОД УРОКА Примечание 1 этап. Организация начала урока. Приветствие. Добрый день! Нам очень приятно видеть вас. Давайте  улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А вас, ребята, я  приглашаю в круг любви. (Образуют круг радости, взявшись за  руки). Круг радости. (внешняя интеграция) Луч солнца золотой Круг любви везде со мной. Любовь в тебе,  любовь во мне, любовь вокруг, любовь везде. – Давайте начнём  день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с  Любовью. Эмоционально и психологически настраиваются на урок. 2 этап. Введение в проблематику урока. ­ Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и  каждый понимает счастье по­своему. Для одних счастье – в  любимой работе. Для других – в богатстве. Но, пожалуй.  Любому человеку хотелось бы найти свою любовь, иметь  рядом любящих людей и любить самому. И если всё это есть,  человек ощущает себя счастливым. ­ Обратите внимание на доску, давайте прочитаем эпиграф к  уроку: (внешняя интеграция) Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть.                                                                М.Ю.Лермонтов ­ О чем эти строки? ­ Почему Бог и совесть судья? ­ Любовь ­ это страдание?  На этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии  М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал. Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики  Лермонтова, как стремление передать в ней собственные  философские переживания, свое отношение к миру, вызванное  любовью. (Внешняя интеграция) Цитата «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,­ сказал  Сергей Наровчатов о любовной лирике в творчестве  Лермонтова. Запишите тему урока и эпиграф. Читают эпиграф,  размышляют.  3 этап. Опрос домашнего задания. Дома вы должны были  подобрать цитаты о любви (Читают цитаты). 4 этап. Ознакомление с новым материалом Ребята, вы нашли столько замечательных мыслей, ну а теперь  мне хотелось бы услышать ваше мнение. Беседа по вопросам:  ­ В чём заключается значение слова «любовь»?  ­ Почему любовь относится к духовным ценностям?  ­ Как влияет это чувство на человека?  ­ Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу  это слово?  ­ Объясните смысл выражения «любви прекрасные  мгновенья» – Любовь – самое поэтическое, возвышенное и прекрасное  чувство. Светлый мир открывается человеку, когда  пробуждается любовь… В душе всё ликует, потому что из  окружающих людей как­то незаметно выделился  единственный, самый дорогой для вас человек. Первая любовь  может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюблённого на чудесные поступки. Искренняя любовь  является прочным строительным материалом для семьи. (Отвечают на вопросы, аргументируют своё мнение). ­ Тема нашего урока «Адресаты любовной лирики  М.Ю.Лермонтова» 5 этап. Творческое применение знаний. Работа в группах. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.      Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить  человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”.  Лермонтов, как личность, сформировался очень рано. В  пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи  о любви. ­Кому посвящал свои стихи Лермонтов? (Слайды) Ребята, внимательно прослушайте романс…(звучит  аудиозапись на стихи М.Ю.Лермонтова «Я не любил Вас…»). Задание: Рассказать о женщинах М.Ю.Лермонтова. Проанализировать стихи М.Ю.Лермонтова, посвященные  любимым женщинам: (Стихи на листах А4). (Группам дается ватман и маркеры для создания постера) 1) Варвара Александровна Лопухина.  «Она не гордой  красотою», «Расстались мы, но твой портрет» 2) Сушкова  Екатерина Александровна. Сушковский  цикл: «Благодарю!», «Нищий» 3) Иванова Наталья Фёдоровна. Ивановский цикл: «Я  не унижусь пред тобою», «Сонет» 4) Щербатова Мария Алексеевна. «Молитва»,  «М.А.Щербатовой» 5) Ростопчина Евдокия Петровна. «Я верю: под одной  звездой» 6) Быховец Екатерина Григорьевна. «Нет, не тебя я так пылко люблю…» Слово учителя: Любовь в творчестве Лермонтова носит  трагический отпечаток из­за его единственной, настоящей,  неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной.  Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни.      Лермонтов грустит о потерянном счастье:     Душа моя должна прожить в земной неволе      Не долго. Может быть, я не увижу боле      Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.     Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего  мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь  рабом”. В понимании поэта любовь должна быть вечной, его не  удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он  иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:      У ног других не забывал я взор твоих очей.       Любя других, я лишь страдал      Любовью прежних дней.     Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на  его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь  пред тобою” он говорит, что вдохновение для него дороже  ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую  душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой  характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных  сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет”.  Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные  дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В  стихотворении “Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу с  увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо  мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между  бродящими блистает облаками”. Поэт пытается  противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения.  В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое,  светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...” —  пишет поэт.  6 этап. Рассказывание истории. Подарок учителя  (внутренняя интеграция) Притча «Как важна в жизни Любовь»  Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и  другие. Вместе с ними жила и Любовь. Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и  скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров.  Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только,  когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он  почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь. Мимо  проплыл роскошный корабль Богатства. Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для  Любви места нет.  Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал  мимо... Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие  нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.  С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.  «О, Любовь, ­ ответила Грусть,­ мне так грустно, что я должна  оставаться в одиночестве».  Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята  весельем, что даже не услышала мольбу Любви. Вдруг Любовь услышала голос:  «Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».  Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что  даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли,  Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась... ведь она даже не поблагодарила старца. Любовь обратилась к Познанию:  «Познание, скажи мне, кто спас меня?». «Это было Время», ­ ответило Познание.  «Время?» ­ удивилась Любовь – Отчего Оно мне помогло?» Познание ответило:  «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь».  Вопросы для обсуждения: ­ О чем говорится в притче? ­ Почему Любовь не хотела покидать остров? ­ Как отнеслись к Любви другие чувства? ­ Как вы думаете, почему Время знает, как важна в жизни  Любовь? ­ Какие чувства испытывает любящий человек? ­ А вы любили? Расскажите об этом чувстве. 7. Обобщение пройденного материала. ­ Что вы сегодня узнали на уроке? ­ Какие чувства испытывал Лермонтов к женщинам? ­ Каким вы его увидели в отношениях с женщинами? ­ Как вы думаете, почему М.Ю.Лермонтов не смог построить  отношения? Что ему мешало? ­ Можно ли сказать, что он постиг любовь? Работа с интерактивной доской.      ­   Ребята, давайте вместе попробуем    любви», расположим в ней качества, которые дает человеку  любовь.  создать «Пирамиду  Рефлексия  Упражнение «Шкатулка с сюрпризом». – Я приготовила  для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится  самое дорогое, что есть на свете, загляните в неё, и увидите,  что является самым ценным. Так, что вы увидели? А в зеркале  вы увидели… Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру  начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце  человека, светит в его глазах. Пусть в вашем сердце всегда  будет любовь, которая сделает вас счастливыми. 8. Домашнее задание. Домашнее задание. Выучить стих о любви  М.Ю.Лермонтова (на выбор ученика)

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"

Разработка открытого интегрированного урока по литературе и самопознанию для 9 класса по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018