Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"
Оценка 4.7

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
20.11.2018
Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"
В рамках финансовой грамотности мы со своими обучающими подготовили классный час на котором обучающие и гости учились экономить домашние бюджетные деньги.Как рассчитывать коммунальные платежи по газу и воде , в чём измеряется вода и свет. Как можно быстро рассчитать процент ?
Классный час в 7 классе - Единая семья - единый бюджет.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской, Георгиевского района, Ставропольского края. Открытый классный час в 7 классе. Тема: Единая семья – единый бюджет                                      Автор:                                                   Токарева Наталья Петровна                                Место работы:                                                               МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова                                           ст. Александрийской.                                              Занимаемая должность:                                                                  Классный руководитель 7 «В» класса                           Номинация:                             Классный час                                     Возрастная группа:                       12­14 лет 2016­2017 учебный год Открытый классный час в 7 классе. Тема: Единая семья – единый бюджет Цель:  ­Формирование основ финансовой грамотности  обучающихся. ­Научить   грамотно,   составлять   и   распределять   свой   бюджет,   совместно   с родительским бюджетом,  тратить  свои  карманные деньги по назначению. ­Воспитывать уважения к родителям, познавательный интерес   у ребёнка   в планировании семейного бюджета.  1 ­Обеспечивать содействия у обучающихся в   экономии семейного бюджета.   внимание,   память,   логическое   мышление   в   составлении Развивать   финансового   отчёта,   умение   анализировать   информацию   о   финансовой грамотности. Основные   понятия:   Финансы   и   финансовая   грамотность,   бюджет   семьи, карманные деньги.  Форма   проведения   классного   часа:   Беседы,   сообщения     обучающихся, минутки   психологической   разгрузки,     физкультминутка,   практические задания, психолого­тематические игры. Оборудование:   Таблица   №1  «структура   семейного   бюджета»;   Таблица   №2 «Вариант ведения учётной книги школьника», ноутбук. Ход классного часа. 1. Организационный момент (подготовительный этап) Кабинет   подготавливается   для   классного   часа   заранее,   вывешиваются высказывания   (приложение   1)на   ватманах   о   «Финансовой   грамотности», таблицы «Структура семейного бюджета», «Вариант ведения учётной книги обучающегося». Музыкальное   оформление:   Начало   классного   часа   будет   проходить   под релаксационную музыку «Флейта мира», упражнения будут проходить под музыку «Я ты, он, она вместе дружная семья». 2. Вступительное слово классного руководителя Дорогие ребята, у нас сегодня пройдёт необычный классный час с элементами психолого­тематическими   играми   «Экономная   ладошка»,   «Финансовый король», а закрепим мы наши знания на увлекательном «Поле знаний». Еще совсем   недавно   вы   читали   стихи   и   пели   песни,   лепили     из   пластилина монетки   и   каждый   из   вас   не   задумывался   о   таком   таинственном словосочетании   «Финансовая   грамотность».   Сегодня   мы   постараемся подробно узнать, что же такое «Финансовая грамотность»? Я надеюсь, что наш класс будет, дружным, сплочённым. Вас ждёт много интересных дел. Но 2 главное наше дело ­  научиться     грамотно, составлять и распределять свой бюджет  совместно  с  родительским   бюджетом,    тратить    свои    карманные деньги по назначению  при этом, чтобы каждый чувствовал себя     уверенно, надёжно и удобно.  Тема: Единая семья – единый бюджет Цель: Научиться правильно, вместе с родителями планировать бюджет семьи, грамотно   распоряжаться     карманными  деньгами  по   назначению,  экономить семейный бюджет. Уважительно относиться к родителям. Нажить много денег ­ храбрость;  сохранить их ­ мудрость,  а умело расходовать их ­ искусство.                                                            (Бертольд Авербах) Классный руководитель: Можно ли быть неграмотным? Можно. Но это очень унизительно,   а   порой   рискованно:   вдруг   в   непрочитанной   информации содержится   предупреждение   о   серьёзной   опасности?   Можно   попробовать прожить, не зная о законах и механизмах экономики. А дело в том, что нет в человеческом   обществе   ни   одной   сферы   жизни,   ни   одной   профессии,   ни одного   уголка,   где   можно   почувствовать   себя   абсолютно   независимым   от мира экономики, махнуть рукой на её законы. Все люди вынуждены, подчас бессознательно,   подстраиваться   под   требования   экономики,   чтобы   жить   в довольстве   и   в   радости,   не   скитаться   в   поисках   милостыни   и   временного крова над головой.   В детстве все   экономические проблемы за вас решают родители. Для каждого человека семья – это начало начал, а для общества – важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально – экономическое развитие.   Семья   не   только   даёт   обществу   новых   членов,   воспитывает   их, делает пригодными в социуме. Семья, как ячейка общества играет важную экономическую   роль.   В   рамках   семьи   осуществляется   удовлетворение насущных потребностей человека (потребность в еде, тепле, защите.) Семья   выполняет   экономические   функции,   связанные   с   удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов. 3 1. Ведение личного домашнего хозяйства. 2. Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования. 3. Финансовая   деятельность,   позволяющая   правильно   рассчитать   и использовать бюджет семьи. 4. Подготовка детей к труду,  экономическое воспитание. Умение   разобраться   со   своими   потребностями,   выбрать   оптимальные эффективные   средства   для   их   удовлетворения,   разумно   организовать семейный труд, рассчитать   расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым,   знать   цену   трудовой   копейки   ­   это   целая   наука   ­     семейная экономика. Обучающийся:  Чтобы   семейная   экономика   хорошо   работала,   надо представлять себе расходы семьи и как они соотносятся с её доходами. Наши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание,   одежду, обувь,   учёбу,     хобби, коммунальные платежи (плата за газ, плата за воду, оплата электроэнергии),   дополнительное   образование   (кружки,   секции),   налоги. Классный руководитель:   Но откуда берутся деньги?  И как их  заработать? Рано или поздно любой человек, которому не всё равно, что происходит с его финансами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далёком будущем, задаёт себе вопрос ­ как   же правильно обращаться с деньгами? Задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность. Сообщение обучающегося:  Термин  fihahsia  ­ возник в 13 вв. переводится с латинского, как наличие средств, доход. В торговых рядах Италии сначала термин   обозначал любой денежный платёж. В дальнейшем   термин получил международное значение и стал употребляться   как понятие, связанное   с системой денежных отношений между населением и государством, по поводу образования   государственных   фондов   денежных   средств.   В   упрощённом варианте определение финансов  звучит так: финансы – это деньги. Финансы 4 не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банке, и другие финансовые  инструменты. Финансовая   грамотность  ­   понимание   основных   финансовых   понятий   и использование   этой   информации   для   принятия   разумных   решений, способствующих   благосостоянию   людей.   Принятие   решений   о   тратах   и сбережениях,   выбор   соответствующих   финансовых   инструментов, планирование   бюджета,   накопление   средств   на   будущие   цели   (получение образования   или   обеспеченная   жизнь   в   зрелом   возрасте).   Как     правильно распоряжаться   деньгами,   это   один   из   важных   вопросов   семейной   жизни. Копить или тратить – что поможет стать богаче и счастливее? Надо научиться уважать свой выбор. Самый вредный совет, относительно     денег – это: » Покупайте   только   то,   что   нужно,   а   не   только,   что   хочется,   и   будет   вам счастье! Не будет, потому что желание тратить, в конце концов, перейдет в подсознание,   и будет заставлять вас тратить всё больше и больше, даже не осознавая  того, что делаете.  А не осознанный голод – это путь к бедности.  Классный   руководитель.  Подведём   итог:    Каждый   день   записывайте   свои желания и расходы. Можно выполнять  в виде квадрата или круга с надписью внутри.   Дело   в   том,   что   вы   начнёте   лучше   понимать   себя,   разовьёте наблюдательность   и   получите   большое   удовольствие,   найдете     путь   к ресурсам  своего подсознания.  Обучающаяся:   Раньше доходы родителей были единственным источником в семье,   то   сейчас   многим   школьникам   позволяется   иметь   свой   личный заработок не в ущерб учёбе. Кроме карманных денег от родителей источниками  доходов может быть: 1.Оказание услуг (помощь пенсионерам и инвалидам) 2.Коммерческая деятельность (продажа газет, журналов) 3.   индивидуальная   трудовая   деятельность     (ремонт     радиоаппаратуры, декоративно – прикладное творчество.) 5 Классный руководитель: Многие подростки хотят помочь родителям всеми доступными   им   средствами   ­   знаниями   и   умениями     по   бережливости   и экономии денежных средств. Обучающаяся: Каждая семья должна правильно распределять свой бюджет. Классный руководитель: А что такое бюджет семьи?   Каким бюджет семьи бывает? Обучающийся:  Бюджет   семьи   –   это   доходы   и   расходы   за   определённый период времени ­ месяц ­ год.   Доход семьи ­ это деньги или материальные ценности,  полученные   в  виде   заработной   платы,  ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ   или подарка от ГОСУДАРСТВА, предприятия, отдельного лица за выполненную работу или услугу. Классный руководитель: Если доходы и расходы равны то, бюджет считается сбалансированным.   Если   доходы   больше   расходов   –   бюджет   называется избыточным, а если расходы больше расходов ­  бюджет имеет дефицит. Сбалансированный   бюджет   семьи   позволяет   рационально   использовать   её ресурсы   и   удовлетворять   большую   часть   потребностей.   Планирование семейного   бюджета   –   дело   очень   сложное.   Чтобы   спланировать,   сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только  о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары. Посмотрим на таблицу №1 Структура семейного бюджета (приложение 1) Для того чтобы правильно распределять бюджет необходимо знать основы домашней   экономики.  Книга   домашнего   учёта   позволит   точно   определить, сколько   в   семье   доходов   и   на   какие   цели   их   потратить.   Анализ   статей расходов   просто   необходим,   так   как   это   позволит   лучше   планировать   и сохранять средства. 3.Физкультурная минутка: Кинезиологические  упражнения (улучшают память, устраняют   усталость в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга). Все упражнения классный руководитель выполняет вместе с детьми, постепенно увеличивая сложность. Комплекс №1 6 1. Постучите   по   столу  расслабленной   кистью  правой   руки,  а  затем   левой руки. 2. Согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь 3. Звонок. Оперитесь на стол ладонями, согните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями рук. 4. Домик. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой руки, затем наоборот. 5. Вращайте карандаш между пальцами правой руки, а затем левой (между большим   и   указательным,   указательным   и   средним,   безымянным   и мизинцем, а затем в обратную сторону).  6. Свободное вращёние глаз из стороны в сторону. 7. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щёки, выдвигайте язык, широко открывайте рот. Вытягивайте губы трубочкой. Классный руководитель:   Кроме   семейного бюджета существует и личный бюджет.   Вы   когда   то   задумывались,   сколько   тратят   родители   на   ваше содержание,   в   том   числе   сладости,   кафе,   кино   и   так   далее.   У   каждого человека   должна   быть   потребность   самоограничения,   соотношения   своего личного с общим.  Обучающаяся:   Как и в любом бюджете, в бюджете каждого обучающегося обязательно должны быть отражены расходы: 1)Питание вне дома.  2.).Учёба 3) Транспортные расходы. 4)Культурно ­ спортивные интересы. 5) Непредвиденные расходы. Классный руководитель:  У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег.  Обучающийся:  Это   покупка   компьютерных   игр,   коллекционирование, фотографии,   а   сколько   денежных   средств   уходит   на   неразумные   расходы (покупка жвачек, магнитиков) и непредвиденные расходы (потерялась  ручка или тетрадь). Классный   руководитель:  Чтобы   ваши   траты   не   были   бездумными,   нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав с общим – семейным. Тем, 7 кто   хочет   научиться,   грамотно     тратить   деньги,   необходимо   запомнить   и выполнить четыре обязательных условия: ­Учет  денежных средств. ­Планирование  покупок. ­Организация покупок. ­Контроль и коррекция. Для разумного учёта на сегодняшнем классном часе каждый обучающийся в блокноте заведёт  хозяйственную таблицу, в которой будут отражены  все поступления денежных средств   и расходования. Пример учётной книги обучающегося рассмотрим в таблице №2 Вариант ведения учётной книги обучающегося  «Копейка рубль бережёт» (Приложение»)  Я   бы   хотела   выделить   5   правил     управления Классный   руководитель:  финансами. ­Планируйте заранее свой бюджет. ­Не тратьте все деньги сразу. ­Учитесь отличать «потребности от желаний» ­Заведите копилку и вносите   в неё сдачу   от своих покупок,   так сможете накопить сбережения. ­Старайтесь  «не брать деньги взаймы»  Практическая работа:  «Расчёт коммунальных платежей» Обучающие делятся на три группы. 1 группа:  Рассчитывают   плату   и   экономию   воды   (расходы   на   воду     составляет значительную   часть   бюджета.   Экономия     воды   ­   позволит   экономить   и энергоресурсы).  2.группа: Производят  расчет  оплаты  за газ и отопление.  Составляют план экономии тепловой энергии. Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту: 1)утеплить двери и окна. 2) содержать отопительные батареи ­  открытыми.  3 группа: 8 Рассчитывают электроэнергию и её экономию в домашних условиях. Оплата за все коммунальные услуги производится через сберегательные банки по расчетным книжкам  Упражнение Увлекательное «Поле знаний».                                                   Логические загадки: 1.И тёте Зине, и врачу выдают за труд (зарплату) 2.Половинка от зарплаты называется, как ребята (аванс) 3.Ты трудился целый год, будет кругленьким (доход) 4.Из какого аппарата выдаётся всем зарплата (банкомат)  5.Дела идут на лад у бережливых, они в лучший банк внесли свой (вклад) 6.Будут целыми, как в танке сбереженья ваши (в банке) 7.Здесь приход, а там расход – ничего не пропадёт (бюджет) 8.Бухучёт   он   знает   чётко,   цифры   быстро   сосчитает   и   анализ   подберёт (бухгалтер)                     9.Владелец чётко знает, что та бумага не простая. Что она ему раз в год дивиденды принесёт (акция) 10.Вы купили и конфеты и бананы, стрелка вам покажет точно, ну, конечно же, это (весы) 11.В мире коварном товаров и цен бизнес – корабль ведёт (бизнесмен) Психолого­тематическая игра «Экономная ладошка» На данной игре каждый проявит свои творческие способности, упражнение способствует сплочению классного коллектива.  На листе бумаги  вместе с другом по парте нарисовать  свою руку.  Вписать на  каждый  палец   то,  что  больше   всего   хочется.  Подсчитать   материальные затраты на своё желание. Всё это должно быть в пределах размера карманных денег. Классный руководитель: (Дискуссия по пройденному упражнению). Давайте обсудим ваши рисунки.  Ответьте мне на вопрос: «Позволяют  ли вам  ваши карманные   деньги     осуществить   желаемое?     Если   ваши   запросы   слишком велики, то, что надо сделать для их реализации? Это не значит,   что вы не будете     ничего   покупать.   Есть   много   способов   получить   желаемое.   Как позволить себе всё, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, 9 что   ему   хочется.   Главное   начать   с   того,   что   именно   нам   не   хватает     и посмотреть, что в этом есть самое интересное и познавательное? А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги ходят в неизвестном направлении. Тематическая игра «Финансовый король» Классный руководитель:  А теперь пройдёт тематическая игра «Финансовый король»   Весь   класс   становится   в   один   круг,   классный   руководитель обговаривает с классом правило игры. Первому участнику в пустой стаканчик нужно громко и отчётливо крикнуть одно из понятий на тему: «Что нужно для каждого   обучающегося   для   экономии   своего   бюджета   »   и   передать   этот стакан   другому   участнику   справа,   следующий   участник   должен   передать стаканчик со своим убеждением, не повторяющим от участника и формой передачи. Данное упражнение способствует содействию для обучающихся в экономии   семейного   и   своего   бюджета.     Развивать     внимание,   память, логическое мышление на основе финансового отчёта, умение анализировать информацию о финансовой грамотности. В ходе игры остаётся один участник, который и становится «Финансовый король»  Подведение итогов классного часа. Рефлексия.   Что   удалось     выполнить   на   классном   часе,   а   в   чём   было затруднение? Классный   руководитель:  Давайте   ребята   вспомним,   с   какими   новыми экономическими понятиями  мы познакомились на классном часе? (финансы, финансовая   грамотность,   бюджет   семьи,   карманные   деньги).   Ответы обучающихся по желанию. Классный   руководитель:  Правильно,   мы   сегодня   на   классном   часе   узнали много о финансах, где можно хранить деньги, чтобы они приносили прибыль. Маленький   доход   ­   это   начало   чего­то   большого.   Жаль,   что   это   не   все понимают. Но на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. В этом мы сегодня убедились.   Все мы время от времени становимся заложниками 10 рекламы. И всё потому, что не знаем, что хотим. Ваши родители зарабатывают деньги своим трудом, а вы постарайтесь (карманные деньги) тратить с умом. Всегда имейте   список расходов, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны. Конечно, все прокладывают свой путь во взрослую жизнь по –   разному:   одни   становятся   предпринимателями,   другие   –   наёмными работниками, третьи – профессиональными экономистами. Но кем бы человек ни стал, он обречён всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. 3. Завершающий этап. Классный   руководитель:  Классный   час   подходит   к   концу.   Хотелось   бы сказать следующие строки. Самые важные слова в бизнесе ­ это денежный поток. Богатые люди богаты потому, что контролируют денежный поток, а бедные люди бедны потому, что не умеют этого делать. Большинство финансовых проблем вызвано недостатком личного контроля над денежным потоком. Роберт Кийосаки Спасибо,   за   активную   работу   на   классном   часе.   Вы   ребята   очень   хорошо работали. Успехов в учёбе. Классный час окончен. Спасибо за внимание. 11 Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.       (Приложение 1) Роберт Кийосаки Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Джон Рокфеллер Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть  экономным. Цель денег ­ не праздность, а умножение средств для полезного служения. Бенджамин Франклин Генри Форд Финансовая грамотность ­ способность эффективно управлять  собственными финансами; производить учет расходов, а также доходов и осуществлять долгосрочное и  краткосрочное финансовое планирование; уметь оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями; разбираться в тонкостях финансовых продуктов, а также услуг (рынок  ценных бумаг, коллективные инвестиции), а также владеть актуальными  данными о ситуации, которая складывается на финансовых рынках; обоснованно принимать решения по отношению к финансовым продуктам, а  также услугам и нести за них осознанную ответственность; компетентно планировать, а также осуществлять свои накопления. 12 (Приложение  2)                                                                                                                Таблица №1                             Структура семейного бюджета Источник дохода % от  Вид расхода общего  дохода 80 Заработная плата членов  семьи. 9 4 7 Пенсии, стипендии,  пособия. Доход от личного  подсобного хозяйства,  приусадебного участка. Доход от других  источников. Доходы от ценных бумаг. Доходы от сдачи  недвижимости и других  средств в аренду. Обязательные платежные сборы: налоги, оплата  квартиры или дома,  коммунальные выплаты Питание Непродовольственные  товары: одежда, обувь,  мебель, предметы  домашнего обихода.  Культурные  потребности  ( кино, театр, музей) Накопления и  сбережения % от  общего  расхода 25 40 20 10 5                                                                                                        Вариант ведения учётной книги обучающегося  «Копейка рубль бережёт» 13 (Приложение 3) Таблица №2 Примерный доход  %  истраченных Дата и  наименование 1 2 3 4 5 6 7 8 (источник) средств  от  родителей Оказание  услуг 30 10 Экономия  5 Другие  источники Итого  месяц 10 55 покупки: 16.10.16 года Обед в  школьной  столовой Оказать  помощь  пожилому  человеку Не купить  сладости Подарок  сделать для  мамы своими  руками 10 3 10 3 7 4 8 10 10 3 4 3 7 8 Примечание: Счета:  1. – питание вне дома;  2­ канцтовары;  3­ книги;         4­коллекционирование;   5­ кино, театр;  6­спортивные секции; 7­ сладости;8 ­  подарки. Анализ учётной книги позволяет узнать, на что потрачены деньги,  определить ­ на каких расходах  можно экономить. Можно заранее  спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.  14 Информационные источники: 1.http: //www/ 7budget/.ru­ сайт журнала «Семейный бюджет» 2. http:  // ekohomica. org­сайт по основам финансовой грамотности. 3.http: // www dostatok .ru­сайт по основам финансовой грамотности. 4.http: // ekohomica.ihfo­сайт по основам финансовой грамотности. 5.http://finsuccess.ru/poleznaya_informaciya/aforizmy_citaty_izrecheniya/ Афоризмы, цитаты, изречения про деньги и финансовый успех 6.Издательство   Вита.     Москва   *   2005.   Учебник   для   общеобразовательных учреждений. Экономика. 7.Давыдова А. В.. Классные часы: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008 8.Дереклеева Н.И. справочник классного руководителя. 5­11 классы.­ М.6 ВАКО, 2004 9.Шепелева Т.В. и др. Классные часы. 5­7 классы.­ Волгоград: Учитель, 2007 15

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"

Классный час в 9 классе:"Единая семья - единый бюджет"

Классный час  в 9 классе:"Единая семья - единый  бюджет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018