Литература XVIII в.
Идеи Просвещения ярко отразились в художественной
литературе. Многие литературные произведения той поры стали своего
рода летописью периода обновления сознания и духа человека. В
романе английского писателя и публициста Даниеля Дефо (ок. 1660–
1731) «Робинзон Крузо» описаны, казалось бы, выдуманные
приключения героя, попавшего на далёкий необитаемый остров. Но за
этими приключениями стояла важнейшая для начала XVIII в. (роман
издан в 1719 г.) идея: человек может всё! Он способен одолеть и силы
стихии, и любые жизненные невзгоды, если дух его не сломлен. В те
годы примером для многих тысяч европейцев был Робинзон Крузо. Он
помогал им обрести уверенность в своих силах. В этом образе
отразилась и судьба самого писателя, испытавшего в своей жизни и
тяжёлые падения, и мощные взлёты, для которых Дефо всегда находил
силы.
В 1726 г. появился роман английского писателя Джонатана
Свифта (1667–1745) «Путешествия Гулливера». Свифт уже был
известен как автор ярких сатирических произведений, поэтому многие
увидели в его романе всего лишь злую пародию на «Робинзона Крузо».
Но вряд ли Свифт ставил перед собой такую задачу. Он пошёл
значительно дальше Дефо – решил показать, что для изменения жизни
всего общества недостаточно усилий лишь выдающихся личностей.
Гулливер оказался не в силах исправить ни жалкую приниженность
лилипутов, ни самодовольную надменность великанов. Необходимо,
чтобы сами народы, лилипуты и великаны, захотели измениться.
Однако эти перемены должны быть благотворны не только для
отдельного человека, но и для его ближних, для всего общества. В этом
убеждают Гулливера и пребывание на «государстве-корабле», где
правят в буквальном смысле слова оторванные от жизни мудрецы, и
встреча с мерзкими человекоподобными существами, живущими лишь
во имя низменных страстей.
Произведения писателей XVIII в. настолько активно вторгались в
жизнь и звали к переменам, что порой вызывали гнев у всесильных
монархов. В комедии знаменитого французского драматурга Пьера
Бомарше (1732–1799) «Женитьба Фигаро» конфликт между низами и аристократией нашёл отражение в искромётных монологах
простолюдина Фигаро. Ещё до постановки пьесы Людовик XVI получил
донос на Бомарше и пожелал ознакомиться с «крамольным» текстом. А
пролистав «Женитьбу Фигаро», король воскликнул: «Да ведь чтобы
допустить такое на сцену, пришлось бы разрушить Бастилию!»
(Бастилией называлась старинная крепость-тюрьма в Париже.) 1752
Характерный для той эпохи штрих: король знакомился с
комедией, сидя за карточным столом. Не теряя времени, он прямо на
семёрке пик начертал приказ – арестовать Бомарше. Но драматург
проявил не меньше энергии, чем его герой Фигаро. Он сумел добиться
расположения королевы Марии Антуанетты и брата короля. Приказ об
аресте был отменён, а пьесу вскоре поставили в лучшем парижском
театре. Знать, сидевшая в зале, хохотала и аплодировала, не понимая,
что это над её глупостью и чванством издевается Бомарше.
А когда в 1776 г. малоизвестный немецкий драматург Фридрих
Клингер (1752-1831) написал пьесу «Буря и натиск», он не мог и
предположить, что это название даст имя литературному движению.
Оно призывало немцев к возрождению национальной самобытности, к
борьбе против деспотизма и косности. У истоков этого движения
стояли великие немецкие писатели Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832)
и Фридрих Шиллер (1759–1805), произведения которых были
проникнуты духом неустанного поиска и мятежа.
Литература XVIII в. всё больше и больше переплеталась с
реальной жизнью. Она помогала людям лучше понимать суть событий,
в гуще которых они находились, рассказывала о прошлом, а порой в
чём-то предвосхищала развитие общества в будущем. Изобразительное искусство XVIIIв.
Лучшие творения средневековых архитекторов и живописцев
отражали прежде всего могущество знати и Церкви. Величественные
дворцы, соборы и монастыри символизировали всевластие их «хозяев»,
подчёркивая прочность и незыблемость этого могущества.
Но уже в раннее Новое время, а особенно в XVII–XVIII вв.,
положение изменилось. Подсчитано, например, что если в дошедших
до нас произведениях живописи (в основном это были иконы) и
скульптуры XII–XIII вв. религиозные сюжеты составляли примерно 97 %,
то в XVIII в. преобладали (76 %) уже чисто светские сюжеты. А
парадные портреты монархов и аристократов были потеснены
пейзажами, натюрмортами, изображениями простых людей.
Конечно, это не означало, что в рамках прежних традиций не
могли создаваться превосходные произведения. В XVIII в. блистали
своим мастерством французские придворные живописцы Антуан Ватто
(1684–1721), Франсуа Буше (1703–1770). Их картины – это портреты
аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты.
На полотнах их современника Жана Батиста Шардена (1699–1779) мы
видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников,
прачек и служанок.
Значительный вклад в развитие живописи внёс английский
художник Уильям Хогарт (1697–1764), удивительно тонкий мастер
пейзажа и портрета. Он творил и в сатирическом жанре, особенно ему
удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и
буржуазии.
В XVIII в. началась творческая биография великого испанского
живописца Франсиско Гойи (1746–1828), талант которого во всей своей
полноте раскрылся уже в следующем веке. Музыка XVIIIв.
Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперёд царил и
в музыке XVIII в. Долгое время музыка преимущественно была
церковной (если не считать музыки фольклорной, т. е. народной), во
многом она оставалась такой ещё и в эпоху Просвещения. Но, даже
ограниченные этими рамками, композиторы создавали удивительные
по красоте и величественности произведения.
Вершиной церковной музыки стало творчество двух великих
немецких композиторов – Баха и Генделя. Иоганн Себастьян Бах (1685–
1750) играл на органе в немецких церквах, его поразительная по мощи
и глубине музыка стала своеобразным мостиком от церковной музыки к
светской. Этим новаторством во многом и объясняется то, что талант
великого композитора был оценён далеко не сразу. Это произошло
лишь спустя 80 лет после смерти Баха, но за эти годы многие его
нотные рукописи бесследно пропали. А Георга Фридриха Генделя
(1685–1759) можно считать и английским композитором: почти полвека
он служил в соборах Лондона, где и создавал свои гениальные
произведения.
Подлинную революцию в музыке совершил гениальный
австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791).
Завершая начатое Бахом, он полностью освободил музыку от
церковных канонов (т. е. норм). Музыка стала светской, шагнула на
подмостки оперных театров и концертных залов. Оперы Моцарта
«Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», его скорбно-
величественный «Реквием», множество других произведений сегодня
так же зачаровывают слушателей, как и при жизни великого
композитора.
История музыки донесла до нас и другие бессмертные имена.
Достойное место среди них принадлежит итальянцу Антонио Вивальди
(1678–1741). Он ещё до Моцарта и даже до Баха начал пролагать пути к
светской музыке.
Разработка открытого урока по Истории Нового времени 7 класс
Разработка открытого урока по Истории Нового времени 7 класс
Разработка открытого урока по Истории Нового времени 7 класс
Разработка открытого урока по Истории Нового времени 7 класс
Разработка открытого урока по Истории Нового времени 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.