Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Разработка открытого занятия
«Буква Р. Звуки [р], [р']»
Старший педагог ДО
Такалова Гюзель Азгаровна 2018год
Тема: Буква Р. Звуки [р], [р']
Цели: Познакомить детей буквой Р, звуками [р], [р'], продолжать
формировать умение дифференцировать понятия «звук» «буква» , закрепить
знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках,
учить определять местоположение звука в слове, закреплять умение читать
слоги, слова, развивать логическое мышление память , внимание,
Оборудование: предметные картинки , презентация,
Ход занятия
I.
Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II. Актуализация знаний
Ребята, что мы изучаем на занятиях по чтению? (звуки и буквы)
Чем отличаются звуки от букв?
Какими бывают звуки? (гласные и согласные)
Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
Какие звуки называют согласными?
Игра «Буква заблудилась»
А О У И Н Ы
Какая буква лишняя? Почему?
III. Повторение
тема прошлого занятия «буква Х» (задание)
IV.Основная часть
1.Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл… (дрр).
Ставни скрипят… (скррр).
Кони храпят… (хррр).
Вороны кричат… (каррр). Собаки рычат …(рррр).
С каким звуком будем работать? [ Р]
Познакомимся с буквой Р
2.Знакомство с буквой «Р».
(показ буквы «Р»)
На что похожа буква «Р». (трость, парус)
Буква Р – на мачте парус,
вдаль плывёт, небес касаясь.
Ручка круглая у трости
Трость для деда сделал Костя
3.Игровое упражнение «Услышь звук».
Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со
звуком [Р].
(брошка, лампа, ура, рана, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента,
фартук, фара, повар, луна)
4. Характеристика
звуков [ р ], [ р , ].
Звук р гласный или согласный? Почему?
При произношении звука, воздушная струя встречает преграду
Значит звук какой? (согласный)
Звонкий или глухой? (звонкий)
Прочитаем слова гора репа
Ребята, а вы заметили, что звук [ р ] в слове гора произносится твердо,
а в слове репа –мягко?
У звука [р] есть брат – мягкий звук [р, ].
упражнение на различение мягкого и твердого звуков
корова, река, брат, рюкзак, хороший, крякать
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
5. Определи место звука в слове
Ракета, барабан, ручка, доктор, светофор, робот, ковер, радуга, метро, пожар,
арбуз, шар, карта.
6.Чтение слогов с буквой р
Помоги Рыжику прочитать слоги
Ра ро ры ру ур ар ор ир ра… ( 1 слайд) Более сложные слоги (2й слайд )
V .Физкультминутка
7.Работа по «Букварю»
VI. Рефлексия
Отгадайте загадки, найдите словаотгадки
Под водой живёт народ,
ходит задом наперёд. (Раки)
А потом повисло
В небе коромысло.
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь).
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали.
пошли искать их днём –
ищем, ищем, не найдём. (Роса).
Пословицы и поговорки (прочитайте , как вы понимаете смысл?)
Разум силу победит.
Рабочие руки не знают скуки
Родина начинается с семьи.
VI I. Итог
Ребята, что нового узнали на занятии?
Чему научились?
Что понравилось?
с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Настроение урока
Урок окончен Запас
Составление слов из разбросанных слогов и букв
Ра, ро, ру, ры, ри, ка, ко, ку, ки, на, но, ну, ни, ны, ла, ло, лу, ли, лы,та, ту, ти,
ты, ту,са, со, си, су, сы, т, а, о, у, и, ы, н, р, л, к. (ирис, урна, рука, рана, сыны,
куртина и др.).
Игра «Что получится из КАР?»
Картина картон карлик кар та Рефлексия.
Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат,
понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.
Чистоговорки
Ра – ра – ра – начинается … (игра)
Ры – ры – ры – рзноцветные … (шары)
Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)
Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)
Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)
Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)
Жилибыли три кота,
три кота Василия.
Поднимали три хвоста
прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз
и сказали три кота:
«Красота! Красота!»
Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»
Учитель начальных классов
Устинова Белла Анатольевна
Цели:
I. Формировать навыки правильного слогового, выразительного и
сознательного чтения; познакомить с новыми буквами и звуками; учить
узнавать графический образ букв.
II. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
III. Способствовать развитию литературно грамотной и связной речи,
внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.
Оборудование:
слоги, карточки со слогами и словами, рисунки, азбука букв.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все мы рады встрече, друзья,
Думаю, встретились с вами не зря.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.
II. Постановка темы и цели урока.
Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл… (дрр).
Ставни скрипят… (скррр).
Кони храпят… (хррр).
Вороны кричат… (каррр).
Собаки рычат …(рррр).
С каким звуком будем работать? ([ р ], [ р ])
Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, будем читать более длинные
тексты.
III. Работа над новым материалом.
1.Слого «забор» и «дверь». Дайте характеристику звука [ р
]. (Согласный, твёрдый, звонкий). Звука [ р ] (Согласный, мягкий, звонкий).
2. Артикуляция звуков [ р
].
3. Где слышим звуки [ р
рис росы рысь стрекоза строка
Тарас Артур адрес
дрессировщик рулет
], [ р
]?
], [ р с буквой р. (ра, ро, ри, ры, ру)
4. Знакомство с буквами Р, р.
На что похожа буква Р?
. (В.Степанов)
5. Чтение слогов
Рар, рор, рур, рыр, рир, ар, тра, нра, лар, кра, кри, кру, кры, кта, кто, рна, рта,
рка, кло, кро, кти, кни, ста, ско, сто, сло, сни, кса.
6.Чтение с доски:
ар ра Ар тур Ри
на Ки ра ор – ро
Ла – ра Ро – лан Ки рилл
ыр – ры Ан – на И – ри на Ни – ки – та
ир – ри И – ра Ни – на
Ри та ур – ру
А – ри – на Ал – ла Ки ра
Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных букв,
столько и слогов).
7. Беседа по иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина( с. 68 –
69 учебника).
Что изображено на рисунке? (Море, пляж,
радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро).
Кого вы
видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку).
Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза:
молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).
8. Чтение рассказа «Кактус».
Подобрать проверочное слово к слову
«уколола» (колет).
9. Читающие ученики читают дополнительные тексты про себя, а затем вслух.
IV. Физкультминутка.
Жилибыли три кота,
три кота Василия.
Поднимали три хвоста
прямо
в небо синее.
Сели киски на карниз,
посмотрели вверх и
вниз
и сказали три кота:
«Красота! Красота!»
В каких словах слышим звуки [ р ], [ р ]? V. Закрепление.
1. Отгадайте загадки, напечатайте отгадки.
1) Под водой живёт народ,
ходит задом наперёд. (Раки)
2) Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
ищем, ищем, не найдём. (Роса).
3) В переводе на русский язык этот цветок называется «звезда». (Астра)
2. Составление слов из разбросанных слогов и букв.
Ра, ро, ру, ры, ри, ка, ко, ку, ки, на, но, ну, ни, ны, ла, ло, лу, ли, лы,та, ту, ти,
ты, ту,са, со, си, су, сы, т, а, о, у, и, ы, н, р, л, к. (ирис, урна, рука, рана, сыны,
куртина и др.).
3. Игра «Что получится из КАР?»
Картина картон карлик кар та
VI. Итог урока.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Буквы Р,
р, обозначающие согласные звуки [р], [р']"
Хуснутдинова Фируза Насибуловна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
1.
2.
3.
4.
5.
Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения.
Познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ
букв.
Способствовать развитию литературнограмотной и связной речи, внимания, памяти,
фонематического слуха.
Прививать интерес и любовь к чтению.
Знакомить со сказками народов мира.
I. Организационный момент.
Ход урока II. Повторение пройденного.
Ребята, с какими буквами и звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Ответы детей)
1. Актуализация знаний учащихся об устной и письменной речи, написании предложения, его
главной мысли. Отработка навыков чтения на знакомом материале.
2. Письмо в рабочей тетради.
Картинный диктант. Учитель показывает рисунки с изображением животных: коты, окуни, лиса,
осы ,утки, раки, киты. Ученики записывают с проговариванием шёпотом начальные слоги этих
слов:
ко, о, ли, , о, ут , ра , ки
III. Постановка темы и цели урока.
1. Отгадывание по характеристике звука Р,
произнесение громко,
тихо,
шёпотом,
хором и индивидуально.
2. Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл… (дрр)
Ставни скрипят... (скрр)
Кони храпят… (хрр)
Вороны кричат… (карр)
Собаки рычат … (ррр)
С каким звуком мы сегодня будем работать? ([р], [р’])
Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, а сейчас воспроизведём слоговые ряды:
ра – ро – ру – ры
ар – ор – ур – ыр
шра – шро – шру – шры
ашр – ошр – ушр – ышр
рша – ршо – ршу – рши
арш – орш – урш – ырш
дра – дро – дру – дры
тра – тро – тру – тры
IV. Работа над новым материалом.
1. Слогозвуковой анализ слов “забор” и “дверь”.
Дайте характеристику звука [р]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
Дайте характеристику звука [р‘].(Согласный, мягкий, звонкий).
2. Артикуляция звуков [р] ,[р‘].
3. Где слышим звуки [р], [р‘] в словах? Хлопайте в ладоши , если звук [р’] в словах мягкий.
Рис, росы, рысь, стрекоза, строка ,река, Марат, Рита, парта, рука.
4. Знакомство с буквами Р, р. Сравнение печатных и письменных букв Р, р.
Объяснение написания элементов букв Р, р и самих букв:
Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим
её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины
рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём
вниз наклонную черту с закруглением внизу.
Письмо первых трёх строк в прописи на стр. 26.
Буква Р на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.
В.Степанов.
Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.
Г. Виеру
Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент
буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.
Письмо заглавной буквы Р в прописи на с. 27.
5. Чтение с доски:
ар – ра Ар – тур Рина Кира
ор – ро Ла – ра Ролан Кирилл
ыр – ры Анна Ирина Никита
ир – ри Ира Нина
ур – ру Арина Алла
Почему многие слова написаны с заглавной буквы?
Сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных звуков)
Чтение слогов ра, ро, ры, ру, ри в “Азбуке” на стр. 69. Составление их на наборном полотне.
Письмо в “Прописи” на стр.26 и с.27.
V. Физкультминутка.
Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Каркар, каркар.
Изза корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Каркар, каркар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.
(Дети имитируют движения)
6. Работа по развитию речи.
а) Составление рассказа к сказке А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. (По иллюстрации на
стр. 68–69)
Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто,
ведро)
Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку)
Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза, молния, тучи, волнение на море)
б) Чтение отрывка из сказки читающими детьми. Подчеркнуть букву Р.
Назовите слова, в которых звук [р’] слышим мягко. (Старик, моря,
при, пряжу.)
7. Чтение текста “Кактус”.
Провести беседу по уходу за кактусами.
Подберите проверочное слово к слову “уколол”. (Колет)
8. Многозначность слов. Работа по стр.70.
9. Слогозвуковой анализ слов из “Прописи” (стр.2627): рама, руки, рис, Рома, Рита. Повторить
имена собственные и нарицательные.
Игра “Подарим картинки Роме и Рите” с определением места звуков [р], [р’] в словах и
объяснением, почему картинка подарена Роме или Рите – 2 команды.
VI. Преобразование слогов, слов – игра “Наоборот”.
а) ра – ря кра – кря акр – акрь рад – ряд шар – шарь
ро – кро – окр – ров – пар –
ру – кру – укр – рысь – хор –
ры – кры – ыкр – брак – удар –
VII. Кто больше запомнит слов.
Рос репей. Рядом роза. Репей разросся. Роза расцвела. Розе радовались. Репей ругали.
Расстроился репей:
Разве репей и роза разные? Репей и роза – растения. (Л.Яхнин)
Чтение текста и слов на стр.71.
Поставьте вопросы к каждому предложению. (Сколько здесь картинок? Что было у детей? и
т.д.)
После чтения текста предложить детям письменно ответить на вопрос: “Кто раскрасил лилии?”
(Рита раскрасила лилии)
VIII. Внеклассное чтение.
Познакомить с понятием “сказки народов мира”.
Чтение сказки “Колосок”.
О чём эта сказка? (О лени, хитрости, трудолюбии)
IX. Итоги урока.
Что на уроке было самое интересное? Что вам запомнилось? Что было самым сложным на уроке?
Что нужно сделать, чтобы это затруднение стало понятным, нетрудным
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Разработка открытого занятия «Буква Р. Звуки [р], [р']»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.