Разработка родительского собрания"Особенности семейного воспитания".

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из опыта работы классного руководителя 5 класса. Разработка классного родительского собрания по теме "Особенности семейного воспитания". Включает в себя типы семейного воспитания, тактику общения с детьми. Подойдёт для проведения родительского собрания, как в начальной школе, так и в среднем звене.
Иконка файла материала Особенности семейного воспитания.doc
Конспект родительского собрания  «Особенности семейного воспитания»   Классный руководитель 5б класса  Кузнецова Ольга Николаевна ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания Cлайд­1 ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ   Тема   семьи   волновала   людей   во   все   времена.   Каждая   семья   сама   решает,   как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Слайд­2 Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Слайд­3 Эпиграфом   собрания   будут   слова   В.А.   Сухомлинского   «   Любя   своих   детей,   учите   их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет­ вот, по­моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.» Слайд­4 Давайте вспомним главные функции воспитания: 1. Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка; 2. Обеспечение безопасности; 3. Обеспечение адаптации к жизни; 4. Воспитание ребенка Слайд­5      Стрелы семейного воспитания Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. От воспитания в немалой степени зависят и другие функции, какие бы мы с Вами ни пытались рассмотреть. В процессе воспитания родители внушают ребенку спасительные правила, назойливо пытаются с ним поделиться опытом, оценивают действия ребенка, следят   за   выполнением   их   норм   и   правил   поведения,   идут   на   компромиссы, подчеркивают постоянно зависимость ребенка и подавляют его инициативу, все время поставляют ему различные полярные «+» и «­» эмоции и принимают все ответственные и   необходимые   решения   за   ребенка,   «казнят»   и   «милуют»,   диктуют,   управляют, заземляют, отвергают, судят, «убивают веру в себя» и лишают уникальности ребенка.  Слайд­6    Ребёнок жаждет Нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы,  похвалы, улыбки. Легко сказать: не злоупотреблять не правильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может… Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путём. Наверно, невозможно перечислить  все  типы воспитания  и  их нюансы,  влияющие негативно на психику ребёнка, но ряд из них мы всё­таки напомним. А вы задумайтесь, какой   из   этих   типов   используется   Вами.   Задумайтесь   и   постарайтесь   скорее   внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всегоросточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их. Слайд­7  1. Кумир семьи. Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого­то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол,   требующий   поклонения...   Вернее   —   «пуп   земли»   и   «центр   Вселенной»...   Им восторгаются, над ним дрожат,  все в  доме буквально  молятся на него, преду­преждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон.  Во всех поступках его мама с папой находят   лишь   незаурядность,   и   даже   шалости   «кумира»   неповторимы.   Ежесекундно, .ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в  свою исключительность,  растет капризным,  своевольным  эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных   навыках   развития:   он   не   способен   сам   умыться   и   одеться,   родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Слайд­8   2. Гиперопека.  Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться   и   следовать   советам   взрослых,   которые   продумали   всю   жизнь   его   до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не   сознавая   этого,   из   самых   благих   побуждений   диктуют   каждый   шаг   ребёнку   и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс ­контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое ­ а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:  гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста. Слайд­9    3. « Гипоопека» Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе.   Он   ощущает   себя   ненужным,   лишним,   нелюбимым.   Родители   лишь   временами вспоминают,   что   он   есть,   и   уделяют   ему   минимум   внимания.   А   он   способен   хоть   за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям,   о   которых   заботятся   родители.   Его   потребности   вообще   никто   не   хочет удовлетворить.   Ему   не   покупают   книжки   и   игрушки.   Всё   это   отражается   на   психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.Слайд­ 10 4. «Ежовые рукавицы». Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки   и   тепла   беспрекословно   подчиняясь,   ожесточается,   черствеет   и   вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста. Слайд­ 11   5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственно­ сти.   Еще   один   неправильный   тип   воспитания,   когда   на   плечи   ребенка   родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить   английский,   играть   на   скрипке,   писать,   читать,   едва   родившись,   чтоб   оправдать тщеславие   родителей.   Другой   вариант   такого   воспитания   —   когда   ребенку   поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов. Слайд­12   6. Воспитание «в культе болезни».  Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным   хроническим   заболеванием   или   когда   родители,   боясь,   что   ребенок   вдруг внезапно,   заболеет,   трясутся   в   ужасе   над   ним,   предупреждая­   все   его   желания,   а   он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме   потворствовали   всем   его   желаниям,   дрожали   бы   над   ним,   заботились   о   нем.   Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький   тиранчик.   Он   добивается   всего,   пусть   даже   иногда   для   этого   придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем,   прислушиваясь   сам  к   себе.   Он   ждет   сочувствия   от   всех   сочувствия   и сострадания,   И   даже   «борется»   за   это.   Такие   дети,   вырастая,   часто   с   трудом  могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей. Слайд­13РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Слайды ­14­18 Слайд­19 Итак,   мы  разобрали   функции   родителей   и   заглянули   в   мир   ребенка.   Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями   и   детьми,   и   рассмотрели   под   своим   углом   —   действительно   ли   хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали. А мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки расставить по местам. Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть­чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей. Слайд­20 Успехов в воспитании детей