Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»
Оценка 4.7

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
18.01.2017
Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»
Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане» Методическая разработка «Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим». Цель: знакомство с основными правами ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через призму народных сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека; 4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию. Тип урока : урок-соревнование Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей. Ход классного часа. 1.Организационный момент: Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Мы спешим сказать вам – «Радости!», Удач, успехов и везенья! – Чтоб пожелать всем в этом классе Прекраснейшего настроения. Начало урока: презентация «Конвенция прав ребёнка в картинках» Вступительное слово учителя. Вы , дети Казахстана, ощущаете на себе заботу нашего государства и своих родителей еже часно,начиная с семьи. Вы имеете возможность расти и развиваться в соответствии с законами и правилами, принятыми в нашем обществе. Вас с раннего детства приучают жить с достоинством, уважая ваши права и принимая их во внимание. Многодетные семьи получают специальную по мощь от государства, ваши мамы могут не бояться потерять работу после рождения ребенка и во время ухода за ним. Дети, оставшиеся без опеки родителей, не остаются без внимания и участия общества и государства. Даже сейчас, в условиях кризиса, в каждом регионе страны строятся но вые школы, больницы, детские сады и спортивные сооружения. Конвенция подтверждает ваше право быть услышанными правительствами и народами. Вы – часть своего народа, своей страны. Завтра вы тоже станете управлять государствами и должны быть готовыми делать это успешно. Но прежде вы должны знать все о своих правах и научиться защищать их при любых обстоятель ствах, как и участвовать в принятии решений, влияющих на нашу жизнь. Будьте активными, ши ре принимайте участие в делах своей школы, интересуйтесь общественными процессами, проте кающими, прежде всего, в своей стране. Мир не должен забывать о том, что детьми бывают только один раз и что права человека начинаются с прав ребенка! А теперь давайте поиграем. Наша игра поможет ещё раз вспомнить, какими правами вы можете пользоваться. Ведущий 1: В нашей игре принимают участие команды. (представление команд) Ведущий 2: Правила нашей игры таковы: звучит вопрос, звучит сигнал гонга, команды приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны записать на карточках, лежащих на ваших столах. После сигнала “Время” - наши помощники собирают карточки и передают их экспертам по правам человека – нашему уважаемому жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами жюри) Ведущий 1. Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”) - Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? Право на имя, отчество и фамилию. - У каждого из вас есть имя! Назовите своё полное имя вслух в группе- познакомьтесь. - Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека вклю чает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. Право ребёнка на гражданство Ведущий 2 - Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.) - Правительство РК заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. Право ребенка жить и воспитываться в семье; Право ребёнка знать своих родителей ; Право ребёнка на заботу родителей; Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 2. Звучит 1 куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”. Буквы разные писать Тонким перышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, Малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Учитель : О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование) 3. Чтение стихотворения (чтец читает) На прививку первый класс, Вы слыхали, это нас. Я уколов не боюсь, Если надо – уколюсь. У меня живот болит, Может корь или дифтерит И краснуха, и ангина И поверьте, скарлатина. Это только трус боится, На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. Ну, подумаешь, укол, Ну, укол, ах, укол. Укололи – и пошел. – Учитель : О каких правах идет речь? (Право на медицинское обслуживание) 5. Конкурс «Сказка ложь да в ней намек » Ведущий 1 Сказка «Морозко». Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за маче хой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сдела ет, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо.Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Говорит Мачеха: « Вези , вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз! Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить». Учитель: Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Ответ : Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности. 6. Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе.. (слайд №1) 1гр. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница? (слайд №2) - право на свободное передвижение; - право на неприкосновенность жилища; -право на образование; - право на труд. 2 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»? (слайд №3) - право на жизнь; - право на неприкосновенность жилища; -право на справедливый суд; -право на труд; 3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? (слайд №4) - право на жизнь; - право на неприкосновенность жилища; - право на образование; - право жить с родителями и воспитываться в семье. 4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»? (слайд №5) - право на неприкосновенность жилища; - право владеть имуществом. - Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии - право выражать своё мнение; 7. Конкурс «Права человека» Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и, закончить фразу. За каждую законченную фразу начисляется 1 балл. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..(свободное передвижение) (слайд №6) Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную неприкосновенность). (слайд №6) Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …(неприкосновенность жилища). (слайд №7) 4.Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд). (слайд №8) 5.Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом). (слайд №9) 6.В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(личную неприкосновенность, или жизнь). (слайд №10) 8 конкурс “Глазами юриста » Командам необходимо вспомнить сказки и по¬смотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. 1.В какой сказке личность во всех отношениях серая ,осу¬ществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря свое¬временному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».) 2.В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по тру¬ду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».) (слайд №11) 3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило поку¬шение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла¬чено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».) (слайд №12) 4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревно¬вания с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко¬лобок».) (слайд №13) 5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму¬щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».) (слайд №14) 6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но несумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».) (слайд №15) 9. Правовая сказка «Колобок» (инсценировка) Жил – был старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки мне, старая, колобок». – « Да из чего испечь – то? Муки нет».- « Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби, - вот и наберётся». Взяла старуха крылышко, по амбару помела, по сусечкам поскребла, и набралось муки пригоршни с две . Замесила она тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Колобок: - Я имею право на жизнь и свободу! Надоело колобку лежать : он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку. Колобок:- Я имею право на отдых и досуг! Я живу ,преград не знаю, Права свои я выполняю Есть конвенция на свете, Знают её взрослые и дети Книга полезная и интересная Там права мои твои Всей родной моей страны. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц: « Колобок, колобок. Я тебя съем».- « Не имеешь право, косой, послушай лучше, какую я тебе песенку спою». Я колобок, колобок! По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, в печке сажён, На окошке стужён Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл От тебя, зайца, нехитро уйти И права я свои знаю! Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему серый волк: « Колобок, колобок! Я тебя съем». – « Не имеешь право, серый волк, я тебе лучше песенку спою». ( песенка колобка). Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт. «Колобок, колобок! Я тебя съем!» - « Да и ты , косолапый, прав моих не знаешь! Послушай мою песенку». ( песенка колобка). Катится колобок , а навстречу ему лиса: « Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!» ( песенка колобка).( лиса подкрадывается). - Да нужны, мне твои права, славная песенка, но больше тебе её не петь. Сейчас я тебя съем!» ( лиса съела колобка) Вывод: Родители и опекуны несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка. конкурс 10. Работа по карточкам. На карточках записаны отдельные эпизоды из сказки. Объясните, где и как нарушаются права ребёнка, где соблюдаются. (слайд №16) Карточки: 1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла. Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание). 2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность). 3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись” (Нарушение прав – рабство, непосильный труд). (слайд №17) 4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”. (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается). (слайд №18) 5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками. - Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается). (слайд №19) 6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино. - Какая-то каракатица плывет, - квакнула лягушка. - Нос, как у аиста, - квакнула другая. - Это морская лягушка, - квакнула третья”. (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино). (слайд №20) 7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал: - Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг). 8. «Пойдем ,Буратино в страну дураков». (Нарушение личной неприкосновенности этого героя, право на жизнь и свободу, попытка разбойников завладеть его имуществом.) (слайд №21) 11. « Угадай-ка!» Угадай героя по описанию о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила). (слайд №22) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). 2) Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) (слайд №23) 3) Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок). (слайд №24) 4) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновен ность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный). (слайд №25) 5) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса). (слайд №26) 6) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) (слайд №27) 7) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица) (слайд №28) 8) Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) (слайд №29) 9) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха) (слайд №30) 10) Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик) (слайд №31) 11) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(заяц ) (слайд 32) 12.Конкурс «Ассоциации» Мы предлагаем Вам короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению, либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Ведущий 1-«И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье короля») Статья 13 (команда зачитывает). — Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведущий 2 «Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую. И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод». (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») Статья 16 (зачитывают). — Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Ведущий 1. - Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? — Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»(Ш. Перро «Золушка») Статья 31.— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Ведущий 24. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше») Статья 19.— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить. Ведущий 1/5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок») Статья 8.— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Ведущий 2 /6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»(р.н. сказка «Царевна-лягушка») Статья 16.—Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Ведущий 1/7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся». (С. Маршак «Двенадцать месяцев» ) Статья 20.- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. Ведущий 2/8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем! - Выходи лучше сама! - сказала Лиса». (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка») Статья 23.—Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Ведущий 1/9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес») Статья 40.— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд Ведущий 2/10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны ми буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»). Статья 28./— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик! 12. Конкурс «Анаграмма» Вопросы: 1.Кто является ответственным за обеспечение прав детей? Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В (Родители, государство) 2.Какие основные права вам известны? И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е. (Жизнь, образование) 3.В каком международном документе записаны права детей? Н О К Е В Н И Ц Я (Конвенция) Карточка: Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение: Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ? (Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?) Подведение итогов: Какие права мы сегодня обсуждали? Можно ли выделить главные и неглавные (второстепенные)? Какие права на ваш взгляд не соблюдаются чаще всего? Заключение: Если кого-то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: « Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности. И помните такие слова – обращение к каждому: Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!
права детей.docx
Тема классного часа : «Я  и мои права» «Права детей в Казахстане»                           Методическая разработка                                   «Дети определяют будущее, потому   что они уже живут будущим».  Цель: знакомство с основными правами ребёнка, воспитание нравственно­правовых норм через  призму народных сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования  потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: Удач, успехов и везенья! –   Чтоб пожелать всем в этом классе   Прекраснейшего настроения.  1)  дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;  2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме,  пользоваться таблицей и опорными схемами;  3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки,  формировать правовую культуру человека;  4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию. Тип урока : урок­соревнование Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека;  слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей.   Ход классного часа.   1.Организационный момент: Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости.       Давайте их поприветствуем:  Мы спешим сказать вам ­ «Здравствуйте!»,   Чтоб пожелать здоровья доброго.   Мы спешим сказать вам – «Радости!»,  Начало урока: презентация «Конвенция прав ребёнка в  картинках» Вступительное слово учителя.            Вы , дети Казахстана, ощущаете на себе заботу нашего государства и своих родителей еже  часно,начиная с семьи. Вы  имеете возможность расти и развиваться в соответствии с законами и  правилами, принятыми в нашем обществе. Вас с раннего детства приучают жить с достоинством,  уважая ваши права и принимая их во внимание. Многодетные семьи получают специальную по  мощь от государства, ваши мамы могут не бояться потерять работу после рождения ребенка и во  время ухода за ним. Дети, оставшиеся без опеки родителей, не остаются без внимания и участия  общества и государства. Даже сейчас, в условиях кризиса, в каждом регионе страны строятся но  вые школы, больницы, детские сады и спортивные сооружения. Конвенция подтверждает ваше  право быть услышанными правительствами и народами. Вы – часть своего народа, своей страны.  Завтра вы тоже станете управлять государствами и должны быть готовыми делать это успешно.  Но прежде вы должны знать все о своих правах и научиться защищать их при любых обстоятель  ствах, как и участвовать в принятии решений, влияющих на нашу жизнь. Будьте активными, ши ре  принимайте участие в делах своей школы, интересуйтесь общественными процессами, проте  кающими, прежде всего, в своей стране.            Мир не должен забывать о том, что детьми бывают только один раз и что права человека  начинаются с прав ребенка!  А теперь давайте поиграем. Наша игра поможет ещё раз вспомнить, какими правами вы можете  пользоваться. Ведущий 1: В нашей игре принимают участие команды. (представление команд) Ведущий 2: Правила нашей игры таковы: звучит вопрос, звучит сигнал гонга, команды приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны записать на карточках, лежащих на ваших столах. После  сигнала “Время” ­ наши помощники собирают карточки и передают их экспертам по правам  человека – нашему уважаемому жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами  жюри) Ведущий 1. Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой  мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”   ­ Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример,  а не кричать “Эй, ты!”)   ­ Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? Право на имя, отчество и фамилию.   ­ У каждого из вас есть имя! Назовите своё полное имя вслух в группе­ познакомьтесь.   ­ Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека вклю  чает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас.   Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о  том, что он является гражданином страны. Право ребёнка на гражданство Вычитать и умножать,   Малышей не обижать   Учат в школе, учат в школе, учат в школе.  Ведущий 2 ­ Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.)   ­ Правительство РК заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей.  Право ребенка жить и воспитываться в семье;  Право ребёнка знать своих родителей ; Право ребёнка на заботу родителей;  Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками  2. Звучит 1 куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”.  Буквы разные писать   Тонким перышком в тетрадь   Учат в школе, учат в школе, учат в школе.  Учитель  : О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование)   3. Чтение стихотворения (чтец читает)  На прививку первый класс,   Вы слыхали, это нас.   Я уколов не боюсь,   Если надо – уколюсь.   У меня живот болит,   Может корь или дифтерит   И краснуха, и ангина   И поверьте, скарлатина.  Учитель : О каких правах идет речь? (Право на медицинское обслуживание) 5. Конкурс «Сказка ложь да в ней намек » Ведущий 1 Сказка «Морозко».   Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за маче  хой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сдела ет, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо.Ветер хоть и пошумит, да утихает,  а  старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.   Говорит Мачеха: « Вези , вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в  лес на трескучий мороз! Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить».   Учитель: Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право  детей посягала старуха? Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Ответ :  Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.   6. Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке.  Обсуждение в группе.. (слайд №1)  Это только трус боится,   На укол идти к врачу.   Лично я при виде шприца   Улыбаюсь и шучу.   Ну, подумаешь, укол,   Ну, укол, ах, укол.   Укололи – и пошел. –   1гр. Каким правом воспользовалась лягушка­путешественница? (слайд №2)  ­ право на свободное передвижение; ­ право  на неприкосновенность жилища; ­право на образование; ­ право на труд. 2 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»? (слайд №3)  ­ право на жизнь; ­ право на неприкосновенность жилища;  3 гр. Какое право нарушили гуси­лебеди, украв братца? (слайд №4)  ­ право на жизнь;   ­ право на неприкосновенность жилища;   ­ право на образование;  ­право на справедливый суд; ­право на труд;   ­ право жить с родителями и воспитываться  в семье.  4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»? (слайд №5)  ­ право на неприкосновенность жилища;   ­ право владеть имуществом.   ­ Никто не должен содержаться в рабстве  или подневольном состоянии   ­ право выражать своё мнение;  7. Конкурс «Права человека» Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных  героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и, закончить фразу.   За каждую законченную фразу начисляется 1 балл. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка­путешественница», отправившись в путешествие,  воспользовалась своим правом на …..(свободное передвижение) (слайд №6) Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную  неприкосновенность). (слайд №6) Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло,  нарушил его право на …(неприкосновенность жилища). (слайд №7) 4.Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к  попу, воспользовался своим правом на …(труд). (слайд №8) 5.Царевич Иван из сказки «Иван­царевич и серый волк», украв Жар­ птицу у царя Берендея,  нарушил его право на…(владение имуществом). (слайд №9) 6.В сказке «Иван­царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(личную  неприкосновенность, или жизнь). (слайд №10) 8  конкурс   “Глазами юриста » Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.  Правильный ответ оценивается в 1 балл. 1.В какой сказке личность во всех отношениях серая ,осуществляет план убийства двух лиц и  лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно?  («Красная Шапочка».) 2.В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по  способности, каждому ­ по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд,  причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о  попе и о работнике его Балде».) (слайд №11) 3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной  личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко  наказано. («Волк и семеро козлят».) (слайд №12) 4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки  отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к  самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко­ лобок».) (слайд №13) 5.  Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние  невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна­лягушка».) (слайд №14) 6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить  её на части, но несумевшим это сделать. В итоге ­ богатство было случайно уничтожено мелкой  серой личностью. («Курочка Ряба».) (слайд №15)                    Книга полезная и интересная                    Там права мои твои                    Всей родной моей страны. 9. Правовая сказка «Колобок» (инсценировка)               Жил – был старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки мне, старая, колобок». – «  Да из чего испечь – то? Муки нет».­ « Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби, ­ вот  и наберётся». Взяла старуха крылышко, по амбару помела, по сусечкам поскребла, и набралось  муки пригоршни с две .  Замесила она тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и  положила на окно простынуть. Колобок: ­ Я имею право на жизнь и свободу!       Надоело колобку лежать : он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки  на дорожку. Колобок:­ Я имею право на отдых и досуг!                     Я живу ,преград не знаю,                    Права свои я выполняю                   Есть конвенция на свете,                    Знают её взрослые и дети    Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц: « Колобок, колобок. Я тебя съем».­ « Не  имеешь право, косой, послушай лучше, какую я тебе песенку спою». Я колобок, колобок!                  По амбару метён,                  По сусечкам скребён,                  На сметане мешён,                  в печке сажён,   Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему серый волк: « Колобок, колобок! Я тебя  съем». – « Не имеешь право, серый волк, я тебе лучше песенку спою». ( песенка колобка).   Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт. «Колобок, колобок! Я тебя съем!» ­ «  Да и ты , косолапый, прав моих не знаешь! Послушай мою песенку».  ( песенка колобка).    Катится колобок , а навстречу ему лиса: « Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький,  румяненький!»  ( песенка колобка).( лиса подкрадывается). ­ Да нужны, мне твои права, славная песенка, но больше тебе её не петь. Сейчас я тебя съем!»                 ( лиса съела колобка) Вывод: Родители и опекуны несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка. конкурс 10. Работа по карточкам.  На карточках записаны отдельные эпизоды из сказки. Объясните, где и как нарушаются права ребёнка, где соблюдаются. (слайд №16)                  На окошке стужён                   Я от дедушки ушёл,                  Я от бабушки ушёл                  От тебя, зайца, нехитро уйти                  И права я свои знаю! Карточки:  1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на  тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла. Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной  кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым  вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание).  2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она  схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под  лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность).  3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали  представление. Куклы кое­как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись”  (Нарушение прав – рабство, непосильный труд). (слайд №17) 4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас  привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”.  (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается). (слайд №18) 5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и  занимательными картинками.  ­ Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается). (слайд №19) 6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными  глазами глядели на Буратино.  ­ Какая­то каракатица плывет, ­ квакнула лягушка.  (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино). (слайд №20) ­ Нос, как у аиста, ­ квакнула другая.  ­ Это морская лягушка, ­ квакнула третья”.  7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал: ­ Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг).  8. «Пойдем ,Буратино в страну дураков». (Нарушение   личной  неприкосновенности  этого героя, право на жизнь и свободу, попытка  разбойников  завладеть его имуществом.) (слайд №21) 11.  « Угадай­ка!» Угадай героя по описанию о ком идёт речь (какая команда больше даст  письменных правильных ответов, та и победила). (слайд №22)  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение  по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно  покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). 2)  Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма,  нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) (слайд №23) 3)  Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право  на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок). (слайд №24) 4)  Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновен ность  жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный). (слайд №25) 5)  Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень  часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса). (слайд №26) 6)  Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и  свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не  воспользовался. (Буратино) (слайд №27) 7) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень  красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств.  Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая  красавица) (слайд №28) 8) Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее  права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим  правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) (слайд №29) 9) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее  отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она  осталась у разбитого корыта. (Старуха) (слайд №30) 10) Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко  обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один,  он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик­с­ пальчик) (слайд №31) 11) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из­за одной коварной особы, претерпел  унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(заяц ) (слайд 32) 12.Конкурс  «Ассоциации»           Мы  предлагаем Вам  короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.  Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению,  либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями  вызовут у вас статьи Конвенции. Ведущий 1­«И вдруг какой­то маленький мальчик крикнул: А король­то голый! — Ах,  послушайте, что говорит невинное дитя! ­ сказал его отец. ­ Ребенок есть ребенок. Он всегда  для своей должности годится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье  короля») Статья 13 (команда зачитывает). —  Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух  или написать. Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.  Ведущий 2  «Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую. И привез гонец хмельной  В тот же день приказ такой:  Царь велит своим боярам,  Времени не тратя даром,  И царицу и приплод  Тайно бросить в бездну вод». (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)  Статья 16 (зачитывают). —  Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их  тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну.  Ведущий 1. ­ Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? —  Ха­ха­ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»(Ш. Перро «Золушка»)  Статья 31.—  Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.  Ведущий 24.  ­ Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и  собаки быстро  становятся шелковыми». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше») Статья 19.—  Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми.  Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить. Ведущий 1/5.  «Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только  утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)  Статья 8.— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем­то не похож на  других, никто не имеет права переделывать его.  Ведущий 2 /6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи.  Искала­искала не нашла и говорит Ивану­царевичу:«Ах, Иван­царевич, что же ты  наделал!»(р.н. сказка «Царевна­лягушка»)  Статья 16.—Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную  жизнь, свою тайну.  Ведущий 1/7.        «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, ­ говорит, — и без подснежников не возвращайся». (С. Маршак «Двенадцать месяцев» ) Статья 20.­ Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь  говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав.  Ведущий 2/8.  — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем! ­ Выходи лучше сама! ­ сказала Лиса». (Д. Мамин­Сибиряк «Серая Шейка»)  Статья 23.—Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их  родителям найти лекарства и врачей.  Ведущий 1/9.  — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а  виновата она или нет — потом разберемся!» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)  Статья 40.— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не  докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем  боле наказать. Это может сделать только суд Ведущий 2/10.  «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны ми буквами и  цветными картинками и отправил сына в школу».  (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»). Статья 28./—  Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно  следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой  ключик! 12. Конкурс  «Анаграмма» Вопросы:  1.Кто является ответственным за обеспечение прав детей?  Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В   (Родители, государство) 2.Какие основные права вам известны?  И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.  (Жизнь, образование) 3.В каком международном документе записаны права детей?  Н О К Е В Н И Ц Я                                      (Конвенция) Карточка: Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение: Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. .  л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ? (Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать  для своей страны?) Подведение итогов:  Какие права мы сегодня обсуждали? Можно ли выделить главные и неглавные (второстепенные)? Какие права на ваш взгляд не соблюдаются чаще всего? Заключение:  Если кого­то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что  Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: « Как можно больше уважения к ребёнку, его  правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не  нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности. И помните такие слова – обращение к каждому:  Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»

Разработка Тема классного часа : «Я и мои права» «Права детей в Казахстане»

Разработка                                              Тема  классного часа :  «Я  и мои права»                                            «Права детей в Казахстане»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017