Урок: «Путешествие по Атлантическому океану»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Групповая форма работы.
Ход урока:
Участвуют 4 группы по 5 человек (группа – экипаж корабля)
Корабли разного цвета устанавливаются на карте на берегу моря Уэдделла.
Один из членов команды будет выполнять роль лоцмана (передвигать свой корабль на определённое количество градусов широты в зависимости от правильности ответа)
Цель путешествия: пересечь океан с юга на север (от берегов Антарктиды до о. Исландия)
Полный правильный ответ перемещает корабль на 200 по меридиану. Оценка выставляется в зависимости от итогового положения корабля данной команды и наличия устного ответа ученика.
Задания, выполняемые в ходе путешествия:
1.Домашнее опережающее задание – сообщение на тему: «Загадки Атлантического океана»
Рекомендуемые темы сообщений:
- Происхождение названия. Слайд №2
- Атлантида. Слайд №3,4
- Бермудский треугольник. Слайд №5
- Срединно-Атлантический хребет. Слайд №6
2.Географическое положение.
Задания одновременно выполняют все экипажи. Учитель проверяет правильность по мере решения.
Задание 1. Посчитать какое расстояние должны преодолеть корабли, двигаясь вдоль 200 меридиана западной долготы?
Задание 2. Найти в океане точку, имеющую координаты:00ш;00д.
3.Климат.
Задание 1. Пользуясь картами атласа указать на карте место с определёнными показателями температуры и солёности вод (прикрепить данные магнитами)
1-й экипаж: +250, 37 промилле
2-й экипаж: +50, 33-34 промилле
3-й экипаж: 00, 33-34 промилле
4-й экипаж: +250, 35-36 промилле
Задание 2.
Ответить на вопросы (по одному вопросу на экипаж)
4.Строение дна, рельеф.
Задание-аукцион.
Задание: С помощью карт атласа собрать информацию о строении дна Атлантического океана. Каждое следующее предложение говорит участник из другого экипажа (по кругу).
Экипаж, пропустивший свой ход, из аукциона выбывает.
5.Моря.
По описанию и картам атласа определить, о каком море идёт речь.
1Море, по берегам которого располагались древнейшие цивилизации Земли. Это море само состоит из более чем семи морей. Слайд №7
2. Это море имеет богатейшие запасы нефти и природного газа и удобные условия (мелководность) для их добычи. Слайд №8
3.Это море, встретившееся Колумбу по пути к берегам Америки, он назвал «банкой с водорослями». Его нельзя считать полноценным морем. Почему? Слайд №9
4.О каком море поётся в песне: «В флибустьерском, дальнем, синем море
Бригантина поднимает паруса».
(Объяснить, что флибустьерами, называли пиратов). Слайд №10
6.Течения.
Представьте, что ваши две парты, составленные для работы в группе это два полушария. Граница между ними – экватор.
Задание: Пользуясь картами атласа выложить из стрелок (заготовленных учителем) круговороты течений в северной и южной частях Атлантического океана.
Учитель проверяет правильность моделирования круговоротов, затем демонстрируются слайды, позволяющие ученикам сверить свои ответы с правильными. Слайд № 11, 12.
7. Острова ( «Ошибки» на карте)
По информации найти острова, названия которых не совсем (или полностью) не соответствуют действительности.
1.Название острова переводится как «страна льда», хотя лёд и снег занимают меньше 1/10 площади, а благодаря горячим источникам жители выращивают в теплицах бананы и ананасы. (Исландия) Слайд №13
2.Название острову дал Фернан Магеллан, двигаясь по проливу, который позже был назван в его честь. Он заметил на острове ночью множество огней (по-видимому, костров местных жителей). По современному названию, можно предположить, что на острове есть действующие вулканы, хотя на самом деле это не так. (Огненная Земля) Слайд №14
3.Нам кажется, что эти острова названы в честь жёлтых птичек, признанных самыми голосистыми из пернатых, хотя в переводе с латинского они называются «собачьи острова». Здесь в эпоху географических открытий одичали и размножились обыкновенные собаки. Но не только обилие собак на островах поразило испанцев, но и прекрасное пение птиц. Их стали называть «собачьими птичками» (Канарские острова).
Слайд №15
4.Около 1000 лет назад викинг Эрик Рыжий с товарищами открыли угрюмую ледяную страну – остров. Только на юго-западном, защищенном от ветра берегу, зеленела сочная травка. Название острова, которое в переводе означает «зелёная земля», возможно, было дано Эриком для привлечения переселенцев. (Гренландия) Слайд №16
8. Рекорды.
Учитель указывает места на карте, где наблюдаются рекордные для Мирового океана показатели какого-то параметра. Ученики должны определить эти рекорды.
Море Уэдделла – самые низкие температуры.
Балтийское море – самое пресное
Залив Фанди – самые высокие приливы
Саргассово море – самая прозрачная вода
9. Подведение итогов урока.
Выставление оценок, комментарии учителя по работе на уроке отдельных учеников и экипажей кораблей.
Приложение.
Примерные сообщения.
Название впервые встречается у греческого историка Геродота (V в. до н. э.) - "море за столбами Геракла (Атланта)". В разное время разные авторы называли Западный океан, Северное море, Внешнее море. С середины XVII в. вся акватория океана стала называться Атлантическим океаном.
Название океана связано с древнегреческим мифом о титане Атланте, который держал небесный свод на своих плечах. По представлениям греков, Атлант стоял на западе Средиземноморья. Далее за ним располагался океан. Его ближайшая к Атланту часть и стала называться Атлантическим океаном. О нем впервые упоминает древнегреческий историк Геродот в V веке до н. э. Он его называет море Атлантис. Римлянин Плиний (I в. н. э.) дал ему имя Океанус Атлантикус.
Атланти́да— известное по преданиям остров-государство.
Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, и его старший сын Атлант. Центральная равнина острова простиралась в длину на 500 км, в ширину — на 360 км. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и т. д., и т. п.
По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день, вместе со своими жителями — атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9 000 лет назад», то есть около 9500г. до н.э.
Берму́дский треуго́льник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико. Район является очень сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы. Те, кто придерживается мнения, что загадочные исчезновения в этой зоне действительно происходят, выдвигают различные гипотезы для их объяснения: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Скептики, однако, утверждают, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах Мирового океана, и объясняются естественными причинами.
Срединно-Атлантический хребет — крупный
срединно-океанический хребет, область расхождения тектонических плит,
расположенная на дне Атлантического океана. . Разделяет Северо-Американскую и
Евразийскую плиты в северной Атлантике и Африканскую плиту от Южно-Американской
в южной Атлантике. Ширина этого подводного поднятия огромна — около 1000 км.
Хребет относительно невысок — он возвышается над ложем океана всего на
2000—3000 м. Некоторые части Срединно-Атлантического хребта возвышаются над
уровнем моря, например остров Исландия.
В процессе изучения океана выяснилось, что по оси Срединного Атлантического
хребта проходит глубокая долина — трещина, рассекающая хребет вдоль почти на
всем его протяжении. Из неё эпизодически изливаются лавовые потоки. Такие
долины (рифтовые), являются зонами активного проявления тектоники,
сейсмичности и вулканизма в геологической истории Земли.
Скорость расширения дна в различных частях Атлантического океана составляет 1-2
см в год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.