Разработка урока химии по теме "Металлическая связь" (8 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме: "Металлическая связь" - это урок усвоения новых знаний. В разработке описаны предметные, метапредметные и личностные результаты, которые в результате урока должны быть сформированы у учащихся. Также указаны приемы, формы и средства обучения, которые применяются во время урока.Разработка урока
Иконка файла материала Металлическая связь.docx
Урок по теме: Металлическая связь (урок усвоения новых знаний)  Предметные результаты: ­ знать смысл основных химических понятий: металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка; ­ знать физические свойства металлов; ­ знать классификацию металлов; ­ уметь определять состав веществ по их формулам; ­ уметь изображать схемы строения молекул веществ, образованных  металлическими связями; Метапредметные: Регулятивные УУД ­ определять необходимые  действия в соответствии с  учебной задачей и  составлять алгоритм их  выполнения; ­ обосновывать и  осуществлять выбор  наиболее эффективных  способов решения учебных  и познавательных задач; ­ определять/находить, в  том числе из предложенных  вариантов, условия для  выполнения учебной и  познавательной задачи; Познавательные УУД ­ характеризовать  взаимосвязь между  составом, строением и  свойствами металлов; ­ характеризовать вещества  по составу, строению и  свойствам, устанавливать  причинно­следственные  связи между данными  характеристиками  вещества; Коммуникативные УУД ­ определять возможные  роли в совместной  деятельности; ­ корректно и  аргументированно  отстаивать свою точку  зрения; ­ критически относится к  собственному мнению; Личностные:  ­ показать на примере металлической связи роль свойств: электропроводность и  теплопроводность для жизни человека; ­ сохранение ресурсов в природе на примере драгоценных металлов; ­ объективно оценивать информацию о применении металлов; Цель урока: сформировать представление о сущности металлической связи,  механизме ее образования и влиянии на характер физических и химических свойств. Знать практическое применение металлов в жизни человека. Методы Приемы Смысловое чтение Формы Беседа, групповая работаСредства Компьютер, проектор, диск с презентацией, модель кристаллической  решетки, коллекция металлов. 1 этап.  Организационный момент (1­2 мин) Ход урока: ­ Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии. ­ Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть  положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо  трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен  расколоть его скорлупу» ­ На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня  продолжим это знакомство. У каждого на столах есть оценочный лист, который в процессе  урока вы будете заполнять. 2 этап. Актуализация. (  мин) ­ Ребята! Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (во время  фронтального опроса обращаем внимание на такие понятия как: ­ химическая связь; ­  способы ее образования; ­ виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная,  ионная) Выполним следующее задание (самостоятельно выполняется задание на листах)  Приложение 1.  ­ Учитель организует взаимопроверку учащихся по эталону. Эталон готовится учителем  заранее на экране мультимедиа. 3 этап. Постановка цели урока. (    мин) ­А теперь проанализируем выполнение вашего задания. Какие вопросы вызвали у вас  затруднения? Почему? (трудности возникают потому что в заданиях появилось новое  понятие «металлическая связь») ­ Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, которая  выводится на слайд) 4 этап Первичное усвоение новых знаний. (    мин) Объяснение учителя Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов­ металлов. Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия.  Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме. Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов –  1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.Ме0 – n ē ⇆ Men+  атомы ионы  металла металла Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое  целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все  оторвавшиеся электроны становятся общими. Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых  снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в  объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот. Объем металла можно изобразить так. Оторвавшиеся электроны при сближении атомов  свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих  электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в  металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается  электронейтральным. Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое  электронное облако называют «электронным газом». ­ Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная  за счет обобществления электронов, называется металлической. Задание1 группам: Подумайте на какой вид связи и чем похожа металлическая связь.  ✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет  электростатического притяжения) ✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи  объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны  принадлежат всем атомам. Обсуждаем результаты работы в группах, оформляем выводы в тетради. Задание 2 группам: Работа с текстом в учебнике: найти чем обусловлены основные физические свойства  металлов. Металлической связью обусловлены основные свойства металлов ­ электропроводность Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности  потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими  проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al. ­ пластичность Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми  пластичными являются Au, Ag, Cu. ­ металлический блеск Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения.  Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg  Обсуждение результатов групповой работы. 5 этап. Первичная проверка понимания Выполнить самостоятельно задание. Приложение 2. Учитель организует самооценку учащихся по критериям:   определены все типы химической связи – 1 балл  определены вещества с металлической связью – 2 балла составлены схемы образования связи – 3 балла