Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)
Оценка 4.7

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
31.01.2019
Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)
Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. В ходе урока формируются умения применять теоретические знания о химических свойствах и качественных реакциях органических соединений для решения экспериментальных задач, формирование целостной системы знаний. Прослеживается связь изучаемого на уроке материала с жизнью.
Исследование состава и свойств органических веществ.doc
Разработка урока химии в 11 классе "Исследование состава и свойств органических веществ" Практическая работа  Образовательные цели: ­ продолжить формировать умение применять теоретические знания  о химических свойствах и качественных   реакциях   органических   соединений   для   решения   экспериментальных   задач, формирование целостной системы знаний. Развивающие цели: ­   продолжить   формирование   основных   мыслительных   операций   (анализ,   синтез,   сравнение); совершенствовать   умения   работать   с   лабораторным   оборудованием   и   реактивами,   выполнять несложные исследования, соблюдая правила ТБ; формировать способности к адекватному само­ и взаимоконтролю.  Воспитательные цели: ­формирование коммуникативных   компетенций школьников через организацию работы в группе; воспитывать   ответственность   при   работе   в   коллективе,   исполнительность;   воспитывать наблюдательность,     способствовать воспитанию   экологической   грамотности,   формировать   ответственное   отношение     к   своему здоровью. Задачи:   инициативу,   стремление   к   самостоятельному   поиску;   1. знать  качественные   реакции   на     органические   соединения,       правила   по   технике безопасности при работе с органическими веществами; 2. уметь практически  определить выданные вещества, выполнять несложные исследования; 3. уметь составлять   уравнения   качественных     реакций,   проводить   наблюдения,   делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Тип урока: применение знаний на практике Форма урока: урок­практикум. Форма организации деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.  Методы обучения: ­ словесные, практические, проблемный, поисковый. Средства обучения: дифференцированные карточки­задания;   флипчарт     презентация  для повторения техники безопасности; плакат по технике безопасности; дополнительная информация – раздаточный материал оборудование: штативы, пробирки, пробиркодержатели, спиртовки, спички, ступка, пестик,  мерная посуда, шпатели,   химические реактивы: растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), йода,  гидроксида  натрия (конц.), этанол,  фенол, серная кислота, вода   Образцы пищевых продуктов: крупы (рис, пшено, гречка, горох, кукурузная), молоко,  яичный белок,  мясо, мед, растительное масло   Ход урока: 1.Организационный момент.                                                                        2 мин   2.Актуализация  опорных знаний, подготовка к учебно­познавательной деятельности:                12 мин   распределителельный                                                                                               3 + 1 мин номенклатурный                                                                                                       3 +1 мин  последовательность                                                                                                  3 +1 мин 1­й этап Распределительный  (флипчарт, таймер) Установите соответствие между структурной формулой углеводорода и общей формулой его  гомологического ряда: Формула углеводорода                                                    Общая формула 1) СН3­С(СН3)2­СН3                                                                           А) Сn H 2n 2) СН3­CH = С(СН3)2­СН3                                                            Б)   Сn H 2n­2 3) СН3­CH = СН­СН3                                                 В)  Сn H 2n+2 4) С2Н2                                                                                                           Г)  Сn H 2n­6 5) СН2 ­ СН2  |         |        СН2 ­ СН2                                                         Самопроверка, самооценка.  2­й этап        Номенклатурный   (флипчарт, таймер) Назовите по систематической номенклатуре:                    1 вариант                                                          2 вариант А) С3 H7ОН                                                                                                         А) СН3­СООН    Б) СН3­CН2­СООН                                                                                       Б) СН3­CН2­СОН В) СН3­О ­ СН3                                                                       В) СH3ОН Г) НСОН                                                                                                   Г)  (С6 H10О5) n     Д) С6 H12О6                                                                                                           Д)  СН3­CН2­СООСН3                                                                  Самопроверка, самооценка.      Последовательность  (флипчарт, таймер)   3­й этап   Установите правильную последовательность в генетической цепочке (в виде ряда цифр, пример  5,2.6,1..)                    1 вариант                                                          2 вариант 1.  хлоруксусная кислота                                          1.  глюкоза 2.  этаналь                                                                   2.  каучук 3.  уксусная кислота                                                   3. крахмал 4.  белок                                                                       4. этанол                                                    5.  аминоуксусная кислота                                        5.  бутадиен­1,3         2, …                                                                         3, …            Самопроверка, самооценка 4­й этап       Экспериментальный Экспериментальная часть (оперирование знаниями, умениями и навыками). Цель работы (формулируется учащимися):  провести исследования, используя знания о  качественных реакциях Техника безопасности.      Работа по презентации                                                                         3 мин    Исходя из представленного оборудования на какие моменты ТБ необходимо обратить  внимание? Внимательно прочитайте следующие правила:  Помните об осторожном обращении со стеклом!  При работе с растворами кислот, щелочей и солей  надо соблюдать осторожность! При  попадании раствора на кожу или слизистые ткани надо промыть пораженное место большим  количеством воды.   Помните о технике безопасности при работе со спиртовкой  В пробирку наливать не более 1 мл веществ  После работы привести в порядок своё рабочее место   Вымыть руки Работа проводится по дифференцированным карточкам­заданиям                                   20   мин          Задача 1. Исследуйте мед на содержание  примесей 2. Исследуйте представленные  пищевые продукты на содержание    крахмала и белка Карточка­задание – 1 Инструкция Внимательно прочитайте условие задачи.   Ознакомьтесь с дополнительной информацией. Составьте план работы. Выполните работу.  Оформите работу, объясняя свои действия.  Сделайте вывод. Сделайте вывод по работе.                                                                     Дополнительная информация Мед ­ один из удивительнейших продуктов, обладающий особым вкусом и ароматом. Мед  издавна знаком человечеству как пища, лекарство и просто лакомство.  Главные компоненты  меда ­ глюкоза и фруктоза. Содержащий  в себе уникальный набор витаминов,  микроэлементов, противобактериальных веществ, биогенных стимуляторов, мед можно  назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на  организм человека.Иногда на рынке наблюдаются случаи фальсификации меда и  добавления к нему различных примесей: сахарного сиропа, свекловичной или крахмальной  патоки, сахарина и др. Такие примеси к меду, как крахмал, мел  легко обнаружить, для этого мед растворяют в воде   (1:2),      …… Карточка­задание – 2 Задача 1. Исследуйте влияние  минеральных кислот, щелочей, солей тяжелых металлов и  фенола на белок. Инструкция  В   пробирку поместите  2 мл раствора белка.   Прилейте   1   мл   раствора   наблюдения.   реагента.     Опишите   свои Сделайте   вывод   о   влиянии   исследованных   факторов   на живые организмы 2. Исследуйте представленные пищевые продукты на  содержание   крахмала и белка Какие вам известны качественные реакции на крахмал и  белки? Проведите их с анализируемыми образцами.  Опишите свои наблюдения. Сделайте вывод. Сделайте вывод по работе. Дополнительная информация                                 Действие фенола на организм     Это вещество наносит непоправимый ущерб здоровью многих жизненно важных  органов человека. Попав внутрь через дыхательные пути, фенол раздражает носоглотку,  оставляет ожоги, которые могут перерасти в отёк лёгких.     Если раствор фенола случайно попал на кожу, на ней мгновенно образуются химические ожоги, затем – язвы. Фенольный ожог 25% площади тела почти наверняка ведёт к  летальному исходу. Поступление этого ядовитого соединения в организм через  желудочно­кишечный тракт (с водой) затрудняет движение, грозит кровотечениями,  атрофией мышц, язвенной болезнью. И пусть фенол выводится из организма довольно  быстро (за 24 часа), он успевает значительно повредить здоровью и оставить последствия на долгие годы.     Среди серьёзнейших последствий интоксикации фенолом – бесплодие, сердечная  недостаточность и рак.     Задача Карточка­задание – 3 Инструкция 1.Исследуйте влияние этилового  спирта различной концентрации на  белок     Приготовьте по 2 мл растворов этилового спирта  различной концентрации. Рассчитайте объемы спирта и  воды  2. Исследуйте представленные  пищевые продукты на содержание    глюкозы и белка. № % 1 90 2 45 3 4 22,5 11,2 5 5,5 Vспирта Vводы В каждую из приготовленных пробирок поместите по 1  мл раствора белка куриного яйца. Опишите свои наблюдения Сделайте вывод о влиянии исследованных факторов  на живые организмы Получите пищевые продукты для анализа. 1. Приготовьте образец для анализа.  Если   это   крупа,   с   помощью   ступки   и   пестика растолките   выданный   образец.   Поместите   его   в пробирку.   Добавьте   4­5   мл   воды   и   перемешайте. Содержимое разделите на две пробирки. Определение глюкозы. 1. Получите гидроксид меди (II) из сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Прилейте раствор к испытуемому образцу. Образование ярко синего раствора в пробирке   будет свидетельствовать о наличии гидроксогрупп.  Для   доказательства   наличия   альдегидной   группы раствор следует нагреть, образование оранжево­красной окраски свидетельствует о присутствии  глюкозы.  Определение белка. 1.Получите гидроксид меди (II) из сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Прилейте раствор к испытуемому образцу.  Образование фиолетового окрашивания или прожилок свидетельствует о наличии белка.  Опишите свои наблюдения, запишите уравнения  реакций, сделайте вывод Сделайте вывод по работе.                                                                   Дополнительная информация                      Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых  всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми. Этиловый спирт окисляется до  конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола  составляет 20 г, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные вещества  распада, а именно уксусный альдегид. Вещество, которое в 30 раз токсичнее этилового спирта. Задача 1. Докажите что крахмал  подвергается гидролизу и  обнаружьте продукты гидролиза  химическим путем. 2. Исследуйте представленные  пищевые продукты на содержание    глюкозы и белка. Карточка­задание – 4 Инструкция Внимательно прочитайте условие задачи.   Ознакомьтесь с дополнительной информацией. Составьте план работы. Выполните работу.  Оформите работу, объясняя свои действия.  Сделайте вывод. Сделайте вывод по работе. Дополнительная информация        В организме человека также происходит ферментативный гидролиз крахмала. Этот процесс очень важен, так как при этом образуются углеводы, в частности, глюкоза. Она окисляется в каждой клетке организма, образуя воду и углекислый газ, при этом выделяя энергию, которая необходима для нормального функционирования организма. Гидролиз крахмала с помощью ферментов начинается в ротовой полости при пережевывании пищи.   Слюна   человека   содержит   фермент   –   амилазу,   под   действием   которой   крахмал расщепляется на более простые составляющие – декстрины. Этот процесс человек может даже ощутить. Ведь если долго жевать хлеб, то во рту появляется сладковатый вкус, который и свидетельствует о том, что начался процесс гидролиза крахмала. Избыток глюкозы, которая образуется в ходе гидролиза, откладывается в печени в виде запасного питательного вещества – гликогена. Задача 1. Исследуйте  растительное масло  на пригодность к употреблению. Карточка­задание – 5 Инструкция Внимательно прочитайте условие задачи.   Ознакомьтесь с дополнительной информацией. 2. Исследуйте представленные  пищевые продукты на содержание   жира  Составьте план работы. Выполните работу.  Оформите работу, объясняя свои действия.  Сделайте вывод. Сделайте вывод по работе. Дополнительная информация            Срок хранения растительного масла от 4 до 6 месяцев.  И очень важно уметь  определять пригодность растительного масла в употребление. Растительное масло  содержит незаменимые жирные кислоты, которые уменьшают содержание холестерина  в крови, а также содержат витамины В,А,Е,К.  В состав жидких жиров, растительных масел входят высшие непредельные карбоновые  кислоты, которые способны к реакциям присоединения по месту двойных связей. По мере старения масло за счет реакций окисления двойные связи в радикалах  непредельных карбоновых кислот подвергаются деструкции, т. е. неспособны присоединять. Поэтому масло легко исследовать на пригодность в домашних условиях. Старое масло  нельзя употреблять в пищу. У человека появляется сильная изжога, тошнота ­ первые  признаки отравления. 5­й этап   Подведение итогов работы. Выступление спикеров групп.        Информационный                                6 мин     Рефлексия                                                                                                                           3 мин     6­й этап   Лист самооценки работы в группе. Дата: _______ Класс: ______ Тема:______________________________     Фамилия ____________________________________________________    Оцени, как твоя группа справилась с работой, и поставь галочку в соответствующей колонке. 1.Распределение обязанностей среди членов группы.   2.Сотрудничество внутри группы.      Оцени своё участи в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы. 3. Понимание заданий и инструкций. 4.Моя активность в групповой работе. 5.Я был(а) полезен/ полезна в команде. 6.Я был(а)  (в какой роли): Подведи итоги своей работы сегодня. 7.Сегодня на уроке я работал(а) 8.Над чем  следует поработать?   Оцени урок и объективно ответь на следующие вопросы. 9.Что на уроке понравилось? 10. Что не понравилось? Отлично Хорошо Удовлетворительно Требует улучшения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема   «Исследование состава и свойств органических веществ»       Спикер____________________  КОНТРОЛЬНО­ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ         Группа max кол­во баллов Количество баллов, набранное в ходе этапов урока Распредели Номенклатур Последователь Эксперименталь Оценка Общее число баллов тельный Само оценка 5 ный Само оценка 5 ность Само оценка 5 ный Взаимооценка 5 20                                       Критерии оценивания: оценка «5»  ­ (18­20 баллов)                        оценка «4»  (15­17 баллов) оценка «3»  ­ (12­14 баллов)                       оценка «2» ( 0 ­ 11 баллов) Домашнее задание:                                                                                                                         1 мин       Подготовиться к контрольной работе

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии. Практическая работа "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)

Разработка урока химии.  Практическая работа  "Исследование состава и свойств органических веществ (11 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2019