ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса, разработана на основе ГОС
и авторской программы курса химии для 11 класса образовательных учреждений
(базовый уровень) коллектива преподавателей МГУ в составе: Еремин В. В.,
Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. (Издательство «Дрофа», 2014) и
Государственного образовательного стандарта. Рабочая программа рассчитана на 68
учебных часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Еремин В. В.,
Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 11 класс (базовый уровень). – М.:
Дрофа, 2014.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено
на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины
1.
мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
2.
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
3.
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
4.
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
В инвариантной части МОУ ТСОШ № 14 средней (полной) общей школы на изучение
систематического курса химии отводится 1 часа в неделю. Из компонента
образовательного учреждения для изучения химии в 11 классе выделен еще 1 час на
расширение учебного курса, в связи с тем, что есть программа на 2 часа.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:
Учебнометодический комплект для учащихся: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А.
А., Лунин В. В. Химия. 11 класс (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2014
Содержание курса химии 11 класса ставит своей задачей интеграцию знаний по
неорганической и органической химии. Ведущая идея курса – единство неорганической и
органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, общих подходов к
классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Вопросы строения атома и вещества, закономерностей протекания химических реакций,
свойств веществ даются в неразрывном единстве органической и неорганической химии.
Курс завершается разделом "Бытовая химическая грамотность", где рассмотрено значение
этой науки в повседневной жизни человека, проблемы экологии. Ведущая роль в раскрытии
содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому
закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В
данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных
теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. Для
реализации программы применяются словесные, наглядные, практические методы, а также
используются новые информационные технологии. Приоритетными являются методы проблемного изложения материала, поисковой беседы, самостоятельной работы с
учебником, дополнительной литературой, установление причинноследственных связей
между изучаемыми объектами. Построение курса позволяет использовать в обучении
логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и
обобщение.
Задачи курса:
1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.
2. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности ,таких как: умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов
причинноследственного и структурнофункционального анализа; определение
сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать
суждения, давать определения, проводить доказательства; оценивание и
корректировка своего поведения в окружающем мире.
3. Подготовка творчески мыслящих, умеющих без опаски обращаться с веществами и
знающих их практическое значение, экологически грамотных выпускников. В
процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать
очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, опасно ее
непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически
неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование
достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
4. Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными
способностями и потребностями общества.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,
гомология;
2.основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический
закон;
3.основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений;
4.важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная
и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
1.называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; 2.определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической
связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических
соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений;
3.характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе
Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений;
4.объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической
связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и
положения химического равновесия от различных факторов;
5.выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
6.проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
7.объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
8.определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
9.экологически грамотного поведения в окружающей среде;
10.оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
11.безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
12.приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
13.критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вещество (12 ч)
Важнейшие понятия химии: «атом», «молекула», «относительная атомная масса» и
«относительная молекулярная масса». Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атома. Электронная
конфигурация атома. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.
Периодический закон (формулировка Д. И. Менделеева и современная формулировка).
Короткий и длинный варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение
Периодического закона и Периодической системы. Научный подвиг Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов, простых веществ, высших оксидов и
гидроксидов в группах и периодах Периодической системы (на примере элементов малых
периодов и главных подгрупп).Типы химической связи. Ковалентная связь. Донорно
акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная связь. Типы
кристаллических решеток. Растворы. Растворимость твердых веществ, жидкостей и га
зов в воде. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля растворенного
вещества. Коллоидные растворы. Примеры коллоидных систем в повседневной жизни.
Электролитическая диссоциация. Кислотность среды. Индикаторы. Водородный
показатель.
Демонстрации. 1. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева.
2. Эффект Тиндаля. 3. Получение и перекристаллизация иодида свинца («золотой дождь»).
4. Электропроводность растворов электролитов. 5. Зависимость степени элек тролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. 6. Определение
кислотности среды при помощи универсального индикатора.
Лабораторные опыты. 1. Водородный показатель.
Контрольная работа № 1.Строение вещества.
Тема 2. Химические реакции (23 ч)
Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Классификация химических реакций в
неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена. Понятие о гидролизе
солей. Качественные реакции на неорганические и органические вещества. Окислительно
восстановительные реакции. Электролиз расплавов и растворов солей. Гальванические
элементы и аккумуляторы.
Демонстрации. 1. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа
или воды. 2. Медноцинковый гальванический элемент.
Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций. 2. Условия
протекания реакций ионного обмена.3. Качественные реакции. 4. Окислительно
восстановительные реакции.
Практическая работа № 1. Решение качественных задач.
Контрольная работа № 2. «Химические реакции».
Тема 3. Неорганическая химия (17 ч)
Классификация неорганических веществ.
О б щ и е с в о й с т в а н е м е т а л л о в. Химические свойства неметаллов на примере
галогенов. Неметаллы как типичные окислители. Взаимодействие с металлами, водородом
и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей.
О б щ и е с в о й с т в а м е т а л л о в. Химические свойства металлов как восстановителей.
Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлы
в природе. Электрохимический ряд напряжений металлов Н. А. Бекетова. Получение
металлов. Металлургия. Сплавы.
К о р р о з и я м е т а л л о в как окислительновосстановительный процесс. Способы
защиты металлов от коррозии.
Демонстрации. 1. Взаимодействие бромной воды с иодидом калия. 2. Взаимодействие
алюминия с иодом. 3. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
4. Алюмотермия.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление со свойствами неметаллов. 2. Вытеснение
галогенов из растворов их солей.3. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.
4. Окраска пламени солями металлов.
Практическая работа №2. Получение медного купороса.
Контрольная работа № 3. Химические свойства неорганических веществ.
Тема 4. Научные основы химического производства (9 ч)
Скорость химической реакции. Факторы, от которых зависит скорость реакции. Обратимые
реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Катализ. Принципы химического
производства на примере производства серной кислоты. Природный газ и развитие
энергетики. Перегонка и крекинг нефти. Коксование угля. Водородная энергетика.
Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема
охраны окружающей среды.
Демонстрации. 1. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере
взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми
кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка,
железа) с раствором соляной кислоты. 2. Взаимодействие растворов серной кислоты с
растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. 3.Модель «кипящего слоя». 4. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических
катализаторов и природных объектов, содержащих каталазу.
Лабораторные опыты. 1. Скорость химической реакции.
2. Химическое равновесие.
Контрольная работа № 4. «Основы химического производства».
Тема 5. Химия в жизни и обществе (7 ч)
Химия пищи. Лекарственные средства. Витамины. Бытовая химия. Клеи. Отбеливатели.
Моющие и чистящие средства. Стиральные порошки. Химия в строительстве. Пигменты и
краски. Цемент и бетон. Химия в сельском хозяйстве. Инсектициды и пестициды. Средства
защиты растений. Репелленты.
Косметическая химия. Виды топлива. Октановое число бензинов. Традиционные
керамические материалы. Стекло. «Зеленая» химия.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с минеральными удобрениями и изучение их
свойств. 2.Моющие средства.
Рабочая программа по химии 11 класс
Рабочая программа по химии 11 класс
Рабочая программа по химии 11 класс
Рабочая программа по химии 11 класс
Рабочая программа по химии 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.