Разработка урока и презентация по литературе на тему "Н.В.Гоголь. "Шинель".Образ "маленького человека" в литературе (с обобщением ранее изученного). (8 класс, литература)
Оценка 4.6

Разработка урока и презентация по литературе на тему "Н.В.Гоголь. "Шинель".Образ "маленького человека" в литературе (с обобщением ранее изученного). (8 класс, литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
8 кл
14.01.2017
Разработка урока и презентация по литературе на тему "Н.В.Гоголь. "Шинель".Образ "маленького человека" в литературе (с обобщением ранее изученного). (8 класс, литература)
Шинель.docx

Тема:  Н.В.Гоголь.»Шинель». Образ «маленького  человека»   в  литературе

            (с  обобщением ранее изученного)

 

Цели: - углубить  представление  учащихся  о  «маленьком  человеке»;

           - развивать  умение  учащихся  анализировать,  сосредоточить

             внимание  учащихся  на  значимых  художественных  деталях;

           - воспитывать доброту, заботливое  отношение  к  людям.

 

 

Ход  урока.

I.             Организационный  момент

 

II.            Актуализация  прежних  знаний  и  их  углубление.

1). Вхождение  в  тему.  Ученик  читает  стихотворение   Р Рождественского   (индивидуальное  задание).

 

На Земле

     безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

 

...А когда он упал —

              некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

            не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969 

 

   - Ребята, как  вы  поняли, о  чём  это  стихотворение?  Какую  тему  раскрывает  автор?

          (Автор  раскрывает  тему  «маленького  человека». Жил  человек  маленький, совсем  не  заметный, ничем  он  не  выделялся, и  всё  у  него  было  маленькое. Но  когда  пришла , казалось  бы, небольшая  беда  в  виде  войны,  то  этот  маленький  человек  проявил  себя  героически, защищая  свою  Родину. А когда  он  погиб, то  на  памятник  не  хватило   мрамора. Так  автор  хотел подчеркнуть,  что  у  маленького  человека  есть  огромное  любящее  сердце,  которое  не  позволило  ему  оставить  Родину  в  беде  и  где-нибудь  отсидеться. Из  маленького  человека  он  превратился  в  огромного  былинного  богатыря, защитившего  свою  Родину)

 

  2). -Сегодня  нам  предстоит  вспомнить, кто  же  это – «маленький  человек», с какими  «маленькими  людьми»  мы  с  вами   уже  познакомились, узнать новые  имена, увидеть, в  чём  их  сходство  и  различие.  Ведь    нам  предстоит  ещё  одна  встреча  с  очень  не  простым  «маленьким  человеком».

 

   -Итак, вы  получили  домашнее  задание  -  вспомнить  и  записать  в  тетрадь  определение  «маленький  человек».

   ( «Маленький  человек» - это  человек  невысокого  социального  положения  и  происхождения,  у  него  нет  выдающихся  способностей. Он  не  отличается  силой  характера.  Он  добрый, никому  не  делает  зла, но  при  этом  он  не  защищён  от  несправедливости. )

 

   Слайд. Этот  человек  маленький  в  социальном  плане, потому  что  занимает  одну  из  нижних  ступеней  социальной  лестницы. Его  место  в  обществе  маленькое  и  незаметное.

   Мир  его  духовной  жизни  узок, обеднён, наполнен  запретами. Он  находится  в  узком  и  замкнутом  круге своих  жизненных  интересов.

 

   - Образ  «маленького  человека»  появился  в  мировой  литературе  в  XIX веке  и  стал очень  популярным. Этот  герой  представляет  собой  личность  из  низких  социальных  слоёв, со  своими  достоинствами  и  недостатками, радостями  и  печалями,  мечтами  и  надеждами.

    Впервые   термин  «маленький  человек»  был  использован  в  1840  году  критиком  В.Г.Белинским  при  рассмотрении  произведения  А.С.Грибоедова  «Горе от  ума».  Но  о  простых  людях  из  народа, о  любви  к  маленькому  человеку  начали  говорить  ещё  раньше. Например, писатель  Николай  Михайлович  Карамзин  в  своей  повести  «Бедная  Лиза»  (с  этим  произведением  вам  предстоит  познакомиться  в  9  классе)  рассказал  о  жизни  бедной  крестьянки  и  сделал  великое  открытие: «…и  крестьянки  чувствовать  умеют» (слайд).

 

3). Реализация  домашнего задания.

   -  Мы  с  вами  изучили  произведения  А.С.Пушкина, в  которых  тоже  есть  «маленький  человек». Вы  должны  были  приготовить  рассказ  о  таких  людях.

  ( Учащиеся  рассказывают  о  Самсоне  Вырине  из  «Станционного  смотрителя»,  о  Савельиче  и  семье  Мироновых  из  «Капитанской  дочки»)

 

  4).  - Образ   «маленького  человека»  раскрывали  многие  писатели.  И  каждый  писатель  представлял  его  по-своему. Приведу  несколько  примеров,  и  вы  сами  убедитесь  в  этом.

    Слайд.  М.Ю.Лермонтов  в  романе  «Герой  нашего  времени»  показывает  безобидного, простоватого  рядового  армейского  офицера  Максима  Максимыча, который  твёрдо  знает, что  людей  обижать  нельзя. И  даже  когда  его  обижают, он  оправдывает  своего  обидчика.

   Слайд. Л.Н.Толстой  в  романе  «Война  и  мир»  рассказывает  о  капитане  Тушине, робком  и  не  уверенном  в  себе  человеке, привыкшем  подчиняться  приказам. Но  в  сложной   ситуации, когда  армия  получила  приказ  отступать, а  батарея  Тушина  не  получила  его, он  проявил  себя  героически, думая  не  о  себе, а  о  Родине, о  её  защите. Маленькая  кучка  людей  под  командованием  капитана  Тушина  так  героически  отстаивала  свои  позиции, словно  это  была  целая  армия.

    Слайд. Лесков  Николай  Семеновия  написал  повесть  «Левша». Кто  там  «маленький  человек»? Конечно, Левша – безропотный, талантливый  человек  из  народа, который  заботится  о  Родине  больше, чем  царь  и  придворные. Даже  умирая, никому  не  нужный,  что  он  просит  передать  царю?  Не  чистить  ружья  кирпичом. Это  он  подсмотрел  у  англичан.

    Слайд. Ф.М.Достоевский  тоже  показывал   «маленьких  людей». Например, герой  романа  «Преступление  и  наказание»   Мармеладов – пьяница, ничтожный, с  его  точки  зрения,  человек, не  имеющий  работы.  Но  он  философ. Приведу  пример  его  философских  рассуждений.  «…бедность  не  порок, а  истина.  Но  нищета  -  порок.  В  бедности  вы  ещё  сохраняете  своё  благородство  врождённых  чувств, но  в  нищете  же  никогда  и  никто».

    Слайд. А.П.Чехов постоянно  высмеивает  «маленького  человека»  на  страницах  своих  рассказов. Например, рассказ  «Толстый  и  тонкий». Вы  все, наверно, помните  бедного  чиновника, который  встретился  со  своим  бывшим  одноклассником. И  как  он  изменился, узнав ,  что  тот  по  должности  выше   его. Даже  чемоданы  скукожились.

    Слайд. Не  всегда  «маленький  человек»  - положительный  герой. Например, в  комедии А.С.Грибоедова  «Горе  от  ума»   есть  такой  персонаж – Молчалин, занимающий  должность  секретаря.  Он  хитрый,  коварный, подлый  лжец,  который  ни  перед  чем  не  остановится  ради  достижения  своей  цели (положение  в  обществе, богатство). Но  этого  человека  стоит  пожалеть, ведь  угождать  и   приспосабливаться  его  учили  с  самого  детства.

   

     - Это  далеко  не  весь  список  «маленьких  людей», ведь  к  образу  «маленького  человека»  обращались  многие  писатели.  Не  стал  исключением  и  Н.В.Гоголь.  Критики  отмечают, что  его  повесть  «Шинель»  по  глубине  идеи  стоит  выше  всего  написанного  Гоголем.

    Русский  писатель   Н.Г.Чернышевский  сказал (слайд):

Гоголю  многим  обязаны  те, которые  нуждаются  в  защите,

                             он  стал  во  главе  тех, которые  отрицают  злое  и пошлое.

   Кого  будет  защищать  Гоголь  в  повести  «Шинель»?  Каков  его  «маленький  человек»?  В  этом  нам  и  предстоит  разобраться.

  

  5).  Экскурс  в  историю.

   Читая  произведения  русской  классики  часто  встречается  слово  «чиновник», «коллежский  асессор». Можете  объяснить, что  значат  эти  слова?

   Кто  такой  чиновник?

   Слайд.   Чино́вник — лицо, имеющее чин  (служебный  разряд), и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал  в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры.

 

   Чиновники  в  России  считались   «благородным»  сословием, а  знаком  принадлежности  к  нему  была  шинель – форменное  пальто. 

        Слайд.  Шинель стала известна в России еще в 18 веке, когда в армии впервые ввели верхнюю одежду. Поначалу шинели служили вариацией на тему плаща – только очень длинного и из грубой ткани. В него кутались солдаты во время ночевок. Точное происхождение слово неизвестно, но, возможно, оно произошло от французского слова chinel, у которого имелось два значения: «гусеница» и «собачья конура». Позже, при Николае 1, шинель обзавелась пелериной и отложным воротником: это был вариант чиновничьей шинели, которую царь ввел как часть униформы. Шинель стала менее мешковатой, а подгонка по фигуре привела к появлению летних и зимних шинелей. Шили их в зависимости от класса чиновника из дорогого сукна и драпа или дешевой байки и фланели, добавляли подкладку, мех

 

   Теперь  нужно  вспомнить  «Табель  о рангах»

   Слайд.   ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722  законодательный акт Петра I, заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

 

 ( Иерархия (греч.) — чинпорядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру по образу деревапринцип управления.

Иерархическая  организация — структура с вертикальной формой управления; пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.)

   -

   Слайд.    Рассмотрим  таблицу. Вы  помните, какую  должность  при  дворе  предложил  царь Николай I  Пушкину?.  

            ( должность  камер-юнкера, это  9  ступень)

    

   -Ну  что  ж,  мы  вспомнили, кто  такой  «маленький  человек», кто  такой  чиновник, познакомились  с  «Табелью  о  рангах». Теперь  можно  начинать  знакомство  с  повестью  «Шинель». 

 6). Итак, начнём  знакомство  с  текстом.

   - Вы  прочитали  начало  повести.  Как  зовут  героя  и  что  это  имя  значит?

       ( Имя  Акакий  имеет  греческое  происхождение. Переводят  его  как  «тот, кто  не  делает  зла», «не  делающий  зла», «незлобный»)

    -  Каким  предстал  перед  нами  Башмачкин, чем  выделился?

        ( Ничем. В  нём нет  ничего  особенного, бросающегося  в  глаза. )

   - Безликость  внешности  Башмачкина  словно  компенсируется  трепетным  отношением  к  службе.  Расскажите  об  этом.

       ( Он  живёт  только  своей  работой.  «…он  служил  с  любовью» Занятие  писаря  не  оставляет  и  дома. Улыбается  при  мысли  о  завтрашнем  дне, думая  о  том,  что  ему  дадут  переписывать. На  насмешки  реагирует  только  тогда, когда  ему  мешают  писать. «Оставьте  меня, зачем  вы  меня обижаете?» )

    - Чем  же  является  для  Башмачкина  переписывание  бумаг?

           (Это не только  приятное  занятие, но  и  его  духовный  мир. И  не  только  духовный (внутренний),  но  и  внешний, так  как  во  всём  он  видел  свои  чистые, ровным  почерком  написанные  строки.  Другого  мира для  него  не  существовало. Он  не  обращал  внимания  на  то, что  происходило  на  улице, вокруг  него. В  свободное  время  он  не  предавался  никакому  развлечению. Он  писал.)

    -  Личная  жизнь  Башмачкина  и  его служба  сплелись  воедино. Это  привело  к  тому, что  Акакий  Акакиевич  стал  равнодушно  относиться  к  себе.  Какие  черты  характера  при  этом  проявились?

        ( безответность, униженность  +  жалкий  вид)

   -  Так  протекала  его  жизнь.  И  текла  бы  дальше, может  быть, до  глубокой  старости, если  бы  не  было  разных  бедствий. О  каком  бедствии  идёт  речь?

     (Северный  мороз  в  Петербурге. Рваная  шинель, у  которой  отняли  благородное  имя  и  назвали  её  капотом.)

  -  Как  преображает  героя  мечта   о  шинели?

        ( Изменяется  внешность  и  поведение.  «С лица  и  с  поступков  его  исчезли  все  колеблющиеся  и  неопределённые  черты». Даже  характер  стал  твёрже.)

   -Но  ведь  это  преображение произошло  не  сразу.  Это  преображение  Гоголь  нам  показывает  ненавязчиво, описывая  отношения  Башмачкина  и  портного. Расскажите  об  этом.

       ( Сначала  Башмачкин  заискивающе смотрит  на  Петровича, надеясь  на  то,  что  он  сошьёт  шинель  подешевле. Потом  они  становятся  равными, похожими: вместе  ходят  по  магазинам, присматривают  ткань, мех  на  воротник. Но  вот  шинель  сшита. Башмачкин , довольный  и  важный, идёт  по  улице. И  теперь  уже    Петрович, забегая  вперёд  Башмачкина, заглядывает  ему  в  лицо, пытаясь  узнать, понравилась  ли  тому  шинель)

    - Что  было  дальше, прочитаете  дома

  Домашнее  задание.    запишем  в  тетрадях  вопросы:

1. Герой  повести  «Шинель» - несчастный  или  посмешище?

2. Акакий  Акакиевич – бедный  человек  или  бедный  чиновник?

   Выберите  понравившийся  вопрос   и  ответьте  на  него  письменно  дома, с  ваших  ответов  мы  и  начнём  следующий  урок

 

 

 

                         

           -


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Н.В.Гоголь.»Шинель».

Тема: Н.В.Гоголь.»Шинель».

Ребята, как вы поняли, о чём это стихотворение?

Ребята, как вы поняли, о чём это стихотворение?

Впервые термин «маленький человек» был использован в 1840 году критиком

Впервые термин «маленький человек» был использован в 1840 году критиком

Приведу пример его философских рассуждений

Приведу пример его философских рассуждений

Слайд. Шинель стала известна в

Слайд. Шинель стала известна в

Каким предстал перед нами

Каким предстал перед нами

Петрович, забегая вперёд

Петрович, забегая вперёд
Скачать файл