Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "
Оценка 4.9

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
13.02.2018
Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
5 класс .docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Салтыковская гимназия» г.о.Балашиха  Конспект урока  музыки в 5 классе. Тема урока: « Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве  композиторов»                                                            Учитель музыки Сагитова Т.В.                                    Балашиха 2018 г. Урок музыки в 5   классе. УРОК 7: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов  СОДЕРЖАНИЕ темы: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе  включённой в оперный жанр) Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально­образным строем  русской песни. Задачи: •         знакомство с музыкальными образами народных песен и  произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и  обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; формировать умение давать характеристику музыкальным темам,  • проводить аналогии с пройденными произведениями; развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа  • музыкального произведения.    Музыкальный материал:  • народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;  • хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; • • хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван  Сусанин» М. Глинки. Оборудование: магнитофон, CD ­ диск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во  поле пыльно».                                                     ХОД УРОКА 1 ЭТАП: организационный момент Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова  великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в  творчестве композиторов» (написана на доске). ­ Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? Фолькл р — народное творчество, чаще всего именно устное; оо 2 ЭТАП: повторение пройденного материала ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К  обрядовому фольклору относятся:  •         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), •          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные  песни, причитания),  •         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).   Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом  жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни  людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен  года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались  исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых  действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского,  традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически  создающее событие.  Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой  древности и воплощали древние верования.    Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского  народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) 3 ЭТАП: изучение нового материала Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным  торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего  жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13­15 лет. Все, кто  засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и  знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка,  когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей  практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более  опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится ­ слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле  пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.   ­ Какое настроение создаёт эта песня? ­ Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске)  Что вы видите? Тема дочери                                                     Тема матери взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и  вновь взлетающих интонациях, которые не получают зав Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в  тонике)Покорность, смирение с безвыходной ситуацией Песня звучит напряжённо, в миноре ­ Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам  произведения художников. Рассмотрим некоторые их них. СЛАЙД­шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В.  Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла  Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье. ­ Что вы видите на этих картинах? ­ Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или  покорность свой доле) ­ Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах. ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО? Русская народная песня ­ Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? ­ Дитятко милое, кони разыгралися.   ­ Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут!.. ­ Дитятко милое, я тебя не выдам!   ­ Матушка, матушка, на крылечко идут, Сударыня матушка, на крылечко идут!.. ­ Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...   ­ Матушка, матушка, в нову горницу идут, Сударыня матушка, в нову горницу идут!.. ­ Дитятко милое, я тебя не выдам!   ­ Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! ­ Дитятко милое, не бойсь, не пужайся! ­ Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка... Меня благословляют... ­ Дитятко милое, господь с тобою!  Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы  познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной  песни. СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина»  М. Мусоргского; СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из  оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу. ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ                             ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и  коллектив. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки Опера «Хованщина» М. Мусоргского Хор  ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» Музыка М. Глинки в духе народной песни оперу Народная песня, включённая в ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю  почувствовать национальную принадлежность музыки. 4 ЭТАП: домашнее задание Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней  иллюстрацию. 5 ЭТАП: подведение итогов урока Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх,  являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно  воссозданная драма жизни. На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в  обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в  народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила  Глинки.    ­ Существует интонационная общность этих произведений?   ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.   Спасибо за урок.   СПИСОК Литературы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5­6 класс: пособие для  1. учителя.­М.:Просвещение, 2007. ИНТЕРНЕТ­ресурсы: И.И. Шангина "Русские традиционные праздники"  1. http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm Ноты к песне «Матушка…» http://www.a­ 2. pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "

Разработка урока музыки в 5 классе "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018