Разработка урока на тему "Уход за почвой".

  • Работа в классе
  • docx
  • 22.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы, возможными разрушениями плодородия почвы и способами его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения; Развивающая: продолжить развитие логического и абстрактного мышления, воображения, речи; Воспитывающая: воспитывать уважение к труду земледельцев.
Иконка файла материала тема урока Уход за почвой.docx
Тема урока: Уход за почвой. Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы,  возможными разрушениями плодородия почвы и способами  его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность  её загрязнения; Развивающая:  продолжить развитие логического и абстрактного мышления,  воображения, речи;  Воспитывающая: воспитывать уважение к труду земледельцев.                                                      План урока  1.Организационный момент. ( слайд 1)  ­ Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Гульназ Радиковна и сегодняшний  урок мы проведем вместе.  2. Постановки задачи и цели урока ­ Мы часто встречаемся с пословицами и не перестаём удивляться народной  мудрости, умению заметить те или иные явления, события и передавать свой опыт  в своеобразных изречениях.(Слайд 2) Вот и сегодня открывает наш урок народная пословица: «Кто землю  лелеет, того и земля жалеет».  ­ Какое необычное слово заметили? (лелеет)  ­ Что оно означает? (Слайд 3)  (Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е.  относиться с любовью).  ­ А что означает слово жалеть? (Жалеть ­ сострадать, чувствовать жалость,  беречь).  ­ А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить». ­ Как можно объяснить выражение «земля жалеет»? ­ Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»? (Слайд 4) «Кто о земле заботиться, того земля и любит».  (Слайд 5)                                 Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами.                                   Если хочешь, можешь брать и сажать. ­ О чём идёт разговор в загадке? (о земле) ­ Объясните, как вы понимаете значение слова земля? (Планета, суша, Родина,  почва) ­А к какому из значений подходит наша загадка? (почва)           ­ Сегодня на уроке продолжим разговор о почве. Постараемся выяснить, что  даёт почва людям, а люди ­ почве, познакомимся способами ухода за почвой, и на  основе   этих выводов доказать, верно ли гласит пословица «Кто землю лелеет,  того и земля жалеет»?(Слайд 6) ­ Как в народе называют землю? (кормилица, матушка, чудесная  кладовая).  Говоря так о земле, люди, конечно же, имели в виду почву. 3. Работа над новым материалом. (Слайд 7) ­ Почему почву называют кормилицей? ­ Какое значение имеет почва в жизни людей? Что почва даёт людям? (Почва людям даёт: продукты питания, строительные материалы, одежду (лён), воду (родники),   полезные ископаемые,  лекарства (лекарственные  растения.), красоту воздух  (растения…) Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей. ­ Посмотрим, чем люди могут порадовать почву. Почва ­ одно из главных богатств нашей страны, поэтому люди заботятся о её плодородии. ­ А от чего зависит плодородие почвы? (От способности пропускать воздух, способности удерживать воду, от количества минеральных солей и перегноя). (Слайд 8) «Какова земля, таков и хлеб», гласит народная пословица. ­ Что же можно сделать для повышения плодородия почвы? (…) Какие осенние, весенние работы выполняют ваши родители?  ­ Правильно, ребята! (Слайд 9) Почвы нашей страны далеко не везде плодородны.  Чтобы улучшить плодородие почвы, ее нужно правильно обрабатывать. Растения  лучше развиваются на рыхлой почве, богатой воздухом и водой. Вспаханная плугомили лопатой почва становится рыхлой. Вспашка – один из способов ухода за  почвой.   (Слайд 10)  При осенней перекопке комки не разбивают, т.к. зимой лучше  задерживается снег, а весной почва хорошо пропитывается водой. Рыхлят перед  посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой  почве лучше прорастают семена, хорошо развиваются корни растений.  (Перекопка, рыхление, вспашка) (Слайд 11)               «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»  ­  Что это значит? (Необходимо вносить в почву удобрения, чтобы пополнить запас  минеральных солей.) ­ А что вы знаете про удобрения? Что используют ваши родители? (Люди  используют удобрения, изготовленные на заводе. Их обычно вносят в почву весной  перед посевом. Вносят природные удобрения. — Какие? (Навоз, торф, куриный  помёт). (Слайд 12) ­ Растения, вырастая, забирают из почвы определенные вещества и  истощают ее, делают менее плодородной. Вот почему почву необходимо удобрять.  Лучшее удобрение – навоз. В этом органическом удобрении содержатся все  необходимые растениям вещества. В почву также вносят и минеральные удобрения,  содержащие необходимые растению минеральные соли.                                   «В поле свёз навоз­ с поля хлеба воз».­ Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год  посадить на одну и ту же грядку лук. Что будет? ­ Что делают родители? (Меняют культуры). (Слайд 13) Это называется севооборотом. Севооборот – смена культур  на определённых участках земли.   (Слайд 14)                                      «Снегу надует — хлеба прибудет». ­ А как понимаете вы эту пословицу?  (Слайд 15) Снегозадержание – способ увеличения снежного покрова. (слайд 16) Итак, мы выяснили, что может радовать почву: (Перекопка, рыхление, Удобрения,  Севооборот, Снегозадержание) 5.Самостоятельная работа. (Слайд 17)  Выбери правильные советы, как сохранить плодородие почвы: 1. Вносить много минеральных удобрений. 2. Тщательно рыхлить. 3. Поливать по мере надобности. 4. Уничтожать сорняки ядохимикатами. 5. Чередовать посевные культуры. 6. Все бытовые отходы закапывать в землю.7.Удобрять почву перегноем. 8.  Засорять почву  разлагающимися в ней отходами. Ключ: 2, 3, 5, 7,8 6. Обобщение. Итог урока. ­ Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу: выяснили, что даёт  почва людям; выявили причины, которые ведут к разрушению почвы  и рассмотрели пути охраны почвы. ­ Подумайте, что будет, если убрать один из элементов нашей модели?  (Например, севооборот или снегозадержание). ­ А мы вернёмся к нашей пословице                             «Кто землю лелеет, того и земля жалеет». ­ Правильно ли она звучит? ( Кто по — хозяйски относится к почве, того и она благодарит своим плодородием). ­ А люди каких профессий связаны с почвой? (Агрономы, почвоведы……) Возможно, кто ­ то из вас в будущем выберет профессию, связанную  с матушкой– землёй и, надеемся, будет к ней бережно относиться. ­(Слайд 18)   А сейчас мы попробуем с вами создать мини проект по теме  «Почва». Вам нужно будет нарисовать ребус на тему почва. Например  (Слайд 19) ­ а давайте попробуем создать знаки охраны почвы.  7.Домашнее задание (на выбор):. 1) Написать письмо «Матушки–земли» к людям (просьба, жалоба, пожелание).2) Кроссворд