История России. Урок в 8 классе. Тема:
Заговор 11 марта 1801 г. Курс государственной
политики
«Дней Александровых прекрасное начало» А.С.Пушкин
I. Организационный
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствие.
Смысловой анализ темы урока, совместная постановка цели работы на уроке.
Оглашение темы и цели урока:
Тема: «Заговор 11 марта 1801 г. Курс государственной политики»
Цель урока: познакомиться с детством и воспитанием царя, с первыми
преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям.
II. Повторение
1. Стадия вызова («Ошибка в документе»)
Из записок Е.Ф.Комаровского: «Я его беру, и в первую минуту не поверил
своим глазам: это была подорожная… Подорожная начиналась: «По указу его
императорского величества императора Александра Петровича» и прочее... Я,
прочитавши несколько раз, наконец, воскликнул: «Боже мой, какое счастье!»
В чём историческая ошибка?
Почему граф так обрадовался воцарению Александра I?
2. Ученик у доски схема государственного строя России в н. XIX века.
3. Фронтальная беседа с классом:
Покажите и назовите границы Российской империи в начале XIX века;
Укажите плюсы и минусы такого географического положения страны;
Какова была численность населения?
Какова плотность населения к началу XIX века?
Что можно сказать равномерности её распределения по территории
государства?
Каков был национальный и религиозный состав населения России?
Проверьте схему государственного устройства России в начале XIX века и
назовите особенности политического строя России;
Объясните понятие: политический строй.
III. Изучение нового материала
1. Заговор 11 марта 1801 г. (видеоролик)
Методика коллективного взаимообучения (Л.В.Гелетюк, С.В.Полякова).
Класс делится на группы по рядам для работы в парах (пары сформированы
заранее).
1 группа работает с текстом учебника §1 стр. 8 – 10, задание: что стало
причиной заговора 11 марта 1801 г.?
2 группа работает с текстом учебника §1 стр. 10 – 12, задание: каким образом
события 11 марта 1801 г. характеризуют императора Павла, цесаревича
Александра, заговорщиков?
1 Самостоятельная работа в группах по обмену знаний, совместный поиск
ответов на поставленные вопросы.
Озвучивание ответов на вопросы в классе.
2. Император Александр I
1. Видеоролик, обсуждение:
Охарактеризуйте личность Александра I
Что повлияло на формирование его взглядов, убеждений, черт характера?
2. Работа с документами. Высказывания об Александре I
Проанализируйте высказывания об Александре I:
«Он всё делает наполовину» (М.М.Сперанский)
«Республиканец на словах и самодержавец на деле» (А.И. Тургенев)
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остёр, как бритва,
фальшив как пена морская» (Шведский дипломат Лагербильке)
«Властитель слабый и лукавый
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда» (А.С.Пушкин).
Вывод
: В отличие от Павла I, Александр I нередко использовал в речи
либеральные фразы, прибегал к разговорам о реформах, к заигрыванию и
лавированию между различными дворянскими группировками, особенно в
первые годы своего царствования. Однако Александр I всегда оставался на
позициях незыблемости самодержавия.
3. «Эра либерализма»: реформы начала царствования
1. «Негласный комитет»
Итог
: Деятельность Негласного комитета оказалась бесплодной,
лишь попыткой царского правительства создать видимость решения
проблемных вопросов, и в 1803 году он прекратил своё существование.
(видеоролик, иллюстрации в учке стр.1415).
(под запись)
2. Начало царствования
Первыми мероприятиями Александра I стали:
Манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по
сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы
Екатерины Великой».
Восстановление в полном объёме Жалованной грамоты дворянству и
городам.
Указ о политической амнистии.
1802 г. – создание министерств
,
установившие принцип единоначалия.
заменивших старые коллегии и
Указ о праве покупки земель – недворянами.
Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом:
«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».
Как объявление характеризует отношение дворян к крепостным?
2 Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.
(Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в
стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только
в публикуемых объявлениях сообщалось, что такойто не продаётся, а
«отдается внаймы»).
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках, «в розницу», т.е. с
разделением семьи.
Указ, отменяющий право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за
маловажные проступки.
Закон, по которому помещик обязан был кормить своих крестьян в голодные
годы.
1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласованию
с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп (47 тыс.0,5%).
Работа с документом: учебник, стр.16
IV. Закрепление материала
Цель: провести закрепление основных ЗУН
1. Вывод по новой теме
В результате дворянского заговора, и участия в нём, к власти пришёл
император Александр I. Начало царствования вошло в историю как «Эра
либерализма», но надежды на реформы, несмотря на прогрессивные первые указы,
не оправдались. Император остался на позиции незыблемости самодержавия.
– совместно с учителем:
2. Закрепление – работа с документом
Демид Куролесин о Негласном комитете:
«Состав Негласного комитета был очень узок: сам Александр I, М. М.
Сперанский, и А. А. Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки,
которые допустил во внешней и внутренней политике удивительный
император Павел I, а потому ничего нового от комитета ждать не
приходилось».
Вы согласны с автором? (Неверны как состав Негласного комитета, так и
задачи, стоявшие перед ним.)
Назовите задачи Негласного комитета.
3. Стадия рефлексии – анкетирование (устно)
Интересно ли прошло занятие?
Довольны ли вы результатом своей работы?
Какие трудности возникли у вас в течении урока?
Достаточны ли были доказательства?
Что нового узнали на уроке?
4. Учитель подводит итог работы учеников на уроке, оценки.
V. Домашнее задание: §§ 1, 2, вопросы устно, полит. характеристика
императора Александра I (письменно по желанию).
Спасибо за работу!
3
Разработка урока "Переворот 11 марта 1801 года. Курс государственной политики" для 8 кл
Разработка урока "Переворот 11 марта 1801 года. Курс государственной политики" для 8 кл
Разработка урока "Переворот 11 марта 1801 года. Курс государственной политики" для 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.