Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
8 кл
05.03.2017
Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"
Целью данной работы является изучение жизненного пути детей Курского края - узников немецких концентрационных лагерей в годы войны. Оценивается высокий моральный дух детей, находившихся между жизнью и смертью. Новизна работы в том, что эта тема мало исследована и недостаточно документальной литературы.Целью данной работы является изучение жизненного пути детей Курского края - узников немецких концентрационных лагерей в годы войны. Оценивается высокий моральный дух детей, находившихся между жизнью и смертью. Новизна работы в том, что эта тема мало исследована и недостаточно документальной литературы.
Маленькие узники фашистских лагерей.doc
МКОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области Маленькие узники фашистских лагерей         Выполнила:  Суркова Любовь Николаевна            ученица 8 класса; Руководитель: Николаевна, обществознания   учитель   Данилова   Наталья   истории   и  Успенка – 2014 г. Оглавление Введение_____________________________________ 1. День освобождения_________________________ 2. Куряне ­  узники немецких концлагерей_______ Заключение___________________________________ Литература___________________________________ Приложения__________________________________ Введение Мы помним нары, помним плети, И у печей предсмертный вой. Мы лагерей фашистских дети, И долгим был наш путь домой. Татьяна Миронова Память   о   войне.   Она   не   стирается,   не   тускнеет   с   годами.   Потому, наверное,  это не только память отдельных людей или одного поколения.   Это Память   Народа,   навечно   врубленная   в   его   историю,   в   его   настоящее   и будущее.  Все народы нашей страны  ощутили, что такое война. Каждому выпала своя ноша ­ кто­то защищал Родину и погибал в бою, кто­то подрывал дух врага из   тыла,   а  кому­то   было   суждено   пройти   через   нечеловеческие   испытания   в лагерях   смерти.   Даже   дети   не склонили   головы   перед   страшным,   жестоким врагом.   Они   несли   свой   крест   –   ни   в   чем   не   повинные,   лишенные   самой радостной поры – детства. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. Они узнали не только ужас рабского труда, но и унижение, оскорбление человеческого достоинства.   Дети — узники концлагерей,   дети —   участники   военных   событий,   дети   —   доноры,   дети   —   невинные   жертвы военных   операций,   дети   —   труженики   тыла.  Они   могли   бы   стать   учеными, поэтами,   матерями,   и   просто   взрослыми.   Но   война   не   делала   поблажек   на возраст… Цель моей исследовательской работы: изучить жизненный путь детей Курского края – узников немецких концентрационных лагерей в годы войны, оценить высокий моральный дух детей, находившихся между жизнью и смертью.  Актуальность работы  в  необходимости   поколению XXI века знать самые  трагические моменты Великой Отечественной войны, чтобы в современном обществе,   оглядываясь   на   все   ужасы,   пережитые   во   время   Великой Отечественной   Войны   и   огромные   потери,   не   появлялись   молодёжные неофашистские течения.   Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: ­   найти   о   обобщить   сведения   о   детях   Курской   области   –  узниках   немецких концлагерей; ­ изучить  материалы районного краеведческого музея: ­ поиск материалов в Интернете; ­ подборка иллюстративного материала для оформления работы. Методы  исследования: ­ краеведческий поиск ­ поиск материалов в Интернете Источники исследования: • изобразительные (фото и кинодокументы ) • печатные (литература) • письменные (документы и публикации из газет) • технотронные (Интернет) Новизна  работы   заключается   в   том,   что   эта   тема   мало   исследована   и недостаточно   документальной   литературы.  Сложность   в   поиске   таких   вещей заключается еще и в том, что бывших узников практически не осталось в живых. А те, кто дожил, в основном не хотят делиться воспоминаниями: некоторые при словах   «концлагерь»   вообще   отказываются   говорить   с   исследователями   — настолько больно вспоминать им о зверствах фашистов. Характеристика используемой литературы: В своей работе  я использую литературу о детях­узниках немецких концлагерей. Это    Бочарова  Н.   С.   «Дети   –   узники   фашизма»,   Журавлев   С.   И.   «Память пылающих лет», Ермолюк   Л. И. «Седые дети войны.   Использую электронные ресурсы   в   которых   есть   воспоминания   детей   –   узников   фашистских концлагерей. Очень помогло использование материалов музеев. День освобождения   в   нацистской   Начиная   с   1933   года,     Германии   появляются концентрационные   лагеря, "лагеря   смерти", "фабрики   смерти".  Во   время 2­й мировой   войны   лагеря   были   созданы   и   на   территории   Восточной   Европы,   в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях.  Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других якобы "неполноценных" народов. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей [8]. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств,   были   Хелмно,   Белжец   ,   Собибор,     Майданек,   Дахау,   Освенцим   и тысячи других. В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми:   проводили   над   ними   опыты,   например,   "эксперименты"   по изготовлению   мыла   из   человеческого   тела   (   Приложения   №   1­3).   Известны случаи, когда фашисты, работавшие в лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся   мишеням"   [10].   Уничтожали   фашисты   и   детей,   уничтожали   с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Лишь один из десяти детей­ узников   концлагерей   вернулся   домой  [3].   Особой   жестокостью   к   узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти. Узники видели на его   воротах   свой   приговор:   «Каждому   свое».   За   годы   существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них   никогда   отсюда   не   вышли  [3].   Санчасть,   где   нацисты   проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий ­ вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков,   где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17…11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем [6,c.73]. На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля  1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов Уничтожение фашизма со всеми его корнями ­ наша задача» [1, c. 165].    Ежегодно   11   апреля   отмечается   Международный   День   освобождения узников   фашистских   концлагерей.   Приближаясь   к   этой   дате,   мы   обращаем внимание   всех   на   то,   что   среди   узников   фашистских   концлагерей   были   и Курские дети.    Куряне ­ несовершеннолетние  узники фашистских лагерей Десятки миллионов человек томились в нацистских лагерях и тюрьмах, созданных в годы войны, как на территории Германии, так и в оккупированных странах. Только в Германии более чем в двух тысячах концлагерей содержалось 18 млн. человек,  из которых 11 млн. было уничтожено. Среди погибших ­ 5 млн. граждан   СССР.   Каждый   пятый   был   ребенком   [8].   В   1993   году   детям, прошедшим   фашистские   лагеря,   был   присвоен   официальный   статус несовершеннолетних   узников   концентрационных   лагерей.   В   этом   же   году   в Курске   была   создана   общественная   организация   «Союз   несовершеннолетних узников фашистских концлагерей». По последним данным, в ней состоит 540 человек,   но   из­за   высокой   смертности,   точное   число   членов   Союза   назвать сложно   [3].   В   основном,   это   узники   концлагерей,   которые   находились   на территории Германии. Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных   мест,   упрятанные   за   колючую   проволоку,   дети   тысячами   гибли   от холода,   болезней,   от   псевдо­медицинских   экспериментов   и   принудительного донорства. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови [4,c.53]. За каждой каплей крови – человеческая трагедия. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто.  У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Среди членов курского   «Союза   несовершеннолетних   узников   фашистских   концлагерей», которые в годы войны прошли через лагеря смерти и остались живы – Сафонов Василий Никитич и Богатикова Мария Васильевна. Сафонову Василию Никитичу ( Приложение №4),   предки которого были родом из Курской губернии, было 7 лет к началу войны. Его двоюродный брат Павел   во   время   войны   возглавлял   партизанский   отряд.   В   дом   Сафоновых приходили   незнакомые   люди.   Семилетний   Вася   с   приятелем   Колей Мартынцовым помогали распространять листовки, на железнодорожный вокзал носили гранаты и тол. На мальчишек поступил донос. Вскоре всю оставшуюся часть семьи Сафоновых – Васю, его маленького брата и сестру забрали в лагерь смерти   в   Симферополь,   который   располагался   в   местной   тюрьме. Кормили заключенных баландой с мылом, поэтому у всех постоянно было расстройство желудка.   По   утрам   те   же   военнопленные   выносили   трупы   из   камер.   Таким образом,   немцы   уничтожили   несколько   десятков   тысяч   советских   жителей. Семья   Сафоновых   пробыла   в   лагере   девять   месяцев,   и   дней   за   пять   до освобождения   города   их   камера   попала   под   очередь   отправляться   в «душегубку». Но  уже были слышны звуки боя, наши войска шли в наступление. «Так получилось, что вместо того, чтобы погибнуть, мы стали свободными», ­ рассказывает   Василий   Никитич   [2].   Из   Крыма   Сафоновы   вскоре   уехали   в Курскую область. Отец пропал без вести в 1943 году, и мать осталась одна с тремя   детьми.   С   12   лет   Василий   начал   зарабатывать   на   жизнь,   сторожа колхозные сады. После семилетки уехал в Курск и поступил в училище. Так закончилось его военное детство [3]. Мария Васильевна Богатикова ( Приложение №5) побывала в фашистском лагере под самым Воронежем. Официально такого лагеря не было, однако в течение   семи   месяцев   немцы   держали   здесь,   в   овраге,   более   тысячи   людей. Пленным приходилось много работать, и при этом терпеть различные пытки и издевательства. Многие были просто расстреляны и повешены по подозрению в связи с партизанами. После того, как немцев выгнали из  села, обитатели оврага наконец­то получили свободу. «Но  нашего дома не было. И мы остались жить в землянке. Это было чудесное время, было тепло, можно было свободно выйти на улицу,   не   боясь   никого»,   ­   рассказывает   Мария   Васильевна.   После   учебы   в лесотехническом   институте Марию Васильевну перевели в Курскую область, где она проработала до пенсии главным экономистом в лесном хозяйстве [2]. А вот  Юлия  Шмарина попала  в Германию по  окончании 7 классов,  была угнана 14 мая 1942 года. В два годика попала в концлагерь со своей мамой, сестрой   Таней   (7   лет)   и   Валентиной   (4   года)   Полина   Никитина.   Валентину Сомову и Оксану Гребенькову продали в Германии за 15 марок. Ката Сусанина работала у немецкого барона прачкой, питалась два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так звали хозяйских свиней. Об этом нам рассказывают  бывшие несовершеннолетние узники [2]. Заключение Великая Отечественная война, несомненно, повлияла на судьбы бывших узников. Они перенесли нравственные и физические страдания, теряли в лагерях своих близких, жили в постоянном страхе издевательства и смерти. Но вера в будущее   освобождение   из   плена     давало   им   силы   выстоять   и   не   сломаться духом [5, c.70]. Большинство из выживших жили и трудились на благо Родины, растили детей и внуков, а в настоящее время все находятся на пенсии и не могут без слёз вспоминать самое страшное время в своей жизни. Это достойные люди! Мне сложно представить, что на поле боя выходили мои ровесники, не боясь отдать   жизнь   за   Родину.   Многие   из   них,   пройдя   все   круги   ада:   концлагеря, голод,   нищету,   издевательства,   утрату   родных   и   друзей,   смогли   не   только выжить, а сохранить честь и достоинство, любовь к жизни и веру в лучшее. 9 мая 1945   года   закончилась   Великая   Отечественная   война.   День   Победы   над фашистской Германией останется в памяти нашего народа как одна из самых знаменательных дат истории. Дожившим до освобождения казалось, что главные страдания   позади,   но   всё   оказалось   не   так.  Пройдя   ужасы   концлагерей, вернувшиеся на Родину,  они становились людьми «второго сорта», и через всю жизнь   им   пришлось   нести   нелёгкий   груз   «отверженных».   Даже   на   семью ложилось это «позорно пятно».    В результате десталинизации в 50­х гг. и демократизации общества во время «перестройки» люди стали понимать, что бывшие узники – это жертвы, а не   враги   и   не   изменники   Родины.     Мы   должны   формировать   историческую память, знать не только прекрасное о своей стране, но и трагическое прошлое. XX век – это век великих потрясений, таких как великая Отечественная война – величайшее событие этого периода. И это нельзя забывать! Чтобы эта трагедия не повторялась, всем государствам и народам необходимо объединиться и не допустить III Мировой войны, бороться с неофашистами во всех государствах. Считаю необходимым увеличить в школе количество часов на изучение темы о Великой Отечественной войне, тогда учащиеся будут лучше знать эту тему и воспитывать в себе любовь к Родине, уважение к ветеранам и участникам войны. Детям – узникам концлагерей посвящают стихи ( Приложение №6), песни, картины ( Приложение №7). Среди памятников детям ­ участникам войны, есть памятники детям ­ узникам концлагерей (Приложения №.8)  Проанализировав время,   когда   были   сооружены   памятники,   мы   выяснили,   что   большую   часть памятников установили в последние десятилетия [7]. В Курске есть памятник Жертвам   фашистских   концлагерей   Курской   области   (   Приложения   9.10),   но малолетним узникам концлагерей такой памятник отсутствует. На территории Касторенского района в годы войны находился концлагерь для советских военнопленных,  гражданских лиц, замученных в Новодворском концлагере.  В   поселке   Касторное   в   2003   году  состоялась   церемония перезахоронения   останков   202­х   советских   воинов   и   гражданских   лиц, найденных поисковыми отрядами на месте концентрационного лагеря.  Останки погибших в 30­ти гробах были преданы земле на братском кладбище со всеми христианскими   и   воинскими   почестями.  В   этом   лагере   находилось   и гражданское население. Были ли среди них дети? Выяснить этот факт – цель нашего дальнейшего исследования. Список литературы 1. Бочарова Н. С. «Дети – узники фашизма»,  Курск, 2004. 2. Воспоминания   маленьких   узников   фашистских   концлагерей. [электронный ресурс]  www   .  kurskcity    .  ru 3.  Дети – узники концлагерей [электронный ресурс]  www   .  stihi    .  ru 4. ЖуравлевС. И. «Память пылающих лет»,   М.: «Просвещение»1985. 5. Ермолюк  Л. И. «Седые дети войны.  Воспоминания бывших узников  фашистских концлагерей»,  Калуга, 2003 6. Костин И. А. «Судьба. Сборник воспоминаний бывших малолетних  узников фашистских концлагерей», Петрозаводск, 1999.  7. Классификация   памятников   культуры   и   истории. [электронный   ресурс] — http://www.rrc.ysu.ru/resource/network 8. Национальная   историческая   энциклопедия. [электронный   ресурс]   — http://interpretive.ru 9. Охрана   памятников   истории   и   культуры. [электронный   ресурс]   — http://www.strojabc.ru 10.Об этом нельзя забывать [электронный ресурс]  nsportal.ru   Приложение №1 Маленькие узники Приложение №2 Лишенные детства Приложение №3 За колючей проволокой Приложение №4 Сафонов  Василий Никитич Приложение № 5 Богатикова Мария Васильевна Приложение №6 Стихи о детях­узниках фашистских концлагерей Концлагерь. ( Сапронов Иван) Черная проволока, острая проволока… Словно весь мир ты собою опутала. Сердце болит, о шипы все исколото, Детское сердце… всего переслушало. Детское сердце голодного смертника, Где ты взрослело, в бараках концлагеря? Там за решеткою детство потеряно, Все до крупинки навеки истрачено. Рано созженным ты быть не боялося, Но почему – то нечаянно вздрогнуло, Дрожь та на руку осела, осталася, Напоминая об ужасе прожитом. Как часовые ходили со списками, И кто­то плакал в соломе раскиданной, И номерок со зловещими цифрами Там, на запястье, на маленьком, вызженный. Черная проволока, острая проволока… Ты заменила заботливость матери. Тысячи судеб тобою поломаны, Тысячи жизней тобою испачканы. Пусть эта тема сегодня исчерпана, Но так и ходит с руками дрожащими, Рано совсем голова поседевшая, С номером серым на левом запястии. Детский ботинок (С. Михалков) Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой, Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской. Его номер по книге – три тысячи двести девятый, Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплаткой Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене? Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя? Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый Под порядковый номер три тысячи двести девятый? Неужели другой не нашлось в целом мире дороги12 Кроме той, по которой пришли эти детские ноги В это страшное место, где вешали, жгли и пытали, А потом хладнокровно одежду убитых считали?.. Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени! Суд народов идет по кровавым следам преступлений … Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой, Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой… Распятое детство (Людмила Михайловна Голодяевская) Мы пришли из распятого детства, Где погибли отец или мать. И досталась нам память в наследство, Чтобы внукам её передать. Мы пришли из бараков Освенцима, Где в печах нас сжигали живьём. До сих пор никому и не верится, Что вернулись и даже живём… Что вернулись, учились, любили. Что страдали за чьи­то грехи… И что Родину там не забыли, Что работаем, пишем стихи. Мы пришли из распятого детства. Но ценили семью, мир и труд. Что оставим мы внукам в наследство, Наши дети пускай сберегут. Сердце кричало о помощи: Сердце кричало о помощи (Поляк Маргарита Евгеньевна) Сердце кричало о помощи: ­ Люди! Будьте людьми! Детский концлагерь в Радогощи Взорван вместе с детьми... Боль людская ­ Радогощь, Ужас застыл в душе, И некого звать на помощь, И все свершилось уже... Господи! Ты же видел! Ты, всемогущий Бог! Господи, ты предвидел, Предвидел... но не помог... За чье­то распятое детство (Иль эта плата мала?) Свое разбитое сердце Чья­то мать отдала... И стало оно гранитным, А сквозь него навсегда Уходит ребенок убитый В вечностъ... и в никуда... Неля. (В. И. Михайлов.) Из надписей на лагерных могилах:     Толя Амозов 1937 – 1942,         Нелли Васильевна Апрохина,            8.3. 1938 – 28.8. 1942. Тебя я встретил невзначай И улыбнулся грустно. Березы тонкая свеча Вверху горела тускло, И, словно искры от огня, Листва, кружась, летела. Два шага было до тебя –  Ты в платье легком белом. Среди ветвей, как маков цвет, Пылала вся в закате… Но призрак скрылся. Цифры лет Над холмиком распяты. Как скудно вымерен твой срок! Ведь я не знаю, Неля: Успела ль ты хотя б разок Качнуться на качелях? <…> Цветы неловко теребя,          Стою я над могилой.         Ах Неля, не вернуть тебя Уж никакою силой. Приложение №7           Фрагмент картины Михаила Савицкого из цикла «Цифры на сердце» Приложение №8 В 1991 году был открыт парк Рауля Валленберга с памятником холокосту. Скульптор Имре Варга сотворил этот памятник в виде металлической плакучей ивы, на многочисленных листьях которой написаны имена жертв, в том числе и детей. Когда   дует   ветер,   шевелящиеся   листья   тихо   позванивают,   как   бы напоминая о трагическом периоде истории человечества.   Мемориальный комплекс представляет собой глыбу красного гранита весом в 13 тонн, высотой 3,5 метра. В нее вмонтирована бронзовая фигура девочки, левой рукой держащейся за сердце. Кроме этого, в комплекс входит черный гранитный куб,   на   котором   выбита   надпись   «Детям,   погибшим   в   годы   Великой отечественной войны 1941—1945». Основание мемориала выполнено из черного полированного гранита, ступени и площадка вокруг него облицованы мрамором. В 1941 году гитлеровцы разбомбили и уничтожили эшелон с эвакуированными из Ленинграда детьми. Приложение №9 Жертвам фашистских концлагерей  Курской области У памятника жертвам фашистских концлагерей в Курской области

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"

Исследовательская работа по истории на тему "Маленькие узники фашистских лагерей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017