Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Оценка 5
Разработки курсов
doc
биология
8 кл
05.02.2017
Урок изучения нового материала.
В течение урока использются материалы флипчарта для визуального восприятия информации.
- на этапе актуализации знаний используется аудиофайл «Ромео и Джульетта» Энио Мариконе с целью введения учащихся в тему урока;
- на этапе постановки учебной задачи используется ручка для интерактивной доски для внесения записей в таблицу (прием ЗХУ) для визуализации устных ответов учащихся;
- на этапе изучения нового материала используется ручка для интерактивной доски для внесения записей в схему строения анализатора с целью повторения знаний;
- в процессе работы в группах звучит музыка Поль Мариа «Шербургские зонтики» с целью активизации мыслительной деятельности учащихся;
- с целью установления правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний организуется просмотр видеоматериала «Анатомия уха человека» и работа по восстановлению схемы «Слуховой анализатор».
- на этапе рефлексии используется аудиофайл Энио Мариконе «Love story».Разработка открытого урока биологии по теме "Слуховой анализатор" с использованием элементов технологии развития критического мышления и ИКТ.
Конспект.doc
Урок биологии в 8 классе по теме «Слуховой анализатор»
Учитель: Кривошеева Н.А.
Тема: «Слуховой анализатор»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок.
Цель: ознакомление с особенностями строения и функций зрительного анализатора.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха,
разъяснить суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом;
продолжить формирование понятия анализатор;
дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены
слуха;
разъяснить вред шума.
Развивающие:
способствовать развитию научного мышления, развитию умения анализировать,
сравнивать, обобщать, аргументируя свою точку зрения;
способствовать развитию коммуникативных навыков;
содействовать формированию умения интегрировать материал предметных
курсов (анатомия, физиология и гигиена человека, физика, музыка, литература и т.д.).
способствовать развитию навыков использования интерактивного оборудования.
Воспитательные:
формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к
предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью на основе знаний о
профилактике нарушений слуха, о вредном воздействии шума на организм человека.
Общеучебные умения:
работать с учебником и дидактическими материалами;
анализировать и сравнивать информацию;
обобщать и устанавливать причинно следственные связи;
составлять таблицы, схемы, работать с интерактивной доской.
Технологии: ИКТ, элементы ТРКМ, технологии сотрудничества и коммуникативного
обучения, здоровьесберегающие технологии.
Формы групповая и фронтальная форма работы учащихся.
Методы обучения:
метод самостоятельной работы с текстом, метод
индивидуальной творческой работы, метод эвристической беседы.
Оборудование:
проектор, интерактивная доска; дидактический материал:
инструкционные карты для работы в группах, памятки «Правилах гигиены органов
слуха», карточки с заданиями для закрепления; аудио и видеоматериалы к уроку:
музыкальные отрывки из произведений Бетховена «Лунная соната», Вивальди «Времена
года», видеоматериал «Строение слухового анализатора»; флипчарт «Слуховой
анализатор».
Организационный момент.
1.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.
Ход урока. Актуализация знаний.
Учащиеся класса рассажены в четыре группы.
2.
Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.
Использование аудиофайла (Энио Мариконе «Ромео и Джульета»)
Что вы слышите? (музыку)
Что такое музыка? (звук, произведенный музыкальными инструментами)
Что такое звук с т.з. физики? (Звук – это механические упругие волны,
распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.)
Звуковая волна может быть вызвана колебаниями частиц какойлибо среды (жидкой,
твердой или газообразной)
А можем ли мы увидеть звук?
Нет, конечно, но мы можем доказать, что звук вызван механическими колебаниями.
Для этого проведем опыт с камертоном.
Опыт: камертон, молоточек, бусинка.
Камертон изобрели в начале VIII века для настройки музыкальных инструментов. Он
состоит из Vобразной трубки и резонаторного ящичка. Наш камертон выдает волну с
частотой 440Гц, в музыке это соответствует ноте “ля”. Если ударить по ветви камертона,
то он начнет звучать, но колебаний ветвей камертона мы не замечаем. Поднесем к ветви
бусинку на нити. Бусинка будет отскакивать. Это свидетельствует о том, что ветви
камертона колеблются. И именно эти колебания вызывают звуковую волну.
Вспомните из курса физики, как зависит скорость звука от среды? (чем ближе
находятся частицы вещества друг к другу, тем скорость звука выше. Самая высокая
скорость в твердом веществе, затем в жидкости, а затем в воздухе)
Все ли звуки может слышать человек?
Вспомните, какие звуки не воспринимает
человеческий слух? (инфразвук и ультразвук)
Человек способен воспринимать звук с
частотой от 20 Гц до 20000 Гц.
С помощью какого органа чувств мы
слышим звук? (органа слухаухо)
Как вы думаете, о каком органе чувств
сегодня на уроке пойдет речь? (Орган слуха
слуховой анализатор)
Тема урока: Слуховой анализатор.
3. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: создание проблемной
ситуации, фиксация учебной задачи.
(прием ЗХУ) Учащиеся с помощью ручки
фиксируют ответы на доске.
Что вы знаете о слуховом анализаторе?
Что бы вы еще хотели узнать на уроке о
слуховом анализаторе? сформулируйте цели нашего урока. Чего мы должны достичь в результате нашей
совместной работы?
Задачи урока:
познакомиться со строением и функциями слухового анализатора;
выяснить причины заболеваний органов слуха, узнать о правилах гигиены слуха.
4.
Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.
1.
Прежде чем начать изучение особенностей слухового
Открытие «нового» знания.
Строение органа слуха.
анализатора, давайте вспомним общую схему строения
анализатора.
Впишите с помощью ручки для интерактивной доски
впишите отделы анализатора:
Учитель: Огромная ценность звуковой информации
состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение
бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Орган слуха – парный орган. Он
сконструирован достаточно сложно. Предлагаю вам самостоятельно изучить строение
органа слуха, работая в группах. Перед работой внимательно ознакомьтесь с инструкцией,
которые находятся на ваших столах. В процессе работы в группах звучит музыка (Поль
МАриа «Шербургские зонтики»)
Работа в группах. Задание: изучите строение органа слуха, рассмотрите муляж уха
и иллюстрации в учебнике.(10 минут)
1.
2.
Распределите между членами группы материал параграфа.
Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите части
План работы:
органа слуха и их функции.
3.
Результаты совместной работы занесите в таблицу:
Части уха
Наружное
Среднее
Внутреннее
Строение
Функции
Орган слуха:
Орган равновесия:
4. Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: установить усвоили или нет
учащиеся связь между фактами, содержание
новых понятий, закономерностей, устранить
пробелы в знаниях. Для проверки качества выполненного задания учащимся на доске показывают
заполненную таблицу, дают 12 минуты на проверку, а затем просят прокомментировать,
что было сделано не правильно, в чем затруднялись. Корректируют результаты.
объемным.
Учитель: Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей. Благодаря
чему, мы можем определять источник звука и его направление. Такое звучание называется
или
стереофоническим
2.
органа
В
Гигиена
слуха.
результате травм, инфекционных заболеваний и т.д. может
произойти полная или частичная потеря слуха. О том, как
сохранить слух и избежать заболеваний органов слуха нам
расскажет ___________________. (2 минуты)
Выступление учащегося. В наружном слуховом проходе,
ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно
выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накопление ушной
серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Поэтому нужно
постоянно следить за чистотой ушей. Но уши следует чистить только специальными ватными палочками,
острые предметы могут повредить слуховой проход или барабанную перепонку. При инфекционных
заболеваниях (грипп, ангина, корь) микроорганизмы из носоглотки могут проникнуть через слуховую
трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление. Оно сопровождается сильной болью и может
привести к частичной или даже полной глухоте. Большой вред слуха наносит сильный шум. Барабанная
перепонка под действием частых и сильных звуков теряет свою эластичность, что может привести к
тугоухости, т.е. снизится острота слуха. Чтобы вы не забывали об основных правилах гигиены органов
слуха, я приготовила вам памятки, которые лежат на столах. Их вы можете позже вклеить себе в тетрадь.
Раздача памяток.
Гигиене человек всегда уделял большое внимание. Не стоит забывать и нам о своем здоровье.
Физкультминутка
На раковине уха находится большое количество активных точек, которые связаны с
разными внутренними органами человека, а также органами чувств. Для их активизации
врачи рекомендуют делать массаж ушной раковины. Чем мы с вами сейчас и займемся.
1. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
2. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую.
Массировать нужно сразу оба уха.
3. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
5.
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
Первичная проверка понимания.
материала, выявление пробелов, коррекция знаний.
Просмотр видеоматериала «Анатомия уха человека».
Задание: составить схему передачи звуковой волны в слуховом анализаторе. На доске
даны части схемы. Расположите их в правильном порядке: Схема восстанавливается учащимся путем перемещения объектов с помощью ручки
для интерактивной доски. В процессе восстановления схемы ученик комментирует
процессы, происходящие в каждом отделе слухового анализатора.
6. Первичное закрепление.
Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной
ситуации.
Задания по группам. На обсуждение и выполнение задания отводится 3 минуты.
I группа:
«В 1972 году в логове волка в Индии были
обнаружены две девочки(2 года и 7 лет). Речь у них
полностью отсутствовала. После четырёх лет
обучения старшая девочка знала и могла произнести
только шесть слов». Почему это произошло? Кто
такие дети маугли? ( Чтобы у человека
сформировалась речь, он должен ее слышать от
других людей. Слух формирует речь.) (связь между
темами одного предмета)
II группа:
Бабушка ,бабушка, зачем тебе такие большие
уши?
Это чтоб лучше слышать тебя, дитя мое!
Шарль Перро
«Красная шапочка»
Каждому с детства знаком этот диалог из старой
сказки. Объясните, зачем человеку нужны ушные
раковины, которые подразумевала
любопытная
(межпредметная связь
Красная шапочка.
литература)
III группа:
Вы сейчас слушаете «Лунную сонату»
Бетховена, великого немецкого композитора. Когда
он стал терять слух, это для него, как для музыканта
было трагедией, но он нашёл оригинальный способ
слушать музыку. Он слушал музыку с помощью
трости, которой опирался на рояль, держа другой
конец в зубах, или прикладывал к черепу. Объясните, как в этом случае передавался звук?
(Звук передавался через трость, кости черепа к
рецепторам внутреннего уха) (звучит музыка «Лунная
соната» Бетховен )
IV группа:
При взлете и посадке самолета стюардесса раздает
пассажирам леденцы. Объясните, для чего она это
делает? (межпредметная связь ОБЖ)
С возрастом бабушки и дедушки начинают плохо
V группа:
слышать. Объясните, почему это происходит?
(С возрастом барабанная перепонка изнашивается,
и частота её меняется и звук хуже передается на среднее
ухо). (связь между темами одного предмета)
Рефлексия. (Энио Мариконе «Love story»)
4.
Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию
результата своей деятельности на уроке (слайд с
таблицей ЗХУ).
Возвращаемся к целям урока, обсуждаем, что выполнено, а что нет. В чем были
трудности, что было особенно интересно.
Можно дополнить предложения:
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
эти знания мне пригодятся в жизни, например …
5.
Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
Итоги урока. Информация о домашнем задании.
домашнего задания.
§ 51, № 14 (вопросы для самоконтроля), провести домашний эксперимент по
определению остроты слуха.
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Разработка урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.