Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс
Оценка 5

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
29.03.2018
Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс
Методическая разработка урока Молекулы.docx
Методическая разработка урока  «Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?» Физика, 7 класс Тема урока «Молекулы» Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу «Первоначальные Тип урока: открытия нового знания. сведения о строении вещества». На изучение темы «Молекулы» по программе Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика. 7­9 классы» отводится 1 час. Тема изучается впервые. В 10 классе при изучении молекулярно­кинетической теории знания по данной теме углубляются, расширяется круг научных понятий.  Опорные знания:  вещество, материя, физическое явление, физическое тело, наблюдения, опыты, гипотеза. Знания,   полученные   на   уроке,   будут   служить   базой   для   изучения   тем «Диффузия»   «Движение   молекул»,   «Притяжение   и   отталкивание   молекул», «Различные   состояния   вещества   и   их   объяснение   на   основе   молекулярно­ кинетических представлений», понятия «диффузия». Цель урока: сформировать представление о строении вещества. Задачи: Дидактические:  1. Дать понятие о мельчайшей частице вещества – молекуле. 2. Объяснить изменение объёма тела при нагревании. 3. Сформировать представление о размерах молекул. 4. Рассмотреть свойства и состав молекул разных веществ. Развивающие: 1. Обучить физическим приёмам мышления, методам познания. 2. Развивать умение ставить физические эксперименты. 3. Развивать эвристическое, творческое и логическое мышление. 4. Развивать познавательную активность. 5. Формировать межпредметные связи. 6. Развивать умения анализировать и делать выводы. 7. Расширить научный кругозор. Воспитывающие: 1. Воспитывать умение логически строить свой ответ. 2. Формировать учебное сотрудничество. 3. Формировать научное мировоззрение. Общеобучающие: 1. Обучить умению объяснять явления на основе физических знаний. 2. Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его. 3. Продолжить работу по формированию умения работать в группе. 4. Формировать практические умения при постановке опытов. Диагностика умений и навыков К   моменту   изучения   темы   «Молекулы»   учащиеся   владеют   терминами «физическое тело», «физическое явление», «вещество», «материя», знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, умеют делать выводы из опытов. Методы: Проблемно­поисковый, практическая работа.   исследовательский,   эвристическая   беседа, Ожидаемый результат урока В   результате   учебной   деятельности   на   запланированном   уроке   учащиеся должны   освоить   понятие   «молекула»,   представление   о   строении   вещества, умение   проводить   физический   эксперимент   для   получения   новых   знаний, умение обобщать и делать выводы. Основной материал Строение   вещества.   Молекула.   Размеры   молекулы.   Расстояние   между молекулами состав молекул. Атом. Оборудование для учителя:  ­ учебник А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс», доска, мел, спички. Оборудование для учащихся ­ учебник А.В. Пёрышкин «Физика, 7 класс», тетрадь, ручка; ­   воздушный   шарик,   ступа,   пестик,   кусочки   мела,   стакан,   вода,   гуашь, установка   для   демонстрации   расширения   тел   при   нагревании,   спиртовка, штатив, спиртовка, колба с подкрашенной жидкостью. № п\п Структура урока Этап урока Время 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Оргмомент Актуализация знаний Объяснение нового материала ­ гипотеза Демокрита о строении вещества. Постановка учебной задачи ­ проверить гипотезу Демокрита. Практическая работа (в группах) Обсуждение результатов ­ объяснение результатов опытов; ­ формулировка основных положений МКТ Закрепление изученного материала ­ решение качественных задач Подведение итогов урока Домашнее задание 1 мин 1 мин 3 мин 3 мин 12 мин 15 мин 3 мин 1 мин 1 мин Ход урока Деятельность учителя Психологическое обоснование I этап. Организация класса ­ Здравствуйте. Садитесь. Создание   положительной атмосферы   для   обучения. Привлечение внимания   II этап. Актуализация знаний учеников. ­   Вспомните,   что   называется   физическим Актуализация   знаний. телом? (Все тела которые нас окружают) ­ Из чего состоят тела? (Из вещества) Выявление связей. Актуализация знаний. ­   А   из   чего   состоят   вещества?  (Ученики III этап. Объяснение нового материала  Активизация деятельности предполагают стоят гипотезы)   мыслительной учащихся,   эвристического ­ Как мы можем определить, какая из ваших догадок   верна?  (Понаблюдать   поставить опыт)   развитие мышления. Проблемный   вопрос.   Связь учебной   задачи   с   изученным материалом. ­   Так   поступил   Демокрит,   живший   2500   лет назад. Он предположил, что вещества состоят внимания Привлечение учащихся.   Подготовка   их   к   из мельчайших частиц. ­   Как   вы   думаете,   что   он   сделал,   чтобы проверить   своё   предположение?  (Поставил получению новых знаний. Проблемный   вопрос.   Связь учебной   задачи   с   изученным эксперимент) IV этап. Постановка учебной задачи материалом. ­   Нам   сегодня   предстоит   проделать   путь Демокрита   –   проверить   гипотезу   на   опыте   и Подготовка   детей   к   изучению новой   темы,   постановка   цели вывести физический закон. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: урока. Формулировка темы урока. «Как устроении вещество, или Был ли прав Демокрит».   (Пишет   на   доске   Ученики записывают в тетрадях). Запишем   нашу   гипотезу:  (Пишет   на   доске ученики – в тетрадях). Гипотеза:   все   вещества   состоят   из мельчайших частиц.  Чтобы   проверить   гипотезу   о   строении вещества,   организуем   5   рабочих   групп. Формулировка учебной задачи. деятельности Организация учащихся   по   решению   учебной   (Ученики делятся на группы) В   каждой   группе   выберите   руководителя,   теоретика, лаборанта,   экспериментатора, задачи. Организация деятельности учащихся   по   решению   учебной   научных сотрудников. (Распределяют роли) ­   Руководители   научных   групп,   пожалуйста, задачи. Организация возьмите бланки с заданием. (Приложение 2) учащихся. ­   Научные   сотрудники,   запишите   на   бланке Организация фамилии и должности в вашей группе. ­   На   бланках   описан   эксперимент,   который ваша группа будет проводить, чтобы проверить учащихся. Организация учащихся.         деятельности деятельности деятельности Восприятие гипотезу   о   строении   вещества.   Прочитайте. учащимися учебной задачи. (Читают) ­   Лаборанты,   получите,   пожалуйста, Организация   деятельности необходимое оборудование для эксперимента. учащихся. (По очереди берут оборудование) ­   Экспериментаторы   проводят   эксперимент, Организация   деятельности   по пользуясь помощью учителя. ­   Научные   сотрудники   на   бланках   должны описать: решению учебной задачи. деятельности Организация учащихся   по   решению   учебной    действия экспериментатора;  наблюдаемые явления;  выводы теоретиков ­   Теоретики   основывают   результаты задачи. Организация   деятельности эксперимента   и   делают   выводы   о   строении вещества и его свойствах. ­ Приступайте к работе. учащихся   по   решению   учебной задачи. Учебное   действие   –   анализ.  Руководители контролируют ход работы;  Лаборанты собирают установку;  Экспериментаторы проводят опыты;  Теоретики анализируют наблюдения и делают выводы;  Научные   сотрудники   фиксируют   ход эксперимента и выводы теоретиков. Поисковая   деятельность учащихся.   и   практическая VI этап Объяснение нового материала ­   Группа   №1   вы   готовы   представить результаты? (Группа №1 выходит к доске) ­ Опишите, какой эксперимент вы проводили, и какие выводы сделали?  (Научные сотрудники Проверка   готовности   класса   к работе.   физического Вербализация явления.   Теоретический   анализ сдают   письменный   отчёт   учителю. Руководители   докладывают   о   результатах экспериментальной деятельности. эксперимента.) ­ Молодцы! Вы все хорошо поработали. Эмоциональная оценка. ­   Ваши   эксперименты   помогли   доказать гипотезу? ­   Вот   и   Демокрит   доказал   свою   гипотезу опытами,   и   в   результате   сформулировал результатов   Анализ деятельности. Учебное действие – обобщение.   физического Вербализация теорию   о   строении   вещества   –   молекулярно­ кинетическую   теорию.   Частицы,   из   которых явления. состоят вещества, он назвал молекулами. ­   Запишите   в   тетрадях:  Молекула   –   это мельчайшая частица вещества. ­   Раз   молекула   –   это   мельчайшая   частица определение   Теоретическое физического понятия. Подготовка   учащихся   к вещества, значит ли это, что молекулу нельзя восприятию новых знаний. разделить   на   более   мелкие   частицы?  (Нет. (Некоторые   учащиеся   знакомы   с   понятием атома). ­ А почему тогда говорят, что молекула – это мельчайшая   частица   вещества,   а   не   атом? (Предположения учеников) ­ Дело в том, что молекулы одного и того же вещества   одинаковые,   а   разных   веществ   ­ имеют разный состав. Из   одних   и   тех   же   атомов   можно   построить   Например: молекулы   разных   веществ. Молекула   кислорода   О2  состоит   из   двух атомов кислорода (рисует на доске). Молекула   озона   О3  состоит   из   трёх   атомов кислорода. Атомы   одни   и   те   же,   а   вещества   разные. Поэтому   молекула   считается   мельчайшей частицей вещества. ­ Запишите: Молекулы одного вещества одинаковы. Проблемный   вопрос.   Учебное действие – анализ. внимания Переключение учащихся   с   абстрактных     визуальное понятий восприятие. Учебное действие – на   сравнение. Формирование представлений о строении и составе молекул. Учебное   действие   –   операция абстрагирование. ­   Что   мы   уже   знаем   о   молекулах?  (То,   что молекула   –   мельчайшая   частица   вещества, Закрепление знаний. Подготовка учащихся   к   восприятию   новых молекулы   одного   вещества   одинаковы, знаний. молекулы не меняют размер.) ­ Эти знания о молекулах и составляют учение о   молекулах   –   молекулярно­кинетическую теорию. ­ Начертите в тетради таблицу  (Приложение Учебное действие – обобщение. Учебное   действие   –   операция 1, слайд 1). Запишем 1 положение МКТ. Раздаёт   каждому   ученику   текст   поэмы абстрагирование. Подготовка   к   зрительному Тита   Лукреция   Кара   «О   природе   вещей» восприятию информации. +слайд 2 ­ О природе вещей люди задумывались задолго до   Демокрита.   Сохранилось   более   древнее сочинение философа Тита Лукреция Кара «О природе   вещей».   как   он   Послушайте, размышлял о составе вещества  (Приложение Зрительное восприятие информации. и     слуховое 3). VII этап Закрепление изученного материала ­   Найдите   здесь   доказательства   первого положения МКТ? Поисковая учащихся. VIII этап Изучение нового материала   деятельность ­ А что происходит с телами при нагревании? (Они увеличиваются) ­   Группа   №2,   объясните   на   основе   МКТ. почему тела при нагревании увеличиваются? (Выступление Группы №2) ­ Молодцы вы очень наблюдательны. ­ Группа №3, справедлив ли вывод группы №2 зрительных Вербализация ощущений. Подготовка учащихся   к восприятию новых знаний. Вербализация физического явления.   Теоретический   анализ   экспериментальной деятельности. Эмоциональная оценка. Вербализация   физического для вашего опыта? (Выступление группы №3) явления.   Теоретический   анализ ­ Под таблицей запишите: При   нагревании   расстояние   между молекулами   увеличивается,   при охлаждении – уменьшается Запишем 2 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 1) экспериментальной деятельности. Перевод   экспериментальных действий   в   теоретическую форму.   Учебное   действие   – абстрагирование. Вербализация   понятия. физического IX этап Закрепление изученного материала Найдите   в   поэме   Лукреция   Кара доказательства второго положения МКТ? Поисковая учащихся. X этап Изучение нового материала   деятельность ­   Группа   №4,   доказывает   ли   ваш   опыт   2 положение МКТ? (Выступление Группы №4) физического Вербализация явления.   Теоретический   анализ   ­   Молодцы!   Вы   отлично   справились   с заданием. экспериментальной деятельности. Эмоциональная оценка. Запишем 3 положение МКТ: (Приложение 1, XI этап Закрепление изученного материала Вербализация слайд 1) понятия. ­ Группа №5, расскажите, что вы наблюдали в Вербализация XII этап Изучение нового материала     физического физического ходе   эксперимента   и   как   взаимодействуют молекулы   друг   с   другом?  (Выступление явления.   Теоретический   анализ экспериментальной группы №5) ­ Всё верно. Найдите   в   поэме   Лукреция   Кара деятельности. Подтверждение. доказательства третьего положения МКТ? XIII этап. Подведение итогов урока ­   Вы   сегодня   совершили   настоящее Подведение   итогов   урока. физическое   открытие   –   доказали,   что   все вещества состоят из мельчайших частиц, а не Акцентирование внимания учащихся на знаниях, полученных являются   сплошными,   как   это   кажется   на первый взгляд. на   уроке.   Учебное   действие   – обобщение. ­ Как вы думаете, важно ли это открытие для людей? (Да) Осознание   значимости   своей деятельности учащимися. ­ Чем оно важно?  (Люди смогли объяснить многие явления на основе МКТ) Учебное   действие   –   анализ, обобщение ­ Верно. Учение о молекулах лежит в основе физики. Учебное действие – обобщение. XIV этап. Домашнее задание ­ Запишите задание на дом:  §7, 8, ? после §;  Заполнить таблицу в тетради примерами из поэмы   «О   природе   вещей»   или собственными;  Пользуясь   учебником   физики,   составьте «Паспорт молекулы» (см. Приложение 3). по Постановка закреплению учебного материала задачи       для выполнения дома. самостоятельного Оформление доски Из чего состоит вещество или Был ли прав Аристотель? Гипотеза: Все вещества состоят из мельчайших частиц. Основные положения молекулярно- кинетической теории: 1. Все тела состоят из молекул, между 2. Молекулы непрерывно и хаотически 3. Молекулы взаимодействуют между которыми есть промежутки. движутся. О2 О3 Самоанализ урока собой. Домашнее задание: §7,8, вопросы; Выучить записи в тетради Составить ПАСПОРТ МОЛЕКУЛЫ ИМЯ ЛАТ. ИМЯ РАЗМЕР МЕСТО ОБИТАНИЯ НАЗНАЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Слайд 1 Слайд 2

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс

Разработка урока по физике "Как устроено вещество или Был ли прав Демокрит", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018