Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс
Оценка 5

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
29.03.2018
Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс
Публикация является частью публикации:
Сила Архимеда.docx
Тема: Архимедова сила Предмет: физика Класс: 7 Образовательная программа:  ФИЗИКА 7 – 9 КЛАССЫ.  Издательство ДРОФА, Москва 2016 год Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2015. – 192 с Программное обеспечение:  Тип урока: открытия нового знания Цель урока:  Образовательные задачи: ­ сформировать понятие «выталкивающая сила»; ­ научиться определять величину выталкивающей силы; ­ экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин; ­ развивать творческие способности учащихся; ­ развивать коммуникативные навыки; ­ формировать умение планировать свою деятельность; ­ формировать умение ставить цели своей деятельности; ­ развивать мыслительные навыки; ­ формировать навыки рационального использования времени; ­ воспитывать навыки самооценки, самоконтроля. Планируемые результаты: Предметные: ­ уметь измерять и вычислять значение Архимедовой силы; ­ уметь обосновать зависимость выталкивающей силы от других физических величин; ­ уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные: ­ уметь добывать новую информацию посредством умозаключения; ­ уметь находить и обосновывать связи между объектами, прогнозировать следствия; Личностные: ­ уметь планировать свою деятельность; ­ уметь работать в группе для достижения общей цели. Новые понятия: выталкивающая сила Опорные   знания:  сила,   способы   измерения   силы,   сила   тяжести,   давление   жидкости   на погруженное в неё тело Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация «Сила Архимеда», презентация « Экспериментальное исследование зависимости  выталкивающей силы от других физических величин», водоросли в банке с водой, теннисный шарик,  сырое яйцо, сосуды с пресной и соленой водой.  Оборудование для учащихся: компьютерная лабораторная работа «Измерение выталкивающей  силы», презентация «Архимед», штатив, цилиндры из разных материалов одинакового объема,  динамометры, тела на нитях, тело из пластилина, стаканы с пресной и соленой водой.  1. Мотивация к учебной деятельности Ход урока Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня на уроке! Давайте в начале урока обратимся к классике. А.П, Чехов в рассказе «Степь» писал: «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной высоты, описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал. Какая­то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он прыгнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх». Какая же сила подхватила Егорушку и подняла наверх? (Сила выталкивания, выталкивающая сила) Верно. У этой силы есть и другое название – архимедова сила. Сила эта пока для нас загадочная и малоизвестная. Что мы можем узнать о ней сегодня на уроке? (Направление,   точку   приложения,   единицы   и   способы   измерения,   зависимость   от   других физических величин) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии Давайте рассмотрим следующие опыты: 1) Водоросли в банке с водой. Водоросли вне банки. 2) Теннисный шарик выскакивает из воды. Сделайте вывод о направлении выталкивающей силы. (Выталкивающая сила направлена вертикально вверх) Можем ли мы судить о точке приложения этой силы? (Да) Как мы можем измерить Архимедову силу? (При помощи динамометра, как разницу в весе тела в воздухе и при погружении в воду) Сформулируйте определение выталкивающей силы? Кто не может этого сделать? У кого нет версий? Сформулируйте своё затруднение? (Я не могу сказать, что такое выталкивающая сила) Я вижу, что у некоторых из вас есть версии определения силы Архимеда. Можете ли вы обосновать свою версию? (Я не могу обосновать своё определение выталкивающей силы) 3. Выявление места и причины затруднения Действительно, вы пока не можете ответить на этот вопрос. Почему? (Я не знаю, что такое выталкивающая сила) 4. Построение проекта выхода из затруднения Тогда сформулируйте цель нашей деятельности: (Узнать, что такое выталкивающая сила и выявить её связь с другими величинами) Что мы должны для этого сделать? (Провести эксперимент) План 1. Проверить, как зависит величина выталкивающей силы от глубины погружения тела. 2. Проверить, как зависит величина выталкивающей силы от формы тела. 3. Проверить, как зависит величина выталкивающей силы от объема погруженного тела. 4. Проверить, как зависит величина выталкивающей силы от плотности тела. 5. Проверить, как зависит величина выталкивающей силы от плотности жидкости. Как мы можем сэкономить время? (Будем работать в группах) 5. Реализация построенного проекта Работа в группах Группа   1:   исследовать   зависимость   выталкивающей   силы   от   глубины   погружения   тела (оборудование: стакан с водой, динамометр, тело на нити). Группа 2: исследовать зависимость выталкивающей силы от формы тела (оборудование: стакан с водой, динамометр, тело из пластилина). Группа 3: исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела с помощью компьютерной лабораторной работы (оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, 2 цилиндра из алюминия разного объёма). Группа   4:   исследовать   зависимость   выталкивающей   силы   от   плотности   тела   с   помощью компьютерной лабораторной работы (оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, цилиндры из разных материалов одинакового объема). Группа 5: исследовать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (оборудование: стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, динамометр, тело). (Приложение 1) Группы докладывают о результатах эксперимента:  Выталкивающая сила от глубины погружения тела не зависит.  Выталкивающая сила от формы погруженного тела не зависит.  Выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела.  Выталкивающая сила не зависит от плотности погруженного тела.  Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. Вывод:  выталкивающая   сила   зависит   от   плотности   жидкости   и   объема   тела   и   не   зависит   от плотности тела, его формы, глубины погружения и расположения в жидкости. Чем больше объём тела, тем больше выталкивающая сила. Чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила. Теперь мы можем сформулировать определение: Выталкивающая сила – это сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. Величина силы зависит от плотности жидкости и объёма тела. Рассмотрим природу данной силы (см. рисунок). Вывод формулы: Сила Архимеда равна произведению разности давлений на нижнюю и верхнюю грань кубика на площадь грани: FA=(pgh1−ρgh2)S=ρghS=ρgVпчт 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Применим полученный эталон для решения задач: В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?  Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,6 м3 в морской воде. 7. Включение в систему знаний и повторение Проверим, действует ли выталкивающая сила на тело, погруженное в газ. (Демонстрация полёта шарика с гелием) Сделайте вывод и дополните определение. Выталкивающая   сила  –   это   сила,   действующая   на   тело,   погруженное   в   жидкость   ли   газ. Величина силы зависит от плотности жидкости и объёма тела. Решение задач: Вес тела в воздухе 20 Н. Определите вес этого тела в масле, если в масле на него действует выталкивающая сила 5 Н. 8. Рефлексия учебной деятельности Ответьте на вопросы анкеты: Сегодня на уроке я узнал: ______________________________________________________________ Сегодня на уроке я научился: ___________________________________________________________ Мне показалось интересным: ___________________________________________________________ Дома мне нужно разобрать: ____________________________________________________________ Я хотел бы подробнее узнать о: _________________________________________________________ Оцените сегодняшний урок: ____________________________________________________________ Комментарии: ________________________________________________________________________ Домашнее задание Использованные материалы: 1.  Перышкин   А.В.  Физика.   7   кл.:   Учебник   для   общеобразовательных   учебных   заведений.   М.: Просвещение, 2015 2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7­9 кл. – М.: Просвещение, 2002 – 192с.  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7­9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс

Конспект урока по физике "Сила Архимеда", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018