Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"
Оценка 4.8

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
21.04.2017
Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"
Данная разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию. Является вторым уроком подраздела «Изменение агрегатных состояний вещества». УМК: учебник – Физика 8, А.В.Перышкин. Направлена на ознакомление с агрегатными состояниями вещества, процессами отвердевания и плавления; работу с графиками. Акцентирует внимание учащихся на возможности применения полученных знаний к решению задач; способствует развитию умения наблюдать, анализировать, систематизировать учебный материал.
tekhnologicheskaya_karta_uroka(1).doc
1. Церфас Евгения Альфредовна  учитель физики 2. 20.10.2016г.    Технологическая карта урока 3. 8  класс   4. Тема: «Плавление и отвердевание кристаллических тел», второй урок подраздела  «Изменение агрегатных состояний вещества» 5. Тип урока: Урок открытия новых знаний. 6. ресурсы урока :УМК: учебник – Физика 8, А.В.Перышкин, Дрофа, 2013г;  Сборник задач по физике 7­9, «Экзамен» Москва 2016г. 7. Цели урока:    образовательная ­ Ознакомить с агрегатными состояниями вещества. Уметь объяснять механизм процессов отвердевания и плавления;  находить на графике интервалы времени, соответствующие этим процессам, а также процессам нагревания и охлаждения. Акцентировать  внимание учащихся на возможности применения полученных знаний к решению задач;   развивающая – развивать умения наблюдать, анализировать, систематизировать учебный материал.  воспитательная – воспитывать умения общаться в группе, выслушивать и принимать мнение других учащихся, воспитывать эстетический  вкус. 8. Формируемые УУД:   личностные:  определение границ собственного знания и незнания познавательные: работа с различными текстами, преобразование и интерпретация содержащейся в них информации, моделирование коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, регулятивные: определять степень успешности своей работы.   Основные понятия Оборудование Домашнее задание Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Структура урока Актуализация  знаний  и целеполагание Называет девиз урока. Формулирует задание: отгадать загадки о природных  явлениях. Организует работу с системой голосования. Просит выдвинуть предположения о теме и цели урока. Мотивация Изучение нового материала Постигая законы природы, и используя, их в своей  практической деятельности человек становится все  более могущественным. Ушли в вечность времена  мистического страха перед природой. Современный  человек все более приобретает власть над силами  природы, все шире использует эти силы, богатства  природы для ускорения научно  ­ технического  прогресса.          Природа милая, тебе одной я внемлю           Ты подарила мне и небеса и землю,          И их помощником я буду век за веком          Лишь от того, что я родился человеком    Слайд Сегодня мы с вами будем постигать новые законы  природы, новые понятия, которые позволят нам лучше  узнать окружающий нас мир, а значит  и правильно их  использовать на благо человека. Работают с тестом по системе  голосования. Анализирует полученные результаты. Выдвигают предположения по теме и  цели урока. Слушают, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Высказывают предположения.  Одно и то же вещество может находиться в  различных состояниях в твердом, жидком, газообразном,  например: лед, вода и водяной пар.  Эти состояния называют агрегатными. Вещества  Формируемые УУД (на этапах) Ставить цели, уметь оценивать, распознавать, делать выводы Уметь наблюдать и  анализировать. Строить монологические  высказывания, слушать  собеседника. Распознавать, преобразовывать художественный текст в  научный, организовывать  учебное взаимодействие. Определять степень  успешности своей работы,  высказывать точку зрения,  корректировать свою точку зрения.  Согласовывать усилия по  решению учебной задачи,  договариваться, приходить к  общему мнению в совместной  деятельности,  преобразовывать информацию, моделировать. Строить монологические  высказывания, слушать  собеседника. Дополнять, уточнять, строить  высказывания,  взаимодействовать. могут переходить из одного агрегатного состояния в  другое и на практике это широко используется. Сможете ли вы привести примеры практического  использования перехода вещества из одного агрегатного  состояния в другое? ­ Мы живем на поверхности твердого тела – Земного  шара, в сооружениях, построенных из твердых тел –  домах. Наше тело, хотя и содержит приблизительно 65%  воды (мозг – 80%), тоже твердое. Орудия труда, машины  также сделаны из твердых тел. Знать свойства твердых  тел, жидкостей жизненно необходимо. Каковы особенности молекулярного строения твердых  тел, жидкостей и газов? ­ передавая телу энергию можно перевести его из  твердого состояния в жидкое, а из жидкого –  газообразное. Отнимая энергию (охлаждая) у газа можно  получить жидкость (правда, это возможно при очень  низких температурах); Отнимая энергию у жидкости –  получить твердое тело. Сегодня мы рассмотрим переход  вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот.  Переход вещества из твердого состояние в жидкое  называют плавлением. Твердые тела делятся на кристаллические и  аморфные.  Кристаллом называют тело определенной  геометрической формы, ограниченное естественными  ­ В металлургии плавят металлы,  чтобы получить из них сплавы. Пар,  полученный из воды при ее  нагревании, используют на  электростанциях, в паровых  турбинах, сжиженными газами  пользуются в холодильных  установках и т.д.  ­ В газах при атмосферном давлении  расстояние между молекулами много  больше размера самих молекул.  Притяжение между молекулами  слабое. Движение молекул хаотичное. Газы легко сжимаемы. В жидкостях и  твердых телах, плотность которых во  много раз больше плотности газа.  Молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия молекул недостаточна для того,  чтобы совершить работу по  преодолению сил молекулярного  притяжения. Поэтому молекулы в  жидкостях и особенно в твердых  телах не могут далеко удалятся друг  от друга. плоскими гранями. К кристаллам относятся ­ металлы,  лед, нафталин, снежинки, каменная соль, берилл, алмаз,  гранат, кварц, турмалин, изумруд, кальцит.  Правильность внешней формы кристаллических тел  обусловлено тем, что частицы, из которых эти тела  состоят, расположены относительно друг друга в  определенном порядке, на строго определенных  расстояниях друг от друга.  Частицы (атомы, молекулы), в следствие теплового  движения, совершают колебания около определенных  точек ­ положений равновесия частиц. Именно эти точки  (они называются узлами) и расположены в определенном  порядке, и если узлы соединить прямыми линиями, то  получается пространственная решетка, называемая  кристаллической. Не все твердые тела – кристаллы. Существует  множество так называемых, аморфных тел (от греческого слова amorphous – бесформенный). Признаком  аморфного тела является неправильная форма  поверхности при изломе. К аморфным телам относятся:  смола, вар, пластмасса, воск и т.д. Между плавлением кристаллических и аморфных тел  есть существенное различие. У аморфных тел нет  кристаллической решетки. ­ Что необходимо сделать, чтобы кристаллическое тело  начало плавится? ­ Необходимо нагреть до определенной для каждого  вещества температуры, называемой температурой  плавления. Температуры плавления некоторых веществ  при нормальном атмосферном давлении приведены в  таблице 3 (стр.32 учебника) Слайд  ­ Какое вещество, из перечисленных в таблице, является  ­ Нагреть. Вольфрам и лед Физминутка Закрепление изученного материала тугоплавким, легкоплавким? ­ Смогу ли я расплавить олово в стальной ложке? Опыт 1. Плавление олова в стальной ложке.  ­Можно ли расплавить олово в алюминиевой ложке? Опыт 2:Плавление олова в алюминиевой ложке. ­ Можно ли вольфрам в стальной ложке? Вы немножечко устали,  Надо силы нам вернуть,  Проведем мы физ. минутку,  Дадим мышцам отдохнуть.  Ручки плавно опустите,  Ноги вытянем вперед,  И представим на минутку,  Как мы плавиться начнем.  Все мы дружно отдохнули,  Силы мы себе вернули Для закрепления материала рассмотрим график  зависимости температуры льда от времени его  нагревания по учебнику (стр.33 , §.14) и ответим на  вопросы: 1. Что происходит на каждом участке графика?  2. Как по графику можно судить об изменении  температуры вещества при нагревании и охлаждении?  3. Какие участки графика соответствуют плавлению и  отвердеванию?  4. Почему эти участки параллельны оси времени?  Работа по слайдам 5. Решение упражнения 7, задачи №№ 1, 2. Да, т.к. сталь плавится при  температуре 1500º С, а олово при  232ºС. Да, алюминий плавится при  температуре 660ºС  Нет, т.к. стальная ложка расплавится  раньше, чем вольфрам (3387ºС). Выполняют физические упражнения Отвечают на вопросы. Обсуждают  ответы в парах. Делают записи в  тетрадь Определять степень  успешности своей работы,  высказывать точку зрения,  корректировать свою точку  зрения.  Согласовывать усилия по  решению учебной задачи,  договариваться, приходить к  общему мнению в совместной  деятельности, реобразовывать  информацию, моделировать. Строить монологические  высказывания, слушать  собеседника. Дополнять, уточнять, строить  высказывания,  взаимодействовать. Определять степень  успешности своей работы,  высказывать точку зрения,  корректировать свою точку  зрения Самостоятельна я работа 1. Рассмотрите график зависимости температуры от  времени нагревания вещества и дайте ответ на  вопросы. Выполняют задания самостоятельной  раблты  В какой момент времени начался процесс  плавления вещества? (ВС)  В какой момент времени вещество  кристаллизовалось? (ЕF)  Чему равна температура плавления вещества?  Температура кристаллизации? (300ºC)  Сколько длилось:  а) нагревание твердого тела;  (20 мин) б) плавление вещества; (20 мин) 2.  Почему для измерения температуры наружного  воздуха в холодных районах применяют термометры со  спиртом, а не с ртутью? 3. При постановке эксперимента отдельно нагревали  до1000 ºС: алюминий, железо, медь, цинк, сталь, серебро  и золото. В каком состоянии – жидком или твердом ­   находились эти металлы при указанной температуре? Объясняет сущность домашнего задания § 13, 14.  Упражнение 7 (задача 1) Домашнее задание Записывают задание в дневник Подведение итогов Обобщает результаты работы, намечает дальнейшие  перспективы Слушают,  Рефлексия проводит рефлексию, предлагает заполнить таблицу,  нарисовав солнышко или тучку рефлексируют свою деятельность с  помощью системы голосования. Принимать учебную задачу,  определять границы  собственного знания и  незнания, уметь оценивать  свою деятельность. Принимать учебную задачу,  определять границы  собственного знания и  незнания, уметь оценивать свою деятельность.

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разработка урока по физике на тему " Плавление и отвердевание кристаллических тел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017