Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
география
6 кл
18.06.2017
план-конспект урока по географии в 6 классе на тему " Погода и ее предсказание" с использованием краеведческогго материала. с вопросами для повторения домашнего задания и с вопросами для повторения пройденного материала с использованием народных примет, предсказывающих погоду на следующий день.
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению.docx
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению,
составлен учителем географии первой категории Саломахиной Маргаритой Николаевной
МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода
Тема урока: Погода и ее предсказания
Цель урока:1. Сформировать у учащихся понятия: погода, элементы и явления
погоды, воздушная масса. Установить характерные черты местной погоды и
взаимосвязи элементов погоды.
2. Развивать навыки и умения учащихся описывать по календарям погоды
погоду за месяц, сезон любого региона России.
3. Воспитывать у учащихся чувство любви к природе своей Родины.
Оборудование и дидактический материал: физическая карта полушарий, на которой
обозначена температура в разных районах России и места формирования воздушных масс в
форме разных геометрических фигур; общий большой календарь погоды области, атласы и
фильм « погода и ее предсказание»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
Географический диктант(проверка по вариантам терминологии по теме
«Атмосфера»
Учащиеся слушают вопросы учителя и выбирают из написанных на доске слов,
ставят соответствующую цифру 1й вариант – от 1 до 10, 20й вариант от 10 до 1
1. Атмосферное давление 10
2. Ветер 9
3. Осадкомер 8
4. Метеоролог 7
5. Тропосфера 6
6. Бриз 5
7. Атмосферные осадки 4
8. Суточная амплитуда колебаний Т0 3
9. Облако 2
10. Солнце 1
Вопросы для диктанта
1. Источник тепла и света(101)
2. Нижний слой атмосферы(56)
3. Движение воздуха в горизонтальном направлении(29)
4. Скопление водяных капель на значительной высоте над земной поверхностью(92)
5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней
предметы(110)
6. Профессии человека, составляющего прогноз погоды(47)
7. Ветер, меняющий направление 2 раза в сутки(65)
8. Разница между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток(83) 9. Прибор для измерения количества осадков(38)
10. Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на земную поверхность(74)
Взаимопроверка диктанта и сверка ответов с результатами, написанными на доске
Итак, мы повторили терминологию, которая поможет при изучении новой темы.
III. Тема урока «погода и ее предсказание»
Объяснение методом беседы.
Учитель: Слово «погода» вы знаете с малых лет. И знаете, что погода играет
большую роль в нашей жизни.
А какая бывает погода?
Хорошая, плохая, теплая, жаркая, холодная, ветреная и тд.
Мы одеваемся по погоде; если погода хорошая идем гулять, едем в лес; если идет
дождь находимся дома.
От погоды зависит даже наше настроение: солнце светит, тепло – хочется петь, а
идет дождь и на душе у нас тоскливо.
А что вы понимаете под словом хорошая или плохая погода? Вы назвали элементы и
явления погоды: температура воздуха, ветер, облачность, осадки, но есть еще
атмосферное давление, влажность (в окно это не видно, но в сообщениях по радио и
ТВ мы слышим)
Я давала вам задания к уроку посмотреть программу телеканала Россия
«Метеопрогноз» и записать какая погода в северных, южных районах России, в
Москве. Как видите, погода в разных районах России разная.
О Белгороде редко говорят по телевидению, поэтому я просила вас
внимательно послушать утром белгородское радио или телевидение и сказать:
что же говорят о погоде у нас сегодня.
Таким образом, температура, давление, влажность это основные элементы погоды,
образующиеся в тропосфере.
В зависимости от их состояния в тропосфере образуются ветер, облака, осадки. Это
явления погоды. и мы видим, что состояние тропосферы может быть разным в
разных местах, в разное время.
Так что такое погода?
Откройте учебник , найдите определение погоды. Прочитайте.
Почему говорят, что погода это состояние тропосферы в данном месте?
По сообщениям радио и ТВ знаем, что погода в разных частях страны разная.
Почему говорят в данное время?
Погода изменяется в течение суток, особенно часто весной и осенью, поэтому
народная пословица гласит: «Весна, осень дню погод восемь».
Как вы понимаете эту пословицу?
Все элементы и явления погоды связаны между собой. Изменение одного элемента
приводит к изменению всех остальных. Например: рано утром еще холодно, но
солнце поднимается, поверхность земли начинает нагреваться, от нее нагревается
воздух. Температура изменяется или остается прежней? А если нагрелся воздух,
изменилось и давление, а это привело к появлению ветра, усилению испарения.
Теплый воздух поднимается ввысь, охлаждается, образуются облака. Какие ? Да,
кучевые или даже кучеводождевые и может пойти дождь. Это пример, как элементы погоды связаны между собой. Почему же изменяется погода? Главная
причина перемещение воздушных масс. А что такое воздушные массы, найдите в
учебнике. А почему воздушные массы перемещаются? Да, изза неравномерного
нагревания земной поверхности солнцем.
В зависимости от того, какова земная поверхность, приземные части тропосферы
приобретают различные свойства. Воздушные массы перемещаются в разных
направлениях, и в зависимости от их свойств устанавливается соотве6тствующая
погода
. Какие воздушные массы вы знаете? Как они влияют на погоду? Как они
влияют на погоду в нашей Белгородской области?
У вас есть календари погоды и мы можем посмотреть: какая погода была в
Белгороде в сентябре, октябре, ноябре, декабре. Изменялась ли она или была
одинаковой на протяжении месяцев?
Итак, по календарям погоды выясняем:
1. Max Т0 воздуха
2. Min Т0 воздуха
3. Среднемесячная Т0
4. Число ясных дней
5. Число пасмурных дней
6. Число дней с осадками
7. Преобладающие ветры
8. Необычные явления погоды в данном месяце
А теперь, на основе этих данных, составьте описание погоды за декабрь.
И если мы сравним погоду в декабре, январе, феврале, т.е. за сезон(зимний), увидим
главное свойство погоды изменчивость.
Наша жизнь стала бы труднее если бы мы не знали какая погода будет завтра, через неделю,
месяц. т.е важен прогноз погоды.
А где и кем составляется прогноз погоды?
На метеорологических станциях учеными –метеорологами. Им помогают разные приборы,
искусственные спутники Земли. Они дают нам научный прогноз погоды, который
несколько раз в сутки предают по радио и ТВ.
Зачем нужен прогноз погоды?
Люди давно научились предсказывать погоду по различным приметам. Будет завтра дождь
или нет, будет ветер или нет, будет мороз или оттепель. Может ктото из вас знает какие
либо приметы: назовите.
А есть еще такие приметы:
если летняя молодая луна с острыми краями к ясной погоде, с тупыми к дождю;
если звезды сильно мерцают к ненастью
если береза весной выделяет сок к потеплению; черемуха зацветает – к похолоданию.
Многих животных природа наградила метеорологическим чутьем, они реагируют на
изменение давления, температуры, влажности воздуха.
Например: у лягушек органы дыхания чувствительны к незначительному увеличению
влажности. Поэтому квакушки перед дождем рот не закрывают; Очень чувствительны к изменению температуры, давлению насекомые, птицы. Так, если
мух или осы стремятся залететь в помещение к ненастью.
если пчелы становятся злее, жалят – к засухе
Воробьи собираются на земле, купаются в песке и чирикают – к дождю, а если зимой
дружно чирикают – к оттепели.
Даже в произведениях А.С. Пушкина, К.Г. Паустовского др. писателей и поэтом
использовались приметы. Например:
Так, если лебеди, на лоне тихий вод
Плескаться вечером, окликнуть твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град.
А.С. Пушкин
Закрепление.
Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
IV.
Итак, мы теперь знаем что такое погода/ответ учащихся/
что такое погода
назовите элементы и явления погоды
причины изменения погоды
какое главное свойство погоды
что такое воздушные массы и какие свойства они имеют
для чего нужен прогноз погоды
/нужен для работников с/хва, воздушного и морского транспорта, строителям и всем нам,
т.к прежде чем выйти из дома смотрим в окно, чтобы узнать какая погода, какую одежду
нужно одеть./
Теперь посмотрим кинофильм «Погода и ее предсказание». В фильме есть то, о чем мы
сейчас говорили, но есть и новая информация, о которой я не говорила. Посмотрите и
постарайтесь запомнить новую информацию.
так какие новые факты вы узнали из фильма?
д/з: п. 23 прочитать, оттветить на вопросы в конце п.
составьте описание погоды за сезон – осень, подготовиться к практической работе
Доп. литература :
Л.С. Хренов «Народные приметы и календарь»
Г.Н. Ходателев «Уроки географии в 6 классе»
Г.Н. Аквилева, З.А. Клепенина «Дневник наблюдателей»
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием материала по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.