Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
26.12.2018
Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)
Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" содержит подробный ход урока, на котором устный рассказ учителя сменяется работой учащихся с картой, историческими документами. В завершении урока учащиеся выдвигают свои предположения об образе жизни древних людей.
Древние люди и их стоянки на территории современной России.docx
Тема: Древние люд и их стоянки на территории современной России Цели   и   задачи:   познакомить   с   процессом   появления   первых   людей   на   территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя; определить степень влияния природно­климатических условий на образ жизни народов; познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменениями климатических условий. Планируемые   результаты:   предметные:   применять   понятийный   аппарат   исторического знания   для   раскрытия   причин   появления   первых   стоянок   не   территории   современной России;   определять   исторические   процессы,   события   во   времени;   устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознавать закономерность   развития   человеческого   общества   с   древности;   описывать   условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Мотивационно­целевой этап 3. Изложение нового материала. 4. Физкультминутка 5. Подведение итогов. Рефлексия. Ход урока 1. Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса ­ Зачем нам нужно изучать историю? ­ Какие науки помогают изучать историю? ­ Какие языковые семьи представлены в нашей стране? 2. Мотивационно­целевой этап Историк М.П. Погодин утверждал, что сначала человек и природа были связаны между собой   неразрывными   связями,   и,   когда   человек   становится   более   образованным,   он становится ее властелином.  Сегодня на уроке мы опровергнем или подтвердим этот тезис.  3. Введение в новый материал 3.1 Появление людей на территории современной России. ­ Возраст находок, свидетельствующих о появлении первых людей в России, насчитывает от 500 тыс. до 1 млн. лет. в центральном Дагестане и на Таманском полуострове.  Дети записывают в тетради  (Древние люди ничего не выращивали и не присваивали: занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Такой тип хозяйства называется присваивающим).  ­ Древние люди делали оружие и орудие труда из камня, дерева, кости. Древнейший период существования человека называют каменным веком, который делится на палеолит, мезолит и неолит. Люди объединялись в небольшие группы и были равны между собой.  3.2 Древнейшие стоянки на территории современной России.  Класс делится на 3 группы, получает дополнительный материал, после прочтения текста каждая группа делает сообщение по следующему плану: 1. Место расположения стоянки. 2. Возраст стоянки. 3. Предметы быты древних людей. 4. Оружие и орудия труда древнего человека. Приложения Первобытная стоянка Костенки Возраст стоянки в районе деревни Костенки под Воронежем оценивается в 35 – 45 тыс. лет. Первые серьезные исследования этого поселения были проведены И. Поляковым во второй половине XIX века. Ему удалось найти кремниевые орудия труда, наконечники копий.  Появление этой стоянки говорит о том, что современный человек появился в верхнем течении Дона намного раньше, чем в Европе. Фигуры людей, найденные в пещере, говорят о том, что древним людям были не чужды ремесла и художественная культура.  К   нашему   времени   на   территории   заповедника   Костенки   было   найдено   множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить железные сооружения, изготовлявшие орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством –   нигде   раньше   не   находили   такие   украшения   со   сложным   орнаментом,   подвески   и совершенные   статуэтки   из   бивня   мамонта.   Найдены   эти   изделия   были   под   слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что они были изготовлены более 40 тыс. лет назад.  Стоянка Сунгирь инструменты   для   изготовления   орудий   труда   (кремневые   отбойники,   отщепы   и Сунгирь   –   это   одна   из   3­х   известных   ученым   верхнепалеолитических   стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера в 1955 году. За   время   раскопок   вскрыто   более   4,5   тыс.   м²   культурного   слоя,   что   равно   половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24­25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет. Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:  нуклеусы);  орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);  оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);  изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных). Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала. Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь,   занимались   охотой   и   собирательством.   Принято   считать,   что   люди   верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены   шалашевидные   жилища   10­15   м   в   длину.   Их   стены   были   деревянными,   а кровлей   служили   шкуры   животных.   Каждое   жилище   было   оснащено   очагом.   Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку.  Денисова пещера Пещера расположена в правом борту долины реки Ануй в 6 км ниже по течению от села Чёрный Ануй, в 1,8 км ниже её левого притока — реки Каракол и в 40 км выше по течению районного центра Солонешное Алтайского края.  Для науки пещера была открыта в 1977 году Николаем Оводовым, которым были заложены два первых разведочных шурфа и сделаны обмеры пещеры.  При раскопках пещеры выявлено более 20 культурных слоёв различных эпох. Собрано более  80 000  экспонатов. Это орудия труда, предметы вооружения, украшения, останки животных и растений. К настоящему времени в отложениях центрального зала обнаружены останки   не   менее   117   видов   плейстоценовых   животных   (корсак,  степной   хорь,  малый пещерный   медведь,  пещерная   гиена,  шерстистый   носорог,   плейстоценовый  осёл,  як, первобытный  бизон,  дзерен,  сайга,  архар,  дикая лошадь,  красный волк,  марал), а также тундротаёжных   видов   (песец,  горностай).   В   пещере   был   найден   отполированный   и отшлифованный браслет из редкого камня хлоритолита, меняющего цвет в зависимости от освещения. Ближайшее местонахождение хлоритолита находится примерно в 200 км от Денисовой пещеры. При раскопках в 11­м слое (возраст 50 тыс. лет) была обнаружена изготовленная   денисовским   человеком  игла,   превышающая   в   длину   ранее   найденные   в Денисовой пещере экземпляры игл почти вдвое — 7,6 см против 4 см (в среднем). Раскопки   Денисовой   пещеры   позволили   впервые   установить   строгую   хронологическую последовательность   развития   и   смены   древних   культур   от   эпохи   раннего   неолита   до этнографической современности. 3.3 Зарождение родового строя ­ Начавшийся 80 тыс. лет назад ледниковый период привел к похолоданию, вымиранию теплолюбивых   животных   и   растений.   Главным   занятием   человека   оставалась   охота. Спасаясь   от   холода,   люди   научились   добывать   огонь,   а   затем   обжаривать   мясо. Усовершенствовалась   техника   обработки   камня,   появились   более   совершенные   орудия труда   и   оружие,   люди   научились   обрабатывать   шкуру   животных   и   шить   одежду. Формировалось разделение труда появились мужские и женские занятия.  Дети делают запись в тетради (Необходимость согласовывать свои действия привели к тому,   то   появился   род,   или   родовая   община,   включавшая   кровных   родственников. Несколько живущих по соседству общин составляли племя. Племена существовали в эпоху первобытнообщинного строя, при котором все члены общины имеют равные права, и вся добыча делится поровну).  3.4 Совершенствование орудий труда ­ Ледниковый период закончился 12 – 14 тыс. лет назад и установился климат, близкий к современному. Дети делают запись в тетради  (Потепление привело к вымиранию крупных животных. Основным занятием человека стало рыболовство и собирательство).  ­   Изменился   характер   охоты,   люди   научились   устраивать   засады,   усовершенствовали оружие и орудия труда. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лодки, ­ которые позволили расселиться до берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана.  4. Физкультминутка Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа. 5. Подведение итогов. Рефлексия Учащимся предлагается ответить на вопросы:  ­ Когда и где появились первые люди в России? (От 500 тыс. до 1 млн. лет назад) ­ Какое хозяйство называется присваивающим? (Хозяйство, при котором люди нечего не производят) ­ Покажите на карте стоянки древних людей.  (Дети показываю стоянки на географической карте) ­ Перечислите признаки родоплеменного строя. (Равенство всех членов, вся добыча делится поровну) ­ Какие средства передвижения появились с потеплением климата? (Появились лыжи, сани) Вспомним высказывание М.П. Погодина, приведенное в начале урока ­ Можем ли мы согласиться с его тезисом? (Ответы учеников) Подводя итоги нашей работы, закончите следующие фразы: ­ На уроке я узнал (а)… ­ Мне было (не) интересно… Литература 1. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 Ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с. 2. Сорокина Е.Н. поурочные разработки по истории России. 6 класс. – 2­е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)

Разработка урока по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018