Разработка урока по истории России для 9 класса по теме: Политическое развитие. Конституция 1977".
Оценка 4.9

Разработка урока по истории России для 9 класса по теме: Политическое развитие. Конституция 1977".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
31.03.2017
Разработка урока по истории России для 9 класса по теме: Политическое развитие. Конституция 1977".
тест по теме: "Оттепель"
Политическое развитие. Конституция СССР 1977 г..docx

Урок № 49. ИР. 9 класс.

Тема урока: Политическое развитие. Конституция СССР 1977 г.

 

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями политического развития СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.;
  2. способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков составления схем и таблиц.

 

Основные понятия:  диссидент, коррупция, «магнитоиздат», разрядка.

Оборудование: карта «СССР в 1946-1991 гг.», учебник, тетрадь.

 

План изучения новой темы:

1. Укрепление позиций партийно-государственной номенклатуры.

2. Укрепление роли армии и органов госбезопасности.

3. Конституции СССР 1977 г.

 

 

Ход урока.

1).  Организационный момент (3 мин.)

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих, устанавливает дисциплину в классе.

 

2).  Проверка домашнего задания (10 мин.)

Тестовые задания (см. приложение)

 

3)   Изучение новой темы (18—23 мин.)

Фактически форма этого урока — школьная лекция, но в данном случае конспектом лекции являются схемы и таблица.

 

1.      Усиление позиции партийно – государственной номенклатуры (с. 294—296).

·         Вспомните, какой тип политического режима сформировался в СССР до 1964 г.?

·         Задание: из текста учебника, стр. 294-295 выписать особенности политического режима, закрепившегося в СССР, после прихода к власти Л.И. Брежнева.

Изложение нового материала ведется с опорой на учебник.

Журналисты, писатели, историки часто используют для характеристики истории СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. метафору «застой». Почему? Давайте разберемся. В учебнике на с. 294 , говорится, что со смещением Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». «Золотой век» — метафора, характеризующая расцвет какого-либо явления, например,  «золотой век» русской культуры, который был в первой половине ХIХ в.

В данном случае идет речь о партийно-государственном аппарате Советского Союза. Какой расцвет он переживал? В учебнике поясняется, что идея «стабильности кадров», имеются в виду кадры руководящих работников партийных и государственных учреждений, обернулась коррупцией (определение понятия на с. 301, его можно дополнить «использование служебного положения в личных целях, «коррупция» это, когда человек за взятку делает то, за что он получает зарплату») и безнаказанностью за невыполненную работу.

Вспомним, для чего создавался партийно-государственный аппарат СССР. Он создавался для строительства в СССР социализма и коммунизма, причем при жизни одного двух поколений. Если лозунгом партийно-государственного аппарата стала «стабильность кадров», то что имелось в виду под нестабильностью?

Нестабильность кадров при Сталине — регулярные репрессии, пики которых приходились на 1937 и 1949 гг. Нестабильность кадров при Хрущеве — начавшаяся в 1957 г. ликвидация отраслевых министерств в Москве и создание территориальных советов народного хозяйства, разделение партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные.

Это означало на практике, что партийно-государственные работники должны были переезжать из столичных городов в провинциальные, из провинциальных городов в сельскую местность. При Сталине они часто «переезжали» в ГУЛАГ, но и перемена места жительства им не нравилась, потому что была сопряжена с бытовыми неудобствами. Можно сказать, что аппарат устал от потрясений сталинского и хрущевского времени, ведь это были живые люди, у них были семьи, они испытывали естественное желание сделать их жизнь удобной и безопасной. Итак, с 1964 г. партийно-государственный аппарат (СССР все больше занимается не своими прямыми обязанностями, т. е. строительством социализма и коммунизма, управлением государством и экономикой, а пользуется своим высоким общественным положением для обеспечения личного благополучия. В результате  в развитии СССР наступает «застой», развитие останавливается.

Для оправдания «застоя» была подведена теоретическая база. Утверждалось, что СССР вступил в длительный период «совершенствования развитого социализма». Эту теорию создал секретарь ЦК КПСС по идеологии М.А. Суслов.

О коммунизме как о ближайшей перспективе более не говорилось. Почему? Потому, что при коммунизме предполагалось отмирание государства и партии, ведь они были только инструментами для построения общества, в котором будет реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунизму не нужен партийно-государственный аппарат.

Естественно, партийно-государственный аппарат принял меры для пресечения возможного недовольства. Была усилена контролирующая роль партийных органов и органов государственной безопасности. Деятельность органов государственной безопасности возглавил Ю.В. Андропов.

Партийно-государственный аппарат заботился и о внешней безопасности. В 1967 г. началась постановка на боевое дежурство ядерных баллистических ракет в подземных шахтах. Ядерные подводные ракетоносцы несли боевое дежурство у побережья США и других стран НАТО.    В 1976 г. размещение ядерных ракет началось в Восточной Европе.

Партийно-государственный аппарат постоянно расширялся. Росла численность чиновников в партийных и государственных органах управления.

Но все это не значит, что партийно-государственный аппарат окончательно противопоставил себя обществу и стал его эксплуатировать исключительно в своих интересах. Правящие круги СССР понимали, что для стабильности важен не только кнут, но и пряник.

 

Проверка выполненного задания.

·         Стабильность кадров, т.е. пожизненный срок полномочий руководителей государства

·         Безнаказанность руководителей, разрыв между словом и делом

·         Упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства;

·          Увеличение численности бюрократического аппарата;

·         Узаконен контроль со стороны парт-аппарат за всеми сторонами общественной жизни;

·         Отмена регулярного принципа обновления парт-аппарата;

·         В Уставе КПСС 1971 г. на 24 съезде партии было закреплено право контроля деятельности администрации за деятельностью своих сотрудников;

·         Усиливался контроль за деятельность аппарата государственных органов.

·         Конституции 1977 г. закрепила руководящую роль КПСС в обществе;

·         Вся власть принадлежала партийному аппарату;

·         Жесткая борьба с критиковавшими политический строй СССР;

·         С Конца 60-х гг. начинается возвеличивание Л.И. Брежнева, т.е. формирование культа личности.

·         Возвеличивание роли Сталина в победе СССР над фашизмом;

·         Укрепление роли армии и органов государственной безопасности;

·         Новая гонка вооружения, увеличение численности армии и флота;

·         С 1976 г. в ВЕ началась установка ядерных ракет средней дальности;

·         Борьба с инакомыслием, создано 5-е отделение по борьбе с диссидентами (работа со словарем, записать значение термина, инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию)

·         Вывод: в 60-80-х гг. в стране сохранялся тоталитарный политический режим, террор не применялся, но преследования не прекращались.

 

·         Работа с документом:

Стр. 296. (о пресечении антисоветской деятельности, борьбе с несогласными с существующим политическим строем и режимом)

 

 

 

В 1977 г. в СССР была принята новая, четвертая Конституция. Ее основные положения:

·         Задание: используя текст учебника, выписать ее основные положения.

 

Ø  СССР — общенародное государство, а не только государство рабочих и крестьян;

Ø  советский народ - новая социальная и интернациональная общность;

Ø  Экономика СССР — единый народно-хозяйственный комплекс;

Ø  все жители СССР обладают равными правами, среди которых право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, оплачиваемый отдых, пенсионное обеспечение, жилище;

Ø  право на свободу демонстраций, слова, выезда за границу.

Ø  6-я статья Конституции закрепляла особое руководящее положение КПСС.

 

 

В действительности часть этих прав соблюдалась:

право на труд, жилище, образование, медицинскую помощь, а часть — нет, например, свобода слова, демонстраций, выезда за границу, т. е. социальные права соблюдались, а политические нет.

Аппарат предлагал гражданам материальное благополучие в обмен на отказ от политических свобод. Некоторые граждане не соглашались на такой обмен. Они требовали соблюдения Конституции, устраивая демонстрации протеста, отправляя письма протеста в государственные и партийные учреждения, в советские и зарубежные средства массовой информации. Этих людей называли диссидентами — инакомыслящими. Лидером диссидентского движения стал А. Н. Сахаров — ученый-физик, один из создателей советской водородной бомбы. Органы государственной безопасности преследовали диссидентов. Их сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы, высылали из страны. Но массовой поддержки диссиденты не имели, потому что уровень жизни советского народа за время «застоя» значительно вырос.

 

 

Закрепление.

Ø  Повторить особенности политического и экономического развития СССР в 1960-1980-х гг.

Ø  Выводы:  Политика «стабильности», которую партийно-государственный аппарат проводил в середине 1960-х — середине 1980-х гг., привела к сохранению тоталитарного режима.

 

домашнее задание 1. Прочитать § 43—46, записи в тетради.

2. Подготовиться к проверочной работе.

3. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе, рефераты, сайты, презентации на темы:

а) «Участие СССР в локальных войнах в 1960— 1980-е гг.» (на примере одной из них);

б) «Достижения и проблемы развития советской промышленности в 1960—1980-е гг.»;

в) «Жигули — первый массовый автомобиль России»;

г) «А. Громыко — мистер «нет»;

д) «М. Суслов — «серый кардинале;

е) «Ю. Андропов — охранник и поэт»;

ж) «Культ личности Л.И. Брежнева»;

э) «Неформальные объединения молодежи в годы «застоя»;

и) «Застой» — потерянный рай?»;

к) «Неофициальная культура в годы «застоя»;

л) «Мой родной край и моя семья в 1964— 1985 гг.»;

м) *Диссиденты»;

н) «Эмиграция из СССР в 1964—1985 гг. .


 

Урок № 49. ИР. 9 класс . Тема урока:

Урок № 49. ИР. 9 класс . Тема урока:

Нестабильность кадров при Сталине — регулярные репрессии , пики которых приходились на 1937 и 1949 гг

Нестабильность кадров при Сталине — регулярные репрессии , пики которых приходились на 1937 и 1949 гг

Вся власть принадлежала партийному аппарату; ·

Вся власть принадлежала партийному аппарату; ·

Закрепление. Ø Повторить особенности политического и экономического развития

Закрепление. Ø Повторить особенности политического и экономического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017