Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»
Оценка 4.6

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
9 кл
27.03.2017
Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»
Урок: «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)» Цели: • выявить причины перехода к новой экономической политике; • раскрыть сущность новой экономической политики; • способствовать развитию умения самостоятельной работы на уроках. Оборудование: раздаточный материал, таблица данных о положении важнейших отраслей народного хозяйства в 1920-1921 гг., доска, учебник. Продолжительность урока: 45 минут. Опережающее задание: группа учащихся из 3-4 человек готовят фактический материал, раскрывающий причины перехода к нэпу. Эпиграф: Скольким идеалам смерть на кухне и под одеялом. В.Маяковский
нэп.docx
МОУ «Гимназия имени К. Орфа» с. Варны      Урок: «Новая экономическая политика (1921­1928гг.)» Выполнила:   Попова Светлана Викторовна Урок: «Новая экономическая политика(1921­1928гг.)»  Цели:     выявить причины перехода к новой экономической политике;  раскрыть сущность новой экономической политики;  способствовать развитию умения самостоятельной работы на уроках.  Оборудование: раздаточный материал, таблица данных о положении важнейших отраслей  народного хозяйства в 1920­1921 гг., доска, учебник. Продолжительность урока: 45 минут. Опережающее задание: группа учащихся из 3­4 человек готовят фактический материал,  раскрывающий причины перехода к нэпу. Эпиграф: Скольким идеалам смерть на кухне и под одеялом. В.Маяковский Нэп – это новая волна здравого смысла… профессор­эмигрант Устрялов  Ход урокa: I Организационный момент  II Основная часть  1. Постановка цели урока.  Слово учителя.  Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920х годов. Её часто называют  Россией нэповской. Нэп ­ это новая экономическая политика, которую большевики начали  проводить с 1921 года и осуществляли вплоть до конца 1920х годов. Задача нашего  сегодняшнего урока – выявить причины перехода к нэпу, раскрыть сущность этой  политики, её цели и познакомиться с её реализацией. Итоги этой политики мы подведём на  следующем уроке.  Разобравшись с задачей сегодняшнего урока, переходим к выявлению причин нэпа. Но  сначала давайте обратимся к эпиграфу (учитель зачитывает его). Два высказывания, две  точки зрения на суть этой политики. Кто из них прав? – вопрос, на который мы попробуем  ответить в конце урока. 2. Выявление причин перехода к нэпу.  Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе фактического материала,  который излагается заранее подготовленными учениками, выявить эти причины и записать  их в таблицу (см. Приложение №1).  Содержание фактического материала может быть следующим. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С её  помощью не удалось преодолеть разруху, порождённую четырьмя годами участия  России в I мировой войне и усугубленную тремя годами гражданской войны. С 1914 года потери населения составили 20 млн. человек (включая и эмиграцию), ещё почти 4,5  млн. человек стали инвалидами в рабочем возрасте. Производство с/х продукции  уменьшилось на треть, промышленной – в 7 раз, крупной промышленности – в 8 раз.  Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция.  Если мы посмотрим на данные о положении важнейших отраслей народного  хозяйства в 1920­ 1921 г .г. (в % к 1913 г .), то увидим следующее. (таблица  демонстрируется на доске).     1913 г.  1920 г.  1921 г.  Добыча угля  Добыча нефти  Выплавка чугуна  Производство х/б  тканей  Валовая продукция  с/х  в том числе  земледелия  100  100  100  100  100  100  26,3  42,0  2,7  5,1  67,0  64,0  29,4  44,1  2,7  7,1  ____  ____  Посевные площади сократились на 25 %, т.к. крестьяне не были заинтересованы в  расширении хозяйства. В 1921 году из­за неурожая массовый голод охватил город и деревню. От голода  погибло более 5 млн. человек. Писатель М. Осоргин отмечал, что людоедство тогда  было «обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни ещё не знавших, хотя в них  проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не  было».  Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб  по продразвёрстке, но и поднялись на вооружённую борьбу. С июля по сентябрь 1920 г .  шло восстание комдива Сапожкова в Заволжье и на Урале. В марте 1921 г. вспыхнуло  восстание в Западной Сибири. Исключительно упорно шло восстание в Тамбовской губ., которое возглавил Антонов.  Недовольны были и рабочие своим скудным пайком. Поэтому в городах в конце 1920­  нач. 1921 г.г. начались забастовки.  Окончательно толкнуло большевиков к резкому изменению курса восстание моряков в  Кронштадте зимой 1921 г . В марте 1921 г . моряки и красноармейцы военно­морской  крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей  социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них  коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям,  обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землёй  и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразвёрстки.  Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное  положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с  ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами Х  съезда РКБ (б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 10  часов штурмовые отряды вели бой. Лёд трескался, т.к. приближалась весна. Люди  тонули десятками. Укрыться можно было лишь за трупами убитых ранее. 2,5 тысячи матросов было арестовано, 6­8 тыс. эмигрировало в Финляндию. 3 . Выявление сущности и целей нэпа.  Слово учителя.  На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г . В.И. Ленин предложил новую экономическую  политику. Это была антикризисная программа.  В чём её сущность и каких целей она должна была добиться?  Ответы на эти вопросы учащиеся находят самостоятельно, пользуясь текстом параграфа   учебника для 11 класса История России XX – начало XXI века. и заносят их в распечатку  (см. Приложение № 1)  4 . Выявление основных мероприятий нэпа.  Основные мероприятия нэпа выявляются через сопоставление этой политики с политикой  «военного коммунизма». Учащиеся заносят в таблицу (см. Приложение № 1 ) основные черты политики «военного  коммунизма», которая изучалась ими ранее. Затем учитель, зачитав следующие слова поэта В. Маяковского:  ­ Дама в шляпе рубликов на сто…  кидает кому­то,  запахивая котик:  «Не толкаться! Но­но! Без хамства!  Это вам не 18ый годик!»  подводит учащихся к общему пониманию нэпа, как особой политики, не хуже и не лучше  той, которая проводилась в 1918 г.  а) Учащиеся, отвечая на вопросы, предложенные к тексту Документа № 1 (см.  Приложение № 2), выявляют мероприятия нэпа в области сельского хозяйства и заносят  их, а так же все последующие, в распечатку (см. Приложение №1).  б) Изменения в товарно­денежных отношениях выявляются при помощи следующего  вопроса:   Какие изменения должны были произойти в товарно­денежных отношениях в связи с введением продналога?  Затем учащиеся анализируют изменения, произошедшие в сфере товарно­денежных  отношений, отвечая на вопросы к Документу № 2 (см. Приложение № 3)  в) Изменения, произошедшие в области трудовых отношений и в финансовой сфере,  вычленяются учащимися самостоятельно по ходу рассказа учителя, содержание которого  может быть следующим.  Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении  производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо  натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной  сетке.  В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и  кооперативные банки, страховые общества.  Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными  услугами.  В 1922 г. была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране  твёрдой денежной единицы, обеспеченной золотом, ­ «золотого червонца» (10 рублей),  который высоко ценился на мировом валютном рынке. Трудовые мобилизации заменил  свободный найм рабочей силы через биржи труда. Рабочие могли переходить с одного  предприятия на другое. Устанавливалась 7­часовая продолжительность рабочего дня  при 6­дневной рабочей неделе.  г) Изменения, произошедшие в промышленности, учащиеся находят самостоятельно по  тексту параграфа 16. д) Изменения в области управления народным хозяйством выявляются на основе схемы (см . Приложение № 4 ) по следующим вопросам:   Какие объекты хозяйства сохраняет за собой государство?  Какие объекты оно отдаёт в частные руки?   Можно ли говорить на основе ответов на эти вопросы о коренных изменениях в  управлении народным хозяйством?  III Заключительная часть урока  Слово учителя.  Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп.  Вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока. Какая из двух точек зрения на ваш взгляд более  верная? Почему?  Заслушиваются ответы учащихся, и подводится общий итог.  Приложение №1  Новая экономическая политика (1921­1928гг.) Причины перехода к нэпу Объективные причины  Субъективные причины                    Сущность нэпа ­ …  Цели нэпа :   Политическая ­ …  Экономическая ­ …  Социальная ­ … Линии сравнения  Политика «военного коммунизма»  Новая экономическая политика Меры в области  сельского хозяйства  Меры в области  товарно­денежных  отношений  Меры в области  трудовых отношений,  в финансовой сфере  Меры в области  промышленного  производства  Меры в области  управления народным  хозяйством                                Документ №1. Приложение №2 Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 года. 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более  свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими  хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия  его производительности, а также в целях точного установления падающих на  земледельцев государственных обязательств развёрстка как способ  государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется  натуральным налогом.  2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки  обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые  необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого  населения.  3. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после  выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть  используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения  личного потребления и для обмена на продукты фабрично­заводской и кустарной  промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в  пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации,  так и на рынках и базарах.  1. Чем заменялась продразвёрстка?  Вопросы: 2. Каков размер продналога? В чём принципиальные отличия налога от развёрстки?  3. В интересах какого слоя населения была предпринята данная мера?  Приложение №3   Документ №2. Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. Соч. Т. 43.с.58) «Что же такое свобода оборота? Свобода оборота это есть свобода торговли, а свобода  торговли значит: назад, к капитализму. Это значит товарный обмен между отдельными  сельскими хозяевами. Из этого оборота и свободы торговли неизбежно вытекает деление  товаропроизводителя на владельца капитала и на владельца рабочих рук, разделение на  капиталиста и наёмного рабочего, то есть воссоздание снова капиталистического наёмного  рабства. Спрашивается, как же так, может ли коммунистическая партия признать свободу  торговли? Можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу  капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической  власти пролетариата? Можно, ибо вопрос в мере. Мелкий земледелец, пока он остаётся  мелким, должен иметь стимул, соответствующий его экономической базе, то есть мелкому  хозяйству».  Вопросы: 1. Какую главную политическую опасность, с точки зрения большевиков, таила в себе  торговля?  2. Почему большевики готовы были мириться с этой опасностью?  Приложение №4

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»

Урок истории в 9 классе : «Новая экономическая политика(1921-1928гг.)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017