Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
30.05.2017
Данный урок разработан как открытый урок. Его будет очень удобно использовать начинающим преподавателям, так как в приложении даны все материалы, используемые на уроке. Интересен данный урок и тем, что к нему подобран литературный материал (стихотворения) и краеведческий (семейские в Забайкалье). Имеет и презентация к уроку.
Церковный раскол!.docx
Открытый урок по истории
Тема. Церковный раскол.
Цели урока: сформировать у обучающихся представление о характере и
динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях
формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и
последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль
церковного раскола в истории российского общества.
Основные знания: положение Русской православной церкви после Смуты;
церковь при первом Романове; личность и церковная реформа патриарха
Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской
властями; основные решения церковного Собора 1666—1667 гг.; личность и
жизненный путь протопопа Аввакума.
Образовательная среда: учебник, карточкидаты, презентация, таблица
«Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении»,
лист самооценки работы на уроке для обучающихся, портреты первых царей
Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, Филарета, патриарха Никона,
протопопа Аввакума.
Межпредметные связи: литература, русский язык, краеведение.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, цари Михаил Федорович и
Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Ключевые понятия: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа,
старообрядцы, протопоп.
Даты и событие: 1653—1655 гг. — церковная реформа патриарха Никона.
Ход урока.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение. Разминка. Работа с карточкамидатами.
III. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя. Беседа с
обучающимися. Церковь после Смуты. Филарет.
IV. Изучение нового материала.
1. Церковные реформы Никона.
2. Церковный Собор 1666—1667 гг.
3. Протопоп Аввакум. Стихотворение Варлама Шаламова «Об Аввакуме».
V. Краеведение. Семейские в Забайкалье.
VI. Заключительный этап. Подведение итогов, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Приветствие. Отметка отсутствующих на уроке.
II. Повторение. Разминка. Работа с карточкамидатами. III. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя. Беседа с
обучающимися. Церковь после Смуты. Филарет.
Вступительное слово преподавателя. Беседа с обучающимися.
Как вы думаете, исходя из последних повторенных нами дат, о чем мы будем
говорить с вами на сегодняшнем уроке? (О церкви и религии.)
Запишите тему и план сегодняшнего урока. (Слайд 1 – 2)
Вы знаете, что долгое время на Руси, а потом и в России, не было
патриаршества.
1. Кто в это время был главой Русской Православной церкви? (Митрополит.)
2. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? (1589 год)
А теперь несколько слов о Смутном времени, изученном нами периоде, для
перехода к новой теме.
3. Почему этот период истории России назвали именно так?
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей
во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх
короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей
показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной
церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили
церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при
отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были
убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных
оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит
Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы
верующих в священнослужителей.
Поляки были изгнаны из Москвы усилиями народа, а не высшей власти.
Кто возглавил славное Второе ополчение? (Кузьма Минин и Дмитрий
Иванович Пожарский.)
Выступление обучающегося «Личность Филарета». (Слайд 3)
Итак, когда на русском престоле появилась династия Романовых? (1613 год)
Почему именно семья Романовых?
Итак, в годы правления Михаила Федоровича и Филарета, роль
государственной власти и церкви возросла. Церковь, всегда стоявшая ниже
светской власти, поднялась на одну ступень с ней. Даже подписи на
государственных документах царь и патриарх ставили вместе.
Напомните мне почему такое стало возможно? (Они были родственниками:
сын и отец.)
Итак, мы вспомнили с вами тяжелые годы Смуты, восхождение Романовых,
ситуацию в годы правления первого Романова – Михаила Федоровича, а
теперь мы переходим с вами непосредственно к новому материалу.
IV. Изучение нового материала. Вступительное слово преподавателя. В истории нашей страны было много
периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов
стало время раскола.
Как вы понимаете слово «раскол» и что могло расколоться?
Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил
свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим
явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить
повторения этих страшных событий; раскрыть предпосылки, сущность и
последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль
церковного раскола в истории российского общества. В ходе урока мы
заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах
и богослужении». Ответим на вопросы: Была ли реформа церкви оправдана в
глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и
богослужении
После реформы
До реформы Никона
Крещение двумя перстами
Земные поклоны
Исус
Старые древнерусские обряды
Старые древнерусские церковные
книги, разные во всех церквах
1. Церковные реформы Никона. (Слайд 4)
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах,
переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений
текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи
многоголосия во время церковной службы, когда все молились, используя
разные молитвы, крещение двумя перстами. По отношению к этому вопросу
мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к
древнерусским обрядам. (Слайд 5)
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности,
а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит
новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона.
Выступление обучающегося с биографией Никона. (Слайд 6)
Итак, давайте выясним, что стало основной причиной проведения реформы?
Основной причиной реформ послужила необходимость в унификации
обрядов и укреплении нравственных устоев духовенства. Также Никон желал видеть Россию как центр мирового православия, так как страна расширяла
связи с Украиной и территорией бывшей Византии. (Слайд 7 8)
В 16531655 годах началось осуществление церковной реформы. Было
введено: (Слайд 9)
крещение тремя пальцами;
поясные поклоны вместо земных;
исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Вносим данные в таблицу.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же
начавшаяся война с Речью Посполитой и, связанные с ней жертвы и утраты,
простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных
традиций. Произошел раскол общества. Созванный в 1654 году церковный
Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в
соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже
фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре
выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил
Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила
Федоровича и патриарха Филарета. (Слайд 10)
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть.
Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе,
приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом
по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе
он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский
монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его
вернуться в Москву. (Провести аналогию с Иваном IV Грозным.) Однако
Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд
над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из
других стран.
2. Церковный Собор 1666—1667 гг. (Слайд 11)
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него
под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон
«самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества
отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому
принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные
служители поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана
патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее
противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать
лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению
1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 16661667 годов углубил раскол в Русской православной церкви. 3. Протопоп Аввакум. Стихотворение Варлама Шаламова «Об
Аввакуме». (Слайд 12)
Тех, кто не принял нововведения стали называть раскольниками или
старообрядцами. Выдающимся руководителем старообрядцев выступал
протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным
сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона
он воспринял резко отрицательно.
Выступление обучающегося с биографией Аввакума. (Слайд 13 19).
Протопоп Аввакум (16201682) является выдающейся исторической
личностью. На русской земле авторитет этого человека в XVII веке был
огромен. Считался он праведным гонимым мучеником и одним из основных
оппонентов патриарха Никона. Суровость его характера и высочайшая
принципиальность вызывали уважение не только у сторонников, но и у врагов.
Логическим концом стала мученическая смерть. Кончина этого человека
окончательно расколола русскую православную церковь. Никониане сожгли
Аввакума, а вместе с ним "сгорели и все мосты". Точек соприкосновения
между старообрядцами и никонианами не осталось.
Стихотворение Варлама Шаламова «Об Аввакуме» (читает
обучающийся).
V. Краеведение. Семейские в Забайкалье. (Слайд 20)
Семейские русские старообрядцы Забайкалья
царскими войсками семьями из пределов Белоруссии, Украины и Польши. В
Сибири за ними закрепилось название «семейские» На общественных сходах
выбирались староста, старшина и писарь, решались вопросы
землепользования, распределялись подати и повинности. Под надзором
общины проводились общественные и церковные праздники.
Выступление обучающегося с сообщением. (Слайд 21 29).
Слово о восстановленном доме в селе НовоСалия Улетовского района весной
2016 года.
VI. Заключительный этап. Подведение итогов, выставление оценок.
(Слайд 30 – 32)
На самом деле, реформы не коснулись сущности православия. Речь шла
о том, сколькими пальцами следует креститься, в каком направлении
совершать крестный ход, как писать имя Иисус и т. д. Тем не менее,
преобразования вызвали широкое недовольство среди народных масс.
Совершился раскол русской церкви.
Рассказ преподавателя о гонениях на старообрядцев и о боярыне Феодосии
Прокопьевне Морозовой.
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Работа с конспектом. Индивидуальное задание –
сообщение «Восстание в Соловецком монастыре».
, выведенные в 1760х гг. Приложение.
Лист самооценки работы на уроке по истории
ФИО обучающегося___________________________Группа 42 «А»
Тема. Церковный раскол
1. Даты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания:
12 – 13 верных ответов – «5»
ответов__________
9 – 11 верных ответов – «4»
(даты)____________
7 – 8 верных ответов – «3»
Менее 7 верных ответов – «2»
2. Работа на уроке
Колво верных
Ваша оценка
Выступление перед
аудиторией
Ответы на вопросы
преподавателя (короткие)
Ответы на вопросы
преподавателя
(развернутые)
Ваша оценка работы на уроке____________ аа
(в миру Фёдор Ник тич Ром нов
Для сообщений обучающихся к уроку
еа
Патри рх Филар т
; 12 ноября 1553
— 1 (11) октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного
времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея
Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту
фамилию; двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана IV
Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила
Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).
иа
аа
Биография
В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе.
Боярин (c 1586 года) был одним из первых щёголей в Москве, сыном
[2], племянником царицы Анастасии,
влиятельного Никиты ЗахарьинаЮрьева
первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса
Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году.
В 1590е годы занимал ряд государственных и военных постов:
был псковским наместником, служил воеводой в ряде полков.
Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове,
который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский
престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна
Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и
«Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный
выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии был избран русским
царём.
До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как
«родственник» из АнтониевоСийского монастыря Лжедмитрием I в 1605
году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет
оставался на нем и при Василии Шуйском, а с 1608 года, захваченный
тушинцами в Ростове, но принятый Лжедмитрем II опять же как «родственник», вынужден был играть роль «нареченного патриарха»
в Тушинском лагере нового самозванца; его церковная власть
распространялась на территории, контролируемые «тушинцами», при этом он
представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал
на своём патриаршем сане.
В 1610 году он был отбит у тушинцев, вскоре назначен в посольство
к Сигизмунду III. Не возражал против избрания царём польского
королевича Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот
принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским
королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать
подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был
арестован поляками (1611).
1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в
соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был
торжественно встречен сыном.
Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину
поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в
Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.
Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его
соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно
необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»;
фактически руководил московской политикой.
Патриарх Никон Московской и Всея Руси. Возглавлял Епархию с 1652г по
1666г. Осуществил реформы церкви, которые привели к расколу.
Никон (в миру Никита Минов или Минин) происходил из простой
крестьянской семьи.
Будущий патриарх родился в селе Вельдеманово недалеко от Нижнего
Новгорода в 1605 году. Мать скончалась вскоре после родов, а отец потом
женился повторно.
С мачехой отношения не заладились – она часто била его и лишала еды.
Приходской священник обучал Никиту грамоте. В 12 лет Никон стал
послушником при Макарьевом Желтоводском монастыре, где и оставался до
1624.
Родители убедили его вернуться домой и жениться. Затем Никита стал
священником в деревне Лысково, но купцы, наслышанные о его
образованности попросили перебраться в одну из московских церквей.
В 1635 у Никиты умирают дети, после чего он убедил жену принять постриг в
Алексеевском монастыре. Сам же в 30летнем возрасте становится монахом
под именем Никон в СвятоТроицком Анзерском скиту Соловецкого
монастыря. После ссоры с преподобным отцом монастыря по поводу необходимости Никону совершать литургии и заведовать хозяйством в ските,
монах бежал оттуда в Кожеозерский монастырь.
В 1643 Никон стал там игуменом. В 1646 совершилась первая встреча Никона
и царя Алексея Михайловича. Игумен Кожеозерского монастыря произвел на
правителя благоприятное впечатление и по наставлению монарха остался в
Москве. По велению Алексея Михайловича патриарх Иосиф посвятил Никона
в архимандриты Новоспасского монастыря.
Таким образом, Никон вошел в неофициальный кружок «ревнителей древлего
благочестия», целью которого было увеличение роли религии в жизни жителей
Московского государства, улучшение нравственности населения и
духовенства, распространение просвещения. Отдельное внимание уделялось
правильному переводу богослужебных книг. В 1649 Никон стал
митрополитом Новгородским и Великолуцким.
В апреле 1562 умер патриарх Иосиф. Члены кружка «ревнителей
благочестия» сначала хотели видеть патриархом Стефана Вонифантьева,
царского духовника, но тот отверг предложение, скорее всего, потому что
понимал, что Алексей Михайлович желал видеть Никона в этом сане.
После просьбы Алексея Михайловича к Никону принять сан, по инициативе
последнего из Соловецкого монастыря в Москву переносят мощи святого
митрополита Филиппа. 25 июля 1562 состоялся процесс интронизации
Никона, во время которого он потребовал от царя обещания не вмешиваться в
церковные дела.
Властность и честолюбие Никона диктовали ему желание быть приближенным
царя.
Патриарх помнил тесную связь между царем Михаилом Федоровичем и
Филаретом и даже хотел превзойти своего предшественника. Однако Никон
не учел, что бывший патриарх был отцом царя, что давало ему значительное
преимущество по сравнению с Никоном.
По инициативе Никона было построено множество монастырей, такие как
Онежский Крестный, Иверский и Новоиерусалимский. В 1655 был заложен
каменный Успенский собор.
Поняв намерения Никона, царь Алексей Михайлович перестал посещать
службы патриарха и приглашать во дворец. Никон понял, что попал в опалу,
добровольно оставил патриаршество и уехал в монастырь. Несколько лет
патриаршее место пустовало.
В 1666 Никон был лишен сана патриарха за своевольные действия. По
решению соборного суда Никон стал простым монахом Ферапонтова
Белозерского монастыря. После смерти Алексея Михайловича был переведен
в КириллоБелозерский монастырь под более строгим надсмотром.
Новый царь, Федор Алексеевич, снисходительно относился к Никону.
Совместно с Симеоном Полоцким он размышлял над планом создания в
России четырех патриаршеств и папства во главе с Никоном. Идея не
получила развития. Никон умер в 1681. Федор Алексеевич настоял на патриарших похоронах для монаха, хотя и не получил на это одобрения
Иоакима, патриарха Московского.
Протопоп Аввакум
Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской
губернии. Отцом его был приходской священник Пётр. Мать звали Марией.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша
женился на 14летней девушке Анастасии. За год до замужества она
осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была
истовой помощницей во всех его делах.
В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень
священства). Через 2 года ему дали 2ю степень священства, и он стал попом в
селе Лопатицы Нижегородской губернии. Уже в эти годы будущий великий
мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый
характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же
самого от своей паствы.
Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и
необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней страстью. Но чтобы
подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь
правой руки. Так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.
За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное –
протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым. Тот
плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного
отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой
человек слишком блудлив, и отказался его благословлять. Разгневанный
боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но
подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.
Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец
Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к нему очень хорошо
относился патриарх Иосиф. Но он скончался в 1652 году, а его место занял
патриарх Никон, который также поначалу благоволил к принципиальному
священнику.
Церковная реформа и борьба с никонианством
Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях
"древлего благочестия", куда также входил и Аввакум. За основу был взят
греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. Всё это
вызвало резкую критику со стороны Аввакума, Ивана Неронова, а также
многих других выдающихся церковнослужителей. Все они отошли от
патриарха Никона. В ответ на это тот организовал их преследование. В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3е
суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих
взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и
на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника,
того сослали в Тобольск.
Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести
активную агитацию против новой церковной реформы. Тогда его сослали в
Забайкалье к Нерчинскому воеводе Афанасию Пашкову. Это был человек
патологической жестокости. Именно его и поставили надзирать за ссыльным
протопопом. Казалось бы, с воеводой следует вести себя чрезвычайно
осторожно и не перечить ему. Но, как говорится, нашла коса на камень.
Священник начал жёстко критиковать Пашкова, считая всю его деятельность
неправильной. Естественно, это не понравилось безраздельному хозяину
Забайкалья. Он велел привести к себе дерзкого еретика и жестоко избил его.
Затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи Падунского
порога на реке Ангаре. Там в холоде и голоде просидел непокорный
вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил
у него прощение.
Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в
полк, который шёл непроторенными землями на восток. Люди преодолевали
бурные реки, продирались сквозь тайгу и при этом терпели многие лишения. В
течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых
сибирских землях. Побывали они на Байкале, Амуре, Шилке. Часто не
доедали, болели.
Сожжение старообрядцев
Только в 1664 году не сломленный духом священник вернулся в Москву.
Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. Обратный путь
шёл через всю Россию и был долгим. Во всех городах протопоп Аввакум
нещадно критиковал никонианство. Но в первопрестольной мученика
встретили почтительно и с уважением. От государя последовало предложение
стать его духовником. Однако гордый вольнодумец отказался.
Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа
Аввакума". При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству
поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий
священник является не врагом Никона, а категорически выступает против
реформирования церкви. Он продолжал креститься 2мя перстами, хотя все
признали троеперстие, соблюдал старые обряды.
Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664
году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666
году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном.
Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу,
но тот остался при своём мнении. Тогда церковный суд лишил его степени
священства, что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от
церкви. Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное
руководство.
После этого сторонника старой веры сослали в ПафнутьевоБоровский
монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной
келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие
поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый
далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в
нижнем течении реки Печоры. А вот казнить вольнодумца в то время не
решились, хотя многие его соратники расстались с жизнью, не пожелав
отказаться от старой веры.
Но в 1682 г. он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому
приказу.
Семейские
, природные земледельцы,
Последователи старой православной веры
обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной
сплоченностью и поразительным трудолюбием, через короткое время
заслужили признание как лучшие земледельцы, а места их поселения стали
житницами края. Для возделывания земли применяли соху, сабан. Первыми в
Сибири стали использовать плуг, для боронования плетеные бороны с
деревянными зубьями, затем рамочные деревянные бороны с железными
зубьями. «Они и камень сделали плодородным», отозвался о них иркутский
губернатор Трескин. Выращивали рожь (ярицу), пшеницу, овес, ячмень, просо,
гречиху, коноплю, а также огородные культуры капусту, морковь, лук,
чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, бураки (свеклу), позднее бульбу
(картофель). Староверы называли его «чертовы яблоки» и долго отказывались
разводить. Для полива пашен и огородов перепруживали речки и устраивали
канавы. Животноводство имело подсобное значение.
Преобладали у них равные браки. Глава семьи являлся блюстителем
бытового уклада. Домочадцы беспрекословно во всем подчинялись ему,
соблюдая жесткие патриархальные порядки. Авторитет хозяйки дома был
достаточно высок, но жизнь невесток осложнялась множеством обязанностей,
ограниченностью в правах. Важное значение придавалось
трудовому воспитанию детей. Старообрядческие семьи характеризовались
крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки. Забайкальские старообрядческие селения отличались большой
протяженностью. В них имелось несколько улиц, расположенных в 12 ряда
вдоль рек и речек. Сохранялась традиционная русская застройка
крестьянской усадьбы. В комплекс переднего двора входили дом, иногда
зимовье, амбар, погреб, навес для телег, саней, другой инвентарь. На скотном
дворе находились стайки, омшаник, хлев, сарай для лошадей, сеновал,
сушильни для хлеба, рига (овин), позади них баня. Вся усадьба огораживалась
высоким забором, заплотом, иногда на заднем дворе ставили частокол или
изгородь из жердей. Использовались 4 основных типа жилища: 4стенная изба,
представляющая сруб с сенями или без них, пятистенка, «связь» 6стенная
изба, круглый дом. Дома рубили из сосновых бревен, на нижние и верхние
венцы использовали лиственницу.
Пища семейских имела свои особенности, зависящие от постных (среда,
пятница, иногда понедельник) и скоромных дней. В посты употреблялась
пища растительного происхождения, без яиц, в отдельные дни рыба. В
мясоеды преобладали мясные блюда, щи, супы с мясом, мясо жареное
(жаренина) с картошкой, котлеты, каши, молочные продукты (масло, сметана,
творог, простокваша), яйца, яишница. Выпекали булки, ковриги, калачи,
пироги (с рыбой, грибами, с ягодами, с луком, капустой, морковью,
творогом), маленькие пирожки (пироженники) с такой же начинкой,
пампушки, хворост. Особой обильностью, своеобразием отличалась
праздничная и обрядовая еда (кутья, оладьи, блины, курники, сгибни, каши).
Напитки готовили на дикорастущих растениях: иванчай (скрипень),
курильский чай (турусульник), бадан, брусничник, березовый гриб (чага),
шульта, ревень, листья смородины.
Для семейских характерен культ чистоты духовной и физической. Чистоте
помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды,
существовали запреты на общение с мирскими (инаковерующими) в еде,
питии, любви.
В быту воспитывались эстетические идеалы староверов: представления о
красоте и гармонии в природе, разумно устроенной Богом, любовь к иконе,
красивому богослужению, красоте и опрятности народного костюма,
фольклору, пению. Все это создавало известную гармонию отношений,
уверенность в правильности выбранной старой православной веры, обрядов,
формировало духовнопсихологический комфорт в семье, в общине, вкупе с
трудолюбием возвышало старообрядцев.
Об Аввакуме
Варлам Шаламов (писатель, поэт XX века) В Даурии дикой пустынной
Отряд воеводы идет,
В отряде том поступью чинной
Великий страдалец бредет.
Жена с ним и малые дети
Изгнание вместе несут,
За правую проповедь в свете
Жестокий им вынесен суд.
Не солнце над ними сияет,
Не радостный отдых их ждет,
Мороз до костей пробирает,
И голод по нервам их бьет.
Вот стонет жена, голодая,
И силы кидают ее,
И дети к ней жмутся, рыдая,
Пеняет она на житье:
«Петрович, да долго ль за правду
Изгнание будем нести?
Ужели не встретим отраду
И долго ли будем брести…?»
«До самыя, Марковна, смерти», —
Ей скажет Аввакум борец, —
«До самыя, Марковна, смерти,
Когда мой наступит конец».
«Бредем мы, Петрович, о, Боже!» —
Вздохнувши промолвит жена,
Должно быть, ей правда дороже
Спокоя, здоровья и сна.
И ветер в Даурии дикой
Унылую песню поет,
И отзвуки речи великой
В Россию он смело несет.
И речи той с ужасом внемлют
Гонители правды святой,
Но с радостью в сердце приемлет
Кто верит заре золотой. Читает преподаватель
Духовный стих о боярыне Морозовой
Снег белый украсил светлицы,
Дорогу покрыл пеленой,
По улице древней столицы,
Плетется лошадка рысцой.
На улице шум и смятенье,
Народ, словно море, шумит,
В санях, не страшась заключенья,
Боярыня гордо сидит.
Высоко поднявши десницу,
Под звон и бряцанье цепей,
Она оглашает столицу,
Правдивою речью своей.
Она не боится мученья,
И смело на пытку идет,
И к истине сердца влеченье
Ей силу и бодрость дает.
Сменила пиры и палаты
На мрачный сырой каземат,
Душа ее верой богата,
Ей правда дороже палат.
И верит она не погибнет,
Идея свободной мольбы,
Настанет пора и воздвигнут,
Ей памятник вместо дыбы.
На месте тех давних событий
Часовня, как символ, стоит,
И людям об Истинной Вере
Она неподкупно гласит.
Вы, люди, не бойтесь гонений,
Ведь правда бывает одна.
И Вера Христова святая
Одна лишь на все времена.
За веру святые страдальцы
На подвиг бестрепетно шли.
Они не боялись мучений,
Лишь веру в душе берегли.
Святая великая мати,
На сем нас пути укрепи.
И иго Христово благое С любовью нести помоги.
Стяжавше к Христу дерзновенье,
Его ты за всех умоли,
Чтоб в Истинной вере спасаться
Всем людям на русской земли.
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Разработка урока по истории России на тему "Церковный раскол" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.