Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
2 кл
24.01.2017
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА 2 класс.doc
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА
«МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Ц е л и : ознакомить с произведениями и историей развития городецкой
росписи, творчеством художникаиллюстратора Ю. А. Васнецова; развивать
эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров; воспитывать любовь к
декоративноприкладному искусству.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д:
произведения городецких мастеров
(репродукции или фотографии изделий); образцы работ учителя «Городец»
(гуашь), «Сказочная ветка» (гуашь); фотографии цветов, растущих в России;
книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: народное творчество.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: русские народные песни.
Ход уроков
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е к л а с с а .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов
по росписи деревянной посуды. Этот промысел – городецкая роспись.
III. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Вы уже знакомы с понятием «декоративноприкладное
искусство».
w Что входит в это понятие?
Декоративноприкладное искусство – создание художественных изделий,
имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративностью.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны,
практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом – в
конструкции, пропорциях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин,
украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать
узоры на ткани – все это требует большого мастерства. Вероятно, такие
украшенные орнаментами изделия относятся к декоративноприкладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту
удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело
художники, – из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины,
камня, ткани) они создают предметы быта, являющиеся произведениями
искусства.
IV. Вводная беседа.
У ч и т е л ь. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту
цветущих лугов и садов. Рассмотрим произведения городецких мастеров
(репродукции или фотографии).
1. С т а р и н н а я р о с п и с ь Городца.
Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел
из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими
руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется,
что каждый его житель – художник или мастер. Здесь всегда любили сказки:
мастерили сказочно красивые корабли, дома и украшали разную домашнюю
утварь затейливой резьбой и росписью.
Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами,
птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость.
Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках,
праздничные гуляния.
Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными
цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных
«оживками», на фоне нарядной скатерти! Кавалер с дамой расположились за
чашкой чая. Сцена чаепития с традиционным пузатым самоваром, вареньем и
пряниками передает домашний уют и тепло семейного очага.
На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой
росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы
торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок,
роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.
Цвета старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь,
но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательно,
то можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета –
пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки
центр цветка смещен влево или вправо.
Растительный орнамент, как и фигуры, выполняется сочными легкими
мазками. Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с
русской народной песней.
Красивый городецкий конь с сильной шеей – поэтический образзагадка.
Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков,
столах, тарелках для стен. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же
изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным
садам.
Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной
жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично.
2. С о в р е м е н н а я р о с п и с ь Городца.
У ч и т е л ь. Посмотрите, как эстетически выразительна современная
городецкая роспись.
w А какие элементы в городецкой росписи главные?
Главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.
w Какова роль цвета в изображении красивых и выразительных купавки и
розана?
Розан и купавка выполняются насыщенными и густыми цветами – красным и
синим цветами и их оттенками – розовым, голубым. Особую праздничность и
нарядность цветочной росписи придает оживка.
Важные изменения произошли в городецкой росписи в наши дни: вместо
темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось
и на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент.
Масляные краски позволяют добиваться разнообразных сложных цветовых
оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать
сиреневым, а другой – малиновым.
Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному
дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра
городецкой росписи красочна и разнообразна. Зеленые, золотые, желтые,
голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и
белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.
Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка»,
выполненная белилами. Штрихи, линии, дуги украшают цветы и фигуры.
Известная художница Т. Маврина, глубоко понимающая народное искусство,
очень метко и образно оценила значение «оживки» в городецкой росписи:
«Самое интересное в этой живописи – ее завершение, «оживка». Закончить,
поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой
моделировки, а просто для красыбасы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье жемчугом».
Некоторые изделия так и называются – жемчужные.
Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков.
Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой,
а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит
динамику в роспись.
V. Изучение нового материала.
У ч и т е л ь. Известный русский художник Ю. А. Васнецов нарисовал много
иллюстраций к русским народным сказкам. В его произведениях все предметы
становились сказочными. В рисунках Ю. Васнецова мы встречаемся с героями
народных сказок – лисичками, барашками, мишками – в окружении сказочного
леса.
w А как можно изобразить сказочный лес?
Верно, сказочный лес – это декоративные цветы, золотые яблоки, красочные
ягоды и листья, которые украшают сказочную ветку. Посмотрите фотографии
цветов, растущих у нас на родине.
В творчестве городецких мастеров проявилось удивительное чувство
декоративности, придающее праздничность тем фантастическим цветам,
которые они изображают.
Создавая произведение, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок,
находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись: появляются цветы и
деревья, лица кавалеров и барышень, кони и птицы. Линии и краски словно
взрываются ярким фейерверком орнаментов городецкой росписи. Секрет этого
чуда, имя которому – городецкая роспись, в силе традиций и живом творчестве.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на
образцах.
Урок 1
П р и е м ы в ы п о л н е н и я розана и купавки.
О б р а з е ц р и с у н к а «Городец» (гуашь).
У ч и т е л ь. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение
розана и купавки.
Во время декоративной работы тихо звучат мелодии русских народных песен.
1. Подмалёвок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан
выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом с синей. Выполню два круга в
центре листа. Голубым и розовым цветом.
2. В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой
кружочек – это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится
на подмалёвке, другая часть кружка расположена на белом поле листа.
3. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для
того чтобы выполнить такие одинаковые лепестки, надо край круга розана
поделить пополам, каждую половину еще раз пополам. Теперь каждую
четвертую часть в свою очередь делим поровну. В каждую из полученных
четырех долек впишу лепесток цветка – дужку. У купавки нечетное количество
лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепестокдужка, а по обе
стороны от него располагаются по три лепестка. При этом чем ближе лепестки к
центру, тем меньше по размеру.
4. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок и называют их
«оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У
розана в каждом из восьми лепестков так же ставим короткие штрихи. А у
купавки оживка подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с
каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен (см.
Приложение).
Урок 2
О б р а з е ц р и с у н к а «Сказочная ветка» (гуашь).
1. Располагаю лист по горизонтали, делю каждую из вертикальных сторон на
три части, провожу через полученные точки горизонтальные линии. Получилась
полоса. В центре полосы рисую круг, это розан, по краям от него намечаю
купавки.
2. В розане и купавке намечаю центры и лепестки цветков. Отмечаю
положение лепестков.
3. Выполняю работу в цвете, так как работа декоративная, то лучше работать
гуашью. Купавки выполню голубым цветом, а центр и лепестки у них раскрашу
синим. У розана закрашиваю подмалёвок голубым цветом, а центр и лепестки
выполню синим. Теперь зеленым цветом раскрашу лепестки.
4. Последняя стадия работы – оживка. Белыми короткими штрихами
украшаю каждый лепесток у купавок и розана, маленькими точками оживляю
центр каждого из цветов. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся.
Урок 1
З а д а н и е. Выполните декоративное изображение розана и купавки с
передачей цветовых оттенков и белой оживки.
Урок 2
З а д а н и е.
Выполните композицию «Сказочная ветка»,
используя
декоративные элементы городецкой росписи.
VIII. Итог уроков.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие
красивые цветы, вы работали аккуратно, не выходя за контуры рисунка. Очень
интересные композиции получились… (Назвать имя и фамилии детей.)
2. О б о б щ е н и е м а т е р и а л а, изученного на уроке.
В о п р о с ы к л а с с у:
w С каким замечательным народным промыслом вы сегодня
познакомились?
– Верно, с городецкой росписью.
w А где расположен этот промысел?
– Этот народный промысел располагается в Нижегородской области.
w Так что же является основой творчества городецких мастеров?
– Основой творчества городецких мастеров является красочный
декоративный орнамент, составленный из очень стилизованных растительных
элементов.
w Какие элементы цветочной росписи Городца являются главными?
– В городецкой росписи главными элементами растительного орнамента
являются купавка и розан.
w С творчеством какого художникаиллюстратора вы познакомились?
– На этих уроках вы познакомились с творчеством известного художника
иллюстратора Ю. А. Васнецова.
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Разработка урока по ИЗО 2 класс ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ РИСУЕМ СКАЗОЧНУЮ ВЕТКУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.