Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского.
Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ДРЕВНИЕ СОБОРЫ
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания соборов Москвы;
дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать
духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления
связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из
бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные
связи (живопись, музыка, литература).
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, репродукции,
фотографии; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции А. М. Васнецова «Московский Кремль.
Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов
Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : отрывки из стихотворений А. С. Пушкина, М.
Просянникова, Л. Мея.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись песни О. Газманова «Золотые купола».
Х о д у р о к а
Помни о Красоте, не изгоняй ее облика из жизни, зови
действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное,
необъятное поле труда и созидания.
Н. К. Рерих
I. Организационный момент.
Ох, красна Москва церквами,
Расписными теремами,
В ней звонят колокола
И сверкают купола.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту,
бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и
чувствами эти передали своим будущим детям и внукам.
Два чувства давно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
А. С. ПушкинЗвучит запись песни О. Газманова «Золотые купола».
У ч и т е л ь . Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства.
Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже:
прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы,
шлемовидный купол.
Церкви имели в Древней Руси не только культовое, но и большое
общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и
кирпича. Кубическая форма церковного здания сложилась в русской
архитектуре еще на самой ранней стадии ее развития в X–XI веках. Над этими
сооружениями работали мастеразодчие.
Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет
простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число
их может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь
Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, а семь –
число церковных таинств.
Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране
храм имеет свое наименование: в России, в Западной Европе – церковь, костел,
кирха, в Средней Азии – мечеть. Храм – это модель Вселенной, ориентированная
по сторонам света.
Храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его
шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.
Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель
высокого сана.
Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от
храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных
башен, а также высотных композиционных центров в ансамблях кремлей,
монастырей и т. д. (например, колокольня Ивана Великого в Московского
Кремле).
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. М. Васнецова
«Московский Кремль. Соборы» и фотографии Успенского, Благовещенского,
Архангельского соборов и колокольни Ивана Великого.
Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве. Какие чувства
вы испытываете, когда смотрите на них?
У ч е н и к и . Храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные
звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.Храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные
украшения, проросшая травой земля, сам воздух окрестности, все окружающее
пространство насыщены гармонией природы и творения рук человеческих, духом
истории.
Взметнув старинные кресты
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты
На красоту, ровняя звуки.
Как будто бы по лону вод
Она и в праздники, и в будни
Прекрасным лебедем плывет
Навстречу восхищенным людям.
Худое слово с языка
Здесь не слетит. Светлеют лица,
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолиться.
М. Просянников
Все дышит миром и спокойствием, а своды храма попрежнему полны жизни и
чувства.
III. Рассказ об истории и архитектуре соборов Московского Кремля.
У ч и т е л ь . Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная
площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора – Успенский,
Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого.
У каждого собора – свой облик и назначение.
Московский князь Иван III призывал из Италии Аристотеля Фиораванти.
Итальянский архитектор и военный инженер получил от князя почетный заказ –
соорудить главный храм государства – Успенский.
Зодчество – искусство строить здания, оно неотделимо от умения вписывать
линии в небо. Аристотель Фиораванти понимал, что в России другое небо, чем в
Италии, – севернее, другие люди – спокойные и молчаливые, иные обычаи и вера.
Аристотель Фиораванти заказал кирпичи – продолговатые и твердые. Со
своими спутниками уехал во Владимир. А там, утопая в вишневых садах, на
обрывистой горе, над извилистой Клязьмой, горделиво высился Успенский
собор. Поставили на горе его в давние времена так удачно, что он, казалось,
плыл в воздухе.
Выполняя заказ, Фиораванти поставил в Москве храм, похожий на
Владимирский, но еще более торжественный и величавый.Восторгаясь сооружением, седой летописец написал: «Была же та церковь
весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и
пространством».
В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари.
Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для
Москвы и всей отчей стороны.
По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая
церковь великого князя. Строили собор псковские мастеракаменщики. В этом
соборе работали великие художники, и среди них художник первой руки –
Андрей Рублев.
Был закончен в начале XVI века и Архангельский собор – самый пышный из
всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными
пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец. Строил собор
усыпальницу московских князей итальянский архитектор Алевиз Новый.
Высоко над Москвой в небо поднимается ярусами дозорная башня. На самой
выси, на боевой площадке сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль:
не покажутся ли за рекой враги?
Послушайте стихотворение Льва Мея о златоглавой Москве.
Там, за синей цепью гор,
За широкими полями,
Где усталый видит взор
Только землю с небесами, –
Там спит городвеликан,
На холмы облокотившись,
К долам низменным склонившись,
Завернувшися в туман;
Весь из куполов, блистает
На главе венец златой;
Ветер с поясом играет,
С синим поясомрекой.
То величья дочь святая,
То России голова
Наша матушка родная,
Златоглавая Москва!
Ожила небес равнина,
Вот помчалася заря,
В колеснице из рубина,
Серебра и янтаря;
Пробралась среди тумана,
К граду огненной тропой
И коснулась великанаБледнорозовой рукой…
Что общего находим между впечатлением, полученным от стихотворения Л.
Мея, и впечатлением, полученным от увиденных архитектурных образов соборов
Московского Кремля?
У п р а ж н е н и е «По солнышку».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте.)
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и беленьким
Я радуюсь цветам.
(Повороты направо, налево, любуются цветами.)
А из лесу далекого,
Куда и я иду,
Приветливо доносится:
Куку, куку, куку! (Изображают кукушечку.)
IV. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е . Конструирование древнерусской церкви и древнерусской
колокольни.
Удивительно проста
Новых зданий высота.
Этажи растут до неба,
Это просто красота.
Много в городе домов,
Скверов, парков и садов.
Но прекрасней в мире нет
Света русских куполов!
Э т а п ы р а б о т ы конструирования макета древнерусской церкви и
древнерусской колокольни.С п о с о б ы конструирования деталей макета древнерусской церкви:
а) четырехгранной призмы основания здания (для этого верхние части граней
призмы режутся ножницами по силуэту намеченной кровли здания, или режутся
силуэты кровли только двух противоположных граней, а части боковых граней
складываются внутрь);
б) цилиндрического барабана церкви с прорезными силуэтами окон
(пропорциональность соотношения высоты и ширины цилиндра с корпусом
здания создает выразительность пластического образа, силуэты окон на барабане
церкви режутся снаружи, а затем складываются вовнутрь);
в) корпуса здания церкви с отрезанными верхними углами граней,
сложенными вовнутрь;
г) главы церкви из конуса;
д) главы церкви из конуса, разрезанного у основания;
е) из полоски бумаги, которая вставлена внутрь барабана церкви.
С п о с о б ы к о н с т р у и р о в а н и я
деталей макета древнерусской
колокольни:а) конструирование крыш сгибанием со скручиванием полосок бумаги;
б) соединение составных частей палат, сконструированных складыванием и
скручиванием различным образом полосок бумаги. Основой пропорциональности
частей постройки служит размер основания здания. Силуэт двухскатной крыши
конструируется складыванием плотного места бумаги по центру скручиванием
по бокам от него полуцилиндров с последующим приклеиванием верхнего
заостренного гребня бочки. Затем гребни крыши украшаются вырезанием
характерного силуэта. Для крепления края крыши складываются, а затем
приклеиваются к другой полоске бумаги, сложенной и вырезанной в виде
потолка постройки. Крепление можно осуществить и канцелярскими скрепками.
Вся верхняя часть постройки кладется или приклеивается краями к основанию
здания);
в) конусы колоколов крепятся к аркам колокольни тонкой плоской бумагой
или ниткой.
V. Итог урока.
Экспрессвыставка работ.
Анализ и оценка.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: познакомиться с историей образования Москвы,
подобрать иллюстрации о Московском Кремле, московских площадях и улицах.