Разработка урока по ИЗО 4 класс "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Иконка файла материала Древние соборы.doc
ДРЕВНИЕ СОБОРЫ Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания соборов Москвы; дать  представление  об  особенностях  архитектуры  древних соборов; показать духовные   и   нравственные   ценности   памятников   искусства   для   установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги,   работы   с   графическими   материалами;   осуществлять   межпредметные связи (живопись, музыка, литература).  О б о р у д о в а н и е :   для   учителя  –   методические   таблицы,   репродукции, фотографии; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   репродукции А. М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого. Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   отрывки   из   стихотворений   А.   С.   Пушкина,   М. Просянникова, Л. Мея.  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :  запись песни О. Газманова «Золотые купола».  Х о д   у р о к а Помни   о   Красоте,   не   изгоняй   ее   облика   из   жизни,   зови действенно   и   других   к   этой   трапезе   радости;   зови   на   мирное, необъятное поле труда и созидания.  Н. К. Рерих I. Организационный момент. Ох, красна Москва церквами,  Расписными теремами,  В ней звонят колокола И сверкают купола.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно   хранили   память   о   прошлом,   любили   свою   историю   и   Родину   и чувствами эти передали своим будущим детям и внукам.  Два чувства давно близки нам –  В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.  Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.               А. С. ПушкинЗвучит запись песни О. Газманова «Золотые купола». У ч и т е л ь . Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные   стены,   небольшие   щелевидные   оконца,   напоминавшие   бойницы, шлемовидный купол.  Церкви   имели   в   Древней   Руси   не   только   культовое,   но   и   большое общественное   значение.   Церковные   здания   возводились   из   дерева,   камня   и кирпича.   Кубическая   форма   церковного   здания   сложилась   в   русской архитектуре еще на самой ранней стадии ее развития в X–XI веках. Над этими сооружениями работали мастера­зодчие.  Что   же   представляют   собой   древнерусские   храмы?   Каждый   из   них   имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, а семь – число церковных таинств.  Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране храм имеет свое наименование: в России, в Западной Европе – церковь, костел, кирха, в Средней Азии – мечеть. Храм – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.  Храмовое   зодчество   любой   страны   имеет   национальную   специфику,   и   его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.  Собор   –  крупный   храм,   где   богослужение   совершает   священнослужитель высокого сана.  Колокольня  –   сооружение   для   подвески   колоколов,   стоящее   отдельно   от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен,   а   также   высотных   композиционных   центров   в   ансамблях   кремлей, монастырей   и   т.   д.   (например,   колокольня   Ивана   Великого   в   Московского Кремле).  Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   А.   М.   Васнецова «Московский Кремль. Соборы» и фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов и колокольни Ивана Великого.  Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? У ч е н и к и .  Храмы   собирали   людей   в   дни   радости   и   тревог,   колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.Храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения, проросшая травой земля, сам воздух окрестности, все окружающее пространство насыщены гармонией природы и творения рук человеческих, духом истории.  Взметнув старинные кресты Над куполами, словно руки,  Она взирает с высоты  На красоту, ровняя звуки. Как будто бы по лону вод  Она и в праздники, и в будни Прекрасным лебедем плывет  Навстречу восхищенным людям.  Худое слово с языка Здесь не слетит. Светлеют лица,  И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться.               М. Просянников Все дышит миром и спокойствием, а своды храма по­прежнему полны жизни и чувства.  III. Рассказ  об  истории  и  архитектуре  соборов  Московского Кремля.  У ч и т е л ь . Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь   в   Кремле.   Площадь   окружают   три   величавых   собора   –   Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. У каждого собора – свой облик и назначение.  Московский   князь   Иван   III   призывал   из   Италии   Аристотеля   Фиораванти. Итальянский архитектор и военный инженер получил от князя почетный заказ – соорудить главный храм государства – Успенский.  Зодчество – искусство строить здания, оно неотделимо от умения вписывать линии в небо. Аристотель Фиораванти понимал, что в России другое небо, чем в Италии, – севернее, другие люди – спокойные и молчаливые, иные обычаи и вера. Аристотель   Фиораванти   заказал   кирпичи   –   продолговатые   и   твердые.   Со своими спутниками уехал во Владимир. А там, утопая в вишневых садах, на обрывистой   горе,   над   извилистой   Клязьмой,   горделиво   высился   Успенский собор. Поставили на горе его в давние времена так удачно, что он, казалось, плыл в воздухе.  Выполняя   заказ,   Фиораванти   поставил   в   Москве   храм,   похожий   на Владимирский, но еще более торжественный и величавый.Восторгаясь сооружением, седой летописец написал: «Была же та церковь весьма   удивительна   величеством,   и   высотою,   и   светлостью,   и   звонностью,   и пространством».  В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя. Строили собор псковские мастера­каменщики. В этом соборе   работали   великие   художники,   и   среди   них   художник   первой   руки   – Андрей Рублев.  Был закончен в начале XVI века и Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами.   Он   напоминал   сказочный   заморский   дворец.   Строил   собор­ усыпальницу московских князей итальянский архитектор Алевиз Новый.  Высоко над Москвой в небо поднимается ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Послушайте стихотворение Льва Мея о златоглавой Москве.  Там, за синей цепью гор,  За широкими полями,  Где усталый видит взор Только землю с небесами, – Там спит город­великан,  На холмы облокотившись,  К долам низменным склонившись,  Завернувшися в туман; Весь из куполов, блистает На главе венец златой; Ветер с поясом играет,  С синим поясом­рекой.  То величья дочь святая,  То России голова Наша матушка родная,  Златоглавая Москва! Ожила небес равнина,  Вот помчалася заря,  В колеснице из рубина,  Серебра и янтаря; Пробралась среди тумана,  К граду огненной тропой И коснулась великанаБледно­розовой рукой… Что общего находим между впечатлением, полученным от стихотворения Л. Мея, и впечатлением, полученным от увиденных архитектурных образов соборов Московского Кремля? У п р а ж н е н и е  «По солнышку».   Ф и з к у л ь т м и н у т к а По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте.) И любо мне, и весело,  Смотрю по сторонам,  Голубеньким и беленьким Я радуюсь цветам.  (Повороты направо, налево, любуются цветами.) А из лесу далекого,  Куда и я иду,  Приветливо доносится: Ку­ку, ку­ку, ку­ку! (Изображают кукушечку.) IV. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е .   Конструирование   древнерусской   церкви   и   древнерусской колокольни.  Удивительно проста Новых зданий высота.  Этажи растут до неба,  Это просто красота.  Много в городе домов,  Скверов, парков и садов.  Но прекрасней в мире нет Света русских куполов! Э т а п ы   р а б о т ы   конструирования   макета   древнерусской   церкви   и древнерусской колокольни.С п о с о б ы  конструирования деталей макета древнерусской церкви: а) четырехгранной призмы основания здания (для этого верхние части граней призмы режутся ножницами по силуэту намеченной кровли здания, или режутся силуэты кровли только двух противоположных граней, а части боковых граней складываются внутрь);  б)   цилиндрического   барабана   церкви   с   прорезными   силуэтами   окон (пропорциональность   соотношения   высоты   и   ширины   цилиндра   с   корпусом здания создает выразительность пластического образа, силуэты окон на барабане церкви режутся снаружи, а затем складываются вовнутрь);  в)   корпуса   здания   церкви   с   отрезанными   верхними   углами   граней, сложенными вовнутрь; г) главы церкви из конуса; д) главы церкви из конуса, разрезанного у основания; е) из полоски бумаги, которая вставлена внутрь барабана церкви.  С п о с о б ы   к о н с т р у и р о в а н и я   деталей   макета   древнерусской колокольни:а) конструирование  крыш  сгибанием  со  скручиванием  полосок  бумаги; б) соединение составных частей палат, сконструированных складыванием и скручиванием различным образом полосок бумаги. Основой пропорциональности частей постройки служит размер основания здания. Силуэт двухскатной крыши конструируется складыванием плотного места бумаги по центру скручиванием по   бокам   от   него   полуцилиндров   с   последующим   приклеиванием   верхнего заостренного   гребня   бочки.   Затем   гребни   крыши   украшаются   вырезанием характерного   силуэта.   Для   крепления   края   крыши   складываются,   а   затем приклеиваются   к   другой   полоске   бумаги,   сложенной   и   вырезанной   в   виде потолка постройки. Крепление можно осуществить и канцелярскими скрепками. Вся верхняя часть постройки кладется или приклеивается краями к основанию здания); в) конусы колоколов крепятся к аркам колокольни тонкой плоской бумагой или ниткой.  V. Итог урока.  Экспресс­выставка работ. Анализ и оценка.  Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  познакомиться   с   историей   образования   Москвы, подобрать иллюстрации о Московском Кремле, московских площадях и улицах.

Посмотрите также