Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Оценка 5

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Гармония жилья с природой.doc
ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   образом   традиционного русского  дома  –  избы;  раскрыть  гармоничную   связь  человека  с окружающим миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи.  О б о р у д о в а н и е :   для   учителя  –   методические   таблицы,   репродукции; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   фотографии   ансамблей   этнографических   музеев; образцы домовой резьбы и наличников.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихотворение   И.   Бунина;   Д.   Лихачев   «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи).  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   записи русских народных песен, инструментальных мелодий.  I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а Ученики, внимание – Ведь прозвенел звонок.  Садитесь поудобнее –  Начнем скорей урок! II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.  В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд. В о п р о с ы   к   к р о с с в о р д у : 1.   Дощечка,   на   которой   живописец   смешивает   краски.   2.   Жанр изобразительного искусства – изображение природы. 3. Человек необычной силы, стойкости, отваги. 4. Мягкие цветные карандаши.  К л ю ч е в о е   с л о в о : изба.  Изба –  русский срубной жилой  дом.  Главное  место в  них  занимают печи, поэтому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа» – теплое место). Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж –  подклеть  – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: все для тепла.  Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте­апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Но нельзя дать бревнам пересохнуть. В этом деле тоже были свои секреты. Если пересохнет лес, то его обработка усложнится. Дома ставили так, чтобы   было   не   только   удобно,  но   и   красиво.   Строили,   «как   мера   и   красота скажут». Около   избы   ставили  клеть,   где   хранили   одежду,   зерно,   посуду   и   прочие запасы.   Около   клети   помещались   амбары.   Изба,   клеть   и   амбар   –   это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.  Почему дерево стало исконным материалом для русских построек? У ч е н и к и .   Это   доступный   природный   материал   в   конструкции   и   декоре жилища. Леса в нашей стране занимают огромную территорию. У ч и т е л ь . Не только изба, но и все предметы быта создавались из дерева.  Рассмотрите иллюстрации русской деревни. Какая связь существует между русской природой и русским жильем?  У ч е н и к и . Формы жилища (его конструкция) зависит от природных условий. Богатая   узорчатость   украшений   изб   и   предметов   быта   имеет   сходство   с ажурностью, прозрачностью северного русского леса. У ч и т е л ь . Такую связь можно назвать «гармония». Гармония  (от   греч.   –   связь,   созвучие,   соразмерность)   –   в   архитектуре,   в изобразительных   искусствах,   в   природе   –   стройная   согласованность   и соразмерное сочетание всех элементов. Рассмотрим   внимательно   конструкцию   и   декор   северной   избы.   Обратите внимание на ее размеры (почти в два этажа).  Мастер украшения задает вам вопросы: – Как украшали свое жилище русские люди? –  Интересная деталь украшения – венчающее кровлю бревно –  охлупень  в виде коня. Конь­охлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской семьи.  Еще   одна   интересная   деталь   убранства   избы   –   доска   спущена   по   свесу. Настоящее   деревянное   кружево.   Часто   фронтон   дома   украшался   резным солнцем, а окна – наличниками, ставнями. Резные ставни и наличники Образцы домовой резьбы по дереву           У ч и т е л ь . Рассмотрите ставни и наличники избы, украшенные резьбой. Что напоминают эти элементы декора русского жилища?  У ч е н и к и .  Лес с  разнообразными   деревьями  и  травами.  Резной  орнамент заимствован человеком у природы. У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение И. Бунина о красоте осеннего леса.  Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.  Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,  Как вышки, елочки темнеют,  А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной  Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,  За лето высох он от солнца,  И осень тихою вдовой Вступила нынче в терем свой… И. Бунин С чем сравнивает И. Бунин русский лес?  У ч е н и к и . С теремом. У ч и т е л ь . Какими словами описывает автор лес и терем? У ч е н и к и .   Расписной,   лиловый,   золотой,   багряный,   веселый,   пестрый, светлый. У ч и т е л ь .   Опираясь   на   это   описание,   скажите,   какой   характер соответствует образу русского терема. У ч е н и к и . Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный. У ч и т е л ь . Какая связь существует между русским жильем и природой? Послушайте, как описывает русское жилище Д. С. Лихачев в статье «Память культуры и культура памяти». Культура – это память.  Одно из  самых  сильных  впечатлений  моей жизни  – посещение в  детстве крестьянской семьи на русском Севере, в селе неподалеку от только что основанного тогда Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей – обычных петроградских школьников. И разговор был степенный, приветливый, и обед – по заведенному издавна ритуалу. Во всем чувствовалась высокая традиционная культура.  В то время я еще не понимал, откуда это все в обычной деревенской семье, скорее всего неграмотной.   А   ведь   отгадка   проста.   У   всех   народов   мира   крестьянские   культуры   – древнейшие,   обладающие   к   тому   же   надежной   «системой»   памяти.   Веками,   по   крупицам собирали землепашцы свое духовное богатство – сказки, былины и песни, трудовые и бытовые навыки,   семейный   и   общественный   уклад.   Все   хорошее   не   забывалось,   а   передавалось   из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.  Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как броня, защищало народное творчество от пошлости.  Какие чувства испытал автор, побывав в русской семье? Послушайте русские народные песни и скажите, какие вы испытали чувства, слушая их.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся     выполняют     имитационные     движения     в     соответствии   с текстом.  Нужно ставить новый дом,  Непременно ставить нужно! Ну­ка сильно, ну­ка дружно Всех работать мы зовем,  Будем ставить новый дом.  Ряд за рядом бревна Мы положим ровно! Вот и печка и труба,  Для крылечка два столба.  Чердачок построим,  Тесом дом покроем,  Ну, готово! А теперь ставим  Лестницу и дверь.  Окна расписные,  Ставенки резные.  Щели паклею забьем И готов наш новый дом! III. Самостоятельная работа учащихся.  1. О б ъ я с н е н и е   у ч и т е л я  с наглядной демонстрацией приемов работы.  Для   создания   изображения   избы   берется   лист   белой   бумаги,   сгибается пополам и вырезается контур избы. Затем вырезаются причелины (в рус. дер. архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен), чуть продолжая верхнюю линию крыши и на небольшом расстоянии, параллельно   ей.   Из   цветной   бумаги,   сложенной   в   несколько   раз,   вырезаются кружочки – торцы бревен. Их можно сразу приклеить к основе, отступив от вертикальной линии справа и слева небольшое расстояние. Затем вырезаются не слишком   большие   окна   –   прямоугольники.   Важно   определить   место,   куда следует их наклеивать, стараться поднять повыше:  ведь окна в крестьянских домах делались высоко над землей, чтобы не проникала сырость. Между окнами необходимо оставлять место под их украшение наличниками. Затем мастерятся причелины:   сгибая   лист   пополам,   можно   сделать   в   них   красивые   прорези,   а концы причелин украсить зубцами, прямоугольниками, выступами и т. д. Узор на карнизе и наличниках выполняется карандашом.  Нужно постараться, чтобы наличники были одинаковые, а рисунок на карнизе ритмически повторялся.  Изба должна выполняться из бумаги, контрастной по отношению к основному тону и гармонирующей по цвету. Важно, чтобы дети запомнили общий силуэт избы спереди, сбоку, а также основные формы декоративного оформления.  В конце работы учащиеся могут обозначить карандашом основные элементы декора: причелины, наличники, карниз, конь­охлупень, водостоки. 2.  Э т а п ы   в ы п о л н е н и я   конструирования и украшения индивидуальных работ «Русская изба». IV. Итог урока.  1. Д е м о н с т р а ц и я  и оценка законченных работ. 2. У б о р к а   рабочих мест.  3. И г р а ­ ф и л в о р д  «Элементы декора русского жилища».  Учащиеся   должны   найти   отгадки­слова,   обозначающие   элементы   декора русской избы. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.  Домашнее задание: подготовить стихотворение о жизни русской деревни.

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"

Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017