Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
24.01.2017
Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского.
Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Гармония жилья с природой.doc
ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ
Ц е л и и з а д а ч и : познакомить учащихся с образом традиционного
русского дома – избы; раскрыть гармоничную связь человека с окружающим
миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение
ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к
искусству; укреплять межпредметные связи.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, репродукции;
для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д : фотографии ансамблей этнографических музеев;
образцы домовой резьбы и наличников.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память
культуры и культура памяти» (отрывок из статьи).
М у з ы к а л ь н ы й р я д : записи русских народных песен, инструментальных
мелодий.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . Особенности искусства нашей Родины складывались в древности
с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего
искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.
В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем
ответить, разгадав кроссворд. В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :
1. Дощечка, на которой живописец смешивает краски. 2. Жанр
изобразительного искусства – изображение природы. 3. Человек необычной силы,
стойкости, отваги. 4. Мягкие цветные карандаши.
К л ю ч е в о е с л о в о : изба.
Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают печи,
поэтому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа» – теплое место).
Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж – подклеть – защищает от сырости,
холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок:
все для тепла.
Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью метили подходящие
деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В мартеапреле делали сруб: точно
подгоняли бревна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев
оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно
высыхали. Но нельзя дать бревнам пересохнуть. В этом деле тоже были свои
секреты. Если пересохнет лес, то его обработка усложнится. Дома ставили так,
чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, «как мера и красота
скажут».
Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие
запасы. Около клети помещались амбары. Изба, клеть и амбар – это
крестьянский двор. Ограждала его изгородь.
Почему дерево стало исконным материалом для русских построек? У ч е н и к и . Это доступный природный материал в конструкции и декоре
жилища. Леса в нашей стране занимают огромную территорию.
У ч и т е л ь . Не только изба, но и все предметы быта создавались из дерева.
Рассмотрите иллюстрации русской деревни. Какая связь существует между
русской природой и русским жильем?
У ч е н и к и . Формы жилища (его конструкция) зависит от природных условий.
Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с
ажурностью, прозрачностью северного русского леса.
У ч и т е л ь . Такую связь можно назвать «гармония».
Гармония (от греч. – связь, созвучие, соразмерность) – в архитектуре, в
изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и
соразмерное сочетание всех элементов.
Рассмотрим внимательно конструкцию и декор северной избы. Обратите
внимание на ее размеры (почти в два этажа).
Мастер украшения задает вам вопросы:
– Как украшали свое жилище русские люди?
– Интересная деталь украшения – венчающее кровлю бревно – охлупень в
виде коня. Коньохлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской
семьи.
Еще одна интересная деталь убранства избы – доска спущена по свесу.
Настоящее деревянное кружево. Часто фронтон дома украшался резным
солнцем, а окна – наличниками, ставнями.
Резные ставни и наличники Образцы домовой резьбы по дереву
У ч и т е л ь . Рассмотрите ставни и наличники избы, украшенные резьбой. Что
напоминают эти элементы декора русского жилища?
У ч е н и к и . Лес с разнообразными деревьями и травами. Резной орнамент
заимствован человеком у природы.
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение И. Бунина о красоте осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступила нынче в терем свой…
И. Бунин
С чем сравнивает И. Бунин русский лес?
У ч е н и к и . С теремом.
У ч и т е л ь . Какими словами описывает автор лес и терем? У ч е н и к и . Расписной, лиловый, золотой, багряный, веселый, пестрый,
светлый.
У ч и т е л ь . Опираясь на это описание, скажите, какой характер
соответствует образу русского терема.
У ч е н и к и . Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный.
У ч и т е л ь . Какая связь существует между русским жильем и природой?
Послушайте, как описывает русское жилище Д. С. Лихачев в статье «Память
культуры и культура памяти».
Культура – это память.
Одно из самых сильных впечатлений моей жизни – посещение в детстве крестьянской
семьи на русском Севере, в селе неподалеку от только что основанного тогда Мурманска.
Помню, меня поразили чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей –
обычных петроградских школьников. И разговор был степенный, приветливый, и обед – по
заведенному издавна ритуалу. Во всем чувствовалась высокая традиционная культура.
В то время я еще не понимал, откуда это все в обычной деревенской семье, скорее всего
неграмотной. А ведь отгадка проста. У всех народов мира крестьянские культуры –
древнейшие, обладающие к тому же надежной «системой» памяти. Веками, по крупицам
собирали землепашцы свое духовное богатство – сказки, былины и песни, трудовые и бытовые
навыки, семейный и общественный уклад. Все хорошее не забывалось, а передавалось из
поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.
Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это,
как броня, защищало народное творчество от пошлости.
Какие чувства испытал автор, побывав в русской семье?
Послушайте русские народные песни и скажите, какие вы испытали чувства,
слушая их.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют имитационные движения в соответствии
с текстом.
Нужно ставить новый дом,
Непременно ставить нужно!
Нука сильно, нука дружно
Всех работать мы зовем,
Будем ставить новый дом.
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно!
Вот и печка и труба,
Для крылечка два столба.
Чердачок построим,
Тесом дом покроем,
Ну, готово!
А теперь ставим
Лестницу и дверь.
Окна расписные,
Ставенки резные.
Щели паклею забьем
И готов наш новый дом! III. Самостоятельная работа учащихся.
1. О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я с наглядной демонстрацией приемов работы.
Для создания изображения избы берется лист белой бумаги, сгибается
пополам и вырезается контур избы. Затем вырезаются причелины (в рус. дер.
архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы
бревен), чуть продолжая верхнюю линию крыши и на небольшом расстоянии,
параллельно ей. Из цветной бумаги, сложенной в несколько раз, вырезаются
кружочки – торцы бревен. Их можно сразу приклеить к основе, отступив от
вертикальной линии справа и слева небольшое расстояние. Затем вырезаются не
слишком большие окна – прямоугольники. Важно определить место, куда
следует их наклеивать, стараться поднять повыше: ведь окна в крестьянских
домах делались высоко над землей, чтобы не проникала сырость. Между окнами
необходимо оставлять место под их украшение наличниками. Затем мастерятся
причелины: сгибая лист пополам, можно сделать в них красивые прорези, а
концы причелин украсить зубцами, прямоугольниками, выступами и т. д. Узор на
карнизе и наличниках выполняется карандашом.
Нужно постараться, чтобы наличники были одинаковые, а рисунок на карнизе
ритмически повторялся.
Изба должна выполняться из бумаги, контрастной по отношению к основному
тону и гармонирующей по цвету. Важно, чтобы дети запомнили общий силуэт
избы спереди, сбоку, а также основные формы декоративного оформления.
В конце работы учащиеся могут обозначить карандашом основные элементы
декора: причелины, наличники, карниз, коньохлупень, водостоки.
2. Э т а п ы в ы п о л н е н и я конструирования и украшения индивидуальных
работ «Русская изба». IV. Итог урока.
1. Д е м о н с т р а ц и я и оценка законченных работ.
2. У б о р к а рабочих мест.
3. И г р а ф и л в о р д «Элементы декора русского жилища».
Учащиеся должны найти отгадкислова, обозначающие элементы декора
русской избы. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и
под углом, но не пересекаться.
Домашнее задание: подготовить стихотворение о жизни русской деревни.
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по ИЗО 4 класс "ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.