Разработка урока по ИЗО 4 класс "СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Иконка файла материала Сопереживание.doc
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА Ц е л и   и   з а д а ч и :   показать   учащимся,   как   художник   через   искусство выражает   свое   сочувствие,   учит   сопереживать   чужому   горю;   познакомить учащихся   с   работами   В.   Перова   и   Рембрандта;   учить   определять   средства художественной   выразительности;   совершенствовать   изобразительные   навыки; развивать   композиционное   мышление;   воспитывать   любовь   и   сочувствие   ко всему живому.  О б о р у д о в а н и е :   для   учителя  –   методическая   таблица,   репродукции; для учащихся – бумага, графические материалы.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   отрывок   рассказа   А.   П.   Чехова   «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   запись   фрагмента   из   Шестой   симфонии   П.   И. Чайковского.  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   С   древнейших   времен   искусство   стремилось   вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Произведения живописи всех народов объединяет людей и в радости, и в горе.  Звучит фрагмент из Шестой симфонии П. Чайковского.  Учитель   демонстрирует   репродукции   картин   В.   Перова   «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».  –  Какое   настроение   передают   музыкальное   произведение   и   произведения живописи? –  Что   выражает   художник   через   искусство?   (В   искусстве   изображено страдание   людей.   Художник   изображает   свое   сочувствие   страдающим,   учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.) – Что изображено на картине В. Перова «Тройка»? – Опишите обстановку, в которой происходит действие.  – Какую работу выполняют дети? – Как художник показал, что бочка с водой очень тяжелая?– Опишите внешний вид детей.  – Какими красками написал художник картину? – Если бы живопись была светлая и яркая, а не мрачная, отвечала бы она теме этой картины? – Сочувствует ли художник бедным детям или нет? Учитель читает отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька». «А вчерась мне была выволочка, – пишет Ванька Жуков. – Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем… А на неделе хозяйка велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать… Милый дедушка… возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности». У ч и т е л ь . Сколько горя и отчаяния в этих скупых сиротских словах! Картина   В.   Перова   глубоко   драматична.   Она   написана   в   мрачных,   серых тонах.   Небо   покрыто   мглой.   Монастырская   стена   угрюма   и   неприступна. Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми пятнами на общем   мглисто­сером   фоне   картины.   Безрадостна   зимняя   дорога   в   колеях   и ухабах с жалким черным кустиком и каменной тумбой на обочине. Покрытая плесенью   монастырская   стена,  уходящая   вглубь,   подчеркивает   бесконечность дороги. Так же бесконечна и тяжела работа детей.  С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил   девочка   лет   девяти,   в   изношенном   ватном   пальтишке.   Из­под   полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое, ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо   бледное,   измученное.   Сильно   нагнувшись   вперед,   еле   передвигает   ноги мальчик со страдальческим изможденным лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча, одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик – постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют; не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице же усталость и страдание.  Эти   дети   отданы   в   ученики   мастеровому,   который   не   столько   учит   их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству. Вот и сейчас они покорно ведут обледеневшую бочку с водой по приказанию безжалостного хозяина.  Лишь крошечная доля радости досталась им – это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка – единственный друг детей – всегда готова защитить их. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Плач детей».Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из­за них вы слышите ли, братья,  Тихий плач и жалобы детей? В золотую пору малолетства Все живое – счастливо живет,  Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет.  Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим­вертим­вертим! Колесо чугунное вертится,  И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится,  Сердце бьется, все кругом идет: Красный нос безжалостной старухи,  Что за нами смотрит сквозь очки,  По стенам гуляющие мухи,  Стены, окна, двери, потолки, – Все и все! Впадая в исступленье,  Начинаем громко мы кричать: «Погоди, ужасное круженье! Дай нам память слабую собрать!» Бесполезно плакать и молиться – Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится,  Хоть умри – гудит­гудит­гудит! Где уж нам, измученным в неволе,  Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траве попадали бы спать.  Нам домой скорей бы воротиться, – Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою  К груди бедной матери своей,  Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей… У ч и т е л ь . Какие  общие  чувства   вызывает  стихотворение   Н.  Некрасова  и живопись В. Перова?Посмотрите на произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Оно написано   в   самый   горький   период   –   после   смерти   сына.   Какие   чувства пробуждает картина в зрителях?  У ч е н и к и . Любовь к людям, веру в человека, в его раскаяние и исправление. У ч и т е л ь . В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, был прощен и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о перенесенных страданиях. Чуткие пальцы слепого старика отца касаются спины юноши.   В   жесте   его   рук   мы   угадываем   просветленную   радость   почти потерявшего   надежду   человека   и   безмерную   любовь.   Картина   наполнена сияющим   светом,   мягким   мерцанием,   золотистые   блики   играют   даже   на лохмотьях одежды блудного сына, подчеркивая духовное преображение героя.  Величайшее   достижение   художника   –   смелое   использование   светотени.   С помощью   света   он   привлекает   внимание   к   самому   важному   в   изображении, раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лицо, выявляя внутренний мир человека. Какие еще средства художественной выразительности использовал художник в своей работе?  У ч е н и к и . Композицию и колорит. Учащиеся выполняют упражнение «Ветер» за учителем.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Ветер, ветер, с горных круч Ты сорвись и стаи туч  Разгони на небосводе,  Чтоб гуляло на свободе Солнце красное с утра В небе нашего двора. III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е : обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить. Учитель демонстрирует таблицу «Наброски животных», по которой учащиеся называют основные формы туловища, головы животных (круг, овал).П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы : 1. Продумать сюжет рисунка и его композиционное решение. 2. Прорисовка легкими линиями основных частей тела животного (голова, туловище, хвост и др.).3. Прорисовка линий, соединяющих одну часть с другой. 4. Прорисовка мелких деталей. 5. Уточнение формы, очертаний.  6. Выполнение легкой штриховки, которая передает тоном форму и окраску животного.  Для   эмоционального   настроя   учащихся   перед   работой   учитель   может прочитать стихотворение Б. Слуцкого «Лошади в океане». Лошади умеют плавать,  Но – не хорошо. Недалеко. «Глория» по­русски значит «Слава», – Это вам запомнится легко.  Шел корабль, своим названьем гордый,  Океан старался превозмочь.  В трюме, добрыми мотая мордами,  Тыща лошадей топтались день и ночь.  Тыща лошадей! Подков четыре тыщи! Счастья все ж они не принесли.  Мина кораблю пробила днище Далеко­далеко от земли.  Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.  Лошади поплыли просто так.  Что ж им было делать, бедным, если  Нету мест на лодках и плотах? Плыл по океану рыжий остров.  В море синем остров плыл гнедой.  И сперва казалось – плавать просто,  Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края.  На исходе лошадиных сил.  Вдруг заржали кони, возражая Тем, кто в океане их топил.  Кони шли на дно и ржали, ржали,  Все на дно покуда не пошли.Вот и все. А все­таки мне жаль их –  Рыжих, не увидевших земли.  У ч и т е л ь .   Очень   важно   в   работе   передать   свою     печаль,   горе.   Для воплощения своего замысла можно ограничить палитру и работать  несколькими цветами   –   холодными,   белой   и   черной   красками.   Работы   выполняются индивидуально.  IV. Итог урока. Анализ и оценка работ учащихся. Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  подобрать   иллюстрации   с   изображением   памятников героям разных народов.

Посмотрите также