Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Оценка 4.9

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
21.01.2018
Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Проследить с помощью каких приемов комического писатель рисует образы – персонажи рассказа, выявить нравственные идеи рассказа. Дают портретную и речевую характеристику. Определяют приемы комического в рассказе. Рассуждают о толерантности и сочувствии к другим.Решение кроссворда –индивидуальная работа. Диалог «учитель-ученик». Работа в паре – составление концептуальной таблицы «Характеристика героев», вывод о контрастеПроследить с помощью каких приемов комического писатель рисует образы – персонажи рассказа, выявить нравственные идеи рассказа.
урок.docx
Неделя  Тема урока Общая цель Задачи День  Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская  характеристика образов­персонажей. Роль диалога и речевые  характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа. Урок  Проследить с помощью каких приемов комического писатель  рисует образы – персонажи рассказа, выявить нравственные  идеи рассказа.  образовательная:    детально   изучить   образы­персонажи   и определить   приёмы   комического   изображения   героев; составление карты­опроса. развивающая:  развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать. воспитательная:  воспитать   любовь   к   ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор. Ожидаемые результаты Тип урока Дают портретную и речевую характеристику. Определяют  приемы комического в рассказе. Рассуждают о толерантности  и сочувствии к другим. изучение нового материала. Методы и приёмы обучения словесный  (рассказ, беседа), исследовательский, проблемное изложение. Формы организации деятельности  учащихся Задания групповая, индивидуальная, фронтальная. Решение кроссворда –индивидуальная работа. Диалог  «учитель­ученик». Работа в паре – составление  концептуальной таблицы «Характеристика героев», вывод о  контрасте. Работа в группе ­ нахождение примеров приемов  комического (уподобление, контраст, гипербола, комическое  положение). Талантливый­ нарисовать обложку к рассказу. Необходимые материалы Икт (презентация, видеоролик). Кроссворд на листе для  каждого. Памятка «Признаки рассказа». Оценочные листы. Ход урока: Этапы  урока Действия учителя  Действия  ученика Стади я  вызова Приветствие учителя. Настрой на урок. Показываю видеролик. ­чему учит нас этот видеоролик? Раздаю оценочные листы и знакомлю с ними. Мотивация к изучению нового.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового  урока Объявление темы урока. ­какие цели поставим на этот урок? Корректирую и объявляю цели урока. Перегруппировка. Актуализация знаний. Сообщение учащегося  о писателе Л.Андрееве. Слайд 2 «Андреев Л.Н.» Информация о жизни и творчестве Л. Андреева. Учитель:  С   творчеством   Л.   Андреева   мы   встречаемся   впервые.   Вы познакомились с творческой деятельностью писателя.  ? Чем интересен его характер?  ? О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева  вы узнали? Слайд 3 «История создания рассказа» История создания рассказа  Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально   для   пасхального   номера   и   стал   первым   шагом   начинающего писателя к литературной славе. Герои рассказа имели реальных прототипов, хотя   его   сюжет,   вероятнее   всего,   вымышлен.   Фамилия   городового Баргамотов явно происходит от прозвища, так как характеризует, прежде всего, внешний его облик. Баргамот (бергамот) ­ один из распространенных в России Х1Х века сортов груш. Леонид Андреев вспоминал, что рассказ в редакции был принят без всякого восторга, и это казалось ему закономерным, так как он сам о своем произведении   был   «мнения   среднего».   «Нельзя   поэтому   передать   моего удивления,   ­   рассказывает   писатель   в   дневнике,   ­   когда   я   являюсь   в понедельник … в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська»…  Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там­то   его   читали   вслух   и   восхищались,   здесь   о   нем   шла   речь   в   вагоне железной   дороги.   Поздравляют   меня   с   удачным   дебютом,   сравнивают   с Чеховым и т. п. В три­четыре дня я поднялся на вершину славы». Показываю презентацию об истории создания рассказа «Баргамот и  Приветствие  учеников. Саморегуляц ия детей. Отвечают. Показывают  конспект в  тетради. Отвечают на  вопросы. (похвала,же тон) Записывают  тему урока в  тетрадь. Формулирую т цели урока.   Некоторые  данные  записывают в тетрадь. Работают  индивидуаль но на  отдельных Гараська». Основн ая  часть Решите кроссворд по рассказу «Баргамот и Гараська». 3. Анализ произведения.  (Рассказ предварительно прочитан) Мозговая атака Слайд 4 «Характеристика героев. ДК» Работа   в   группах  –  учитель   задаёт   вопросы,   отвечая   на   которые   учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы.  Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем?  Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни?  Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа? Дискуссионная карта опроса Кто они? Внешний портрет. Бергамотов  Иван  Акиндиныч Гараська Высокий, толстый, сильный,  громогласный… …маленькие, заплывшие  глазки; обладал непомерной силищей Отрепья…прикрывают  тощее тело, были все в  грязи… …большой отвислый красный нос… …на щеке у самого глаза  виднелась царапина… Внутренний (психологический) портрет. Следует  инструкции; строг,  глуп… Все делает  исподтишка, с  язвительностью Род занятий, образ жизни. Полицейский­ городовой бляха  № 20, берет  взятки. Вор, пьяница,  скандалист. (Строг, Фронтальная беседа. Учитель   предлагает   учащимся   вопросы   и   задания   для   определения приёмов изображения образов­персонажей. Слайд 6­8 «Образ­персонаж»  Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов? (Глуп, тупо следует инструкциям).  Главное его достоинство?  (Непомерная силища).  Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой?    путем   физического   воздействия   учил   жену; хозяйственный,   рачительный,   любивший   в   свободные   дни   копаться   в огороде).   Вспомните,   что   такое   комическое   в   литературе?   Какие   приемы комического   использовал   автор   для   создания   образа   Баргамота? (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление). Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден;  ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…). Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно). листах с  кроссвордом . Пасха.  (Пасхальный  рассказ) Работают в  паре. (сильный со  слабым)                         Баргамот      Гараська внешность характер профессия образ жизни, семья отношение  к нему  автора контраст. Работают в  группах. 1группа­  уподобление, пародия 2 группа –  гипербола  (преувеличен ие),  комическое  положение. 3 группа­  теоретики.  (одаренные и сильные  ученики) Укажите  признаки, по  которым мы  относим  произведение «Баргамот и  Гараська» к Благодушное   настроение   Баргамота   нарушает   появление   Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст). Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?   В каких комических положениях оказываются герои? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После   того,     как   разбилось   пасхальное   яичко,   а   ведь   Гараська   хотел похристосоваться с ним…).   Где,   по­вашему,   кульминация   рассказа?  (Приглашение   Баргамотом Гараськи на праздничный обед).  Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней     характеристики   образов   и   их   внутреннего   состояния? (Метафоры, фразеологические обороты –  навострить лыжи и т.д.).    Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно  за деликатность и гостеприимство хозяев).   Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем? Как, по­вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?  Работа в группах ­  заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы. Слайд 9 «Жизнь Гараськи…» Дискуссионная карта опроса Жизнь Гараськи изменится … ДА НЕТ ? Что дает вам право так думать? ? Можно ли изменить положение Гараськи?  ? Что необходимо предпринять? Слушаем ответы учеников, делаем записи. жанру  рассказа.  Запишите  ответ в  тетрадь. См.  памятку.  (объем  примерно 4  листа,  прослеживае тся автор­ рассказчик,  заинтересовы вает  читателя,  удерживает  внимание,  заставляет  нас поверить  описываемом у  происшестви ю,  присутствует одна главная  тема, четко  выделены  элементы  сюжетной  композиции,  есть  описания,  прямая речь,  диалог, в  центре  сюжета одно  главное  событие). Итог Рефлексия. Подведение итогов. . Итак, мы видим, что в героях произошли изменения. Что больше всего поразило Гараську? (Что его назвали по отчеству). Вернёмся к идее: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее.  Считаете ли вы, что в Гараське и в Баргамоте пробудилось хорошее?  Конечно, Баргамот пригласил пьянчужку, которого не уважал и не любил, к  себе домой. Гараська в первый раз задумался о своей жизни, и ему стало  стыдно Ребята, не боитесь совершать хорошие поступки и постарайтесь видеть во  всех людях доброе и хорошее начало. Учитель:  Комическое   в   рассказе   реализуется   через   какие   приёмы? (контраста,   гиперболы,   уподобления,   комического   положения,)   которые прослеживаются   не  только   на  уровне   сюжетной   композиции,   но  также   на образном и языковом уровне. Комичен сюжет: дубинноголовый «мастодонт» Баргамот способен пожалеть и понять пьяницу, а вор Гараська раскаивается и   стыдится   самого   себя.   Своим   пасхальным   рассказом   Л.   Андреев показывает,   как   раскрываются   лучшие   человеческие   качества   в   процессе постижения чужой души.   Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи? Актуальна   ли   эта   тема   в   наше   время?   Встречались   ли   вы   с   такой ситуацией в своей жизни? Ребята, не боитесь совершать хорошие поступки и постарайтесь видеть во  всех людях доброе и хорошее начало. Подведение итогов, оценивание работы учащихся. Заполнение оценочных листов. Комментирование текущих оценок. Д.з.­ одаренные­ 1)написать отзыв о рассказе «Баргамот и Гараська», 2)  презентация о Дон Кихоте; прочитать главы из романа М. Сервантеса «Дон  Кихот».

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.

Разработка урока по литературе Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018