В данной исследовательской работе ученица попыталась раскрыть приемы художественно – изобразительных функций языковых средств на примере бурятского художественного произведения. Автор исследовала роль языковых средств в создании эмоциональной атмосферы, создании образа героев в литературном произведении, в характеристике и описании героев произведения.исследовательская работа на основе прочитанного художественного текста с использованием методов сравнения и наблюдения.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
УО МО «Мухоршибирский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тугнуйская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по теме:
Роль языковых средств
в художественном тексте
(на примере рассказа Хоца Намсараева «Взыскание долга»)
Выполнил: Будаева Гэсэгма ученица 7 классаТугнуйская СОШ Мухоршибирского района
Руководитель: Чимитдоржиева Оюна Владимировна
учитель бурятского языка
Когда исчезнет из глаз тропа,
по которой мы шли , прежде всего ,
мы оглядываемся назад,
чтобы по направлению пройденного угадать,
куда идти дальше . Двигаясь ощупью в потемках ,
мы видим перед собой полоску свет,
падающую на наш дальнейший путь –
история с уроками и опытам,
которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего.
В.И.Ключевский.
Введение
В наши дни, в ходе динамичного процесса социального и культурного развития страны
усвоение культурной художественных достижений предшествующих исторических эпох
находит благоприятную почву в характере отношения нашей современности к культуре
прошлого. Национальная классика участвует в процессе обогащения современной
литературы, плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим
достоянием. В условиях литературного процесса широкая закономерность вовлекает в
свою орбиту и опыт многовекового искусства, и свежие силы образующихся литератур,
несущих в себе богатство национального фольклора.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы научиться вчитываться в текст
художественного произведения, прочувствовать мысль автора через выразительные и
изобразительные средства языка.
Объект исследования – языковые средства бурятской художественной литературы.
Предметом данного исследования является проблема художественно – изобразительных
функций языковых средств.
Цель исследования – 1) изучить средства выражения категорий эмоциональности и
выразительности; 2) выявить их роль в созданий образности в произведении Хоца
Намсараева « Взыскание долга».
Определены следующие задачи: выявить языковые средства категорий
эмоциональности и выразительности в произведении Хоца Намсараева;
исследовать роль этих языковых средств в созданий эмоциональной атмосферы;
изучить степень использования языковых средств в художественном тексте, а также в
созданий образа героев в литературном произведений.В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы
исследования:
метод наблюдения и описания;
приёмы сравнительно – сопоставительного метода.
1. Особенности литературного языка в произведениих Хоца Намсараева
Изучение стиля художественных произведений это наиболее сложная область
литературоведения, соединяющая, как утверждает академик Дмитрий Лихачёв, две
различные дисциплины : языкознания и литературоведения.
Стиль Хоца Намсараева стал образцом художественности в бурятской литературе.
Своей практикой он создал и выработал основные принципы художественности
литературы. К стилю такого самобытного и яркого писателя, каким был Хоца Намсараев,
следует подходить как к сконцентрированному выражению эстетических идеалов
бурятского народа в области изящной словесности, как сфокусированному богатству
народной речи.
Проза Намсараева напоминает стихотворную речь с внутренними созвучиями,
чередованием определенных ритмических периодов. Это самая настоящая образно
экспрессивная проза. Письмо писателя подчинено законам благозвучия и плавного течения
звучащей речи. Но «звучность» намсараевского письма сориентирована не на театральную
декламацию, с ее эффектами, а на восприятие образности, метафоричности речи в
обстановке непринужденной, спокойной беседы с соседями, знакомыми или в семейном
кругу.
Тонко чувствуя традиций народного восприятия художественного слова, он
усовершенствовал, удлинил в периодах, скомпоновал в разных композициях ту же самую
устную художественную речь , которая предназначалась для непосредственно реагирующих
слушателей . И от этого сочетания его письмо получило напевность , складность ,
благозвучие .
Напевное, благозвучное письмо, окрашенность события лирическим чувством автора,
метафорическое богатство языка – вот примерно те компоненты, которые придают
неповторимость и оригинальность стилистической манере Хоца Намсараева .
Письмо Хоца Намсараева это гибкая и упругая, равномерная и экспрессивная
интонация, улавливающая и передающая само течение жизни в тех подробностях, которые
зафиксировались в художественном создании бурят. Этот поток на пути своем задевает
все, потому что в нем «разлита внимательная чуткость к миру». Эмоциональное
воздействие намсараевского стиля объясняется еще и тем, что он погружает нас в
неповторимую, пленительную обстановку живой, неторопливой, как само течение
бурятской жизни. Вспомните любую сцену, где есть диалоги, или еще лучше ту
обстановку, в которой происходят беседы. Бадма, услышав от старика Доржи, что
невеста, которую они ожидают, исчезла, возвращается обратно в летник и, обращаясь к
чинно сидящим по обе стороны очага гостям, говорит: «Зай,убгэд, ноёд»! (Ну, почтенные
старики и господа!). Его слова сразу же задают нужную интонацию.В намсараевском стиле сказовость и монологичность – эти две ипостаси богатого
художественного письма – слиты. За героем всегда чувствует автор и наоборот. Это
потому, что герой и автор – выходцы из одной среды, из гущи народной. Но живая стихия
народной речи пропущена через сердце автора, доведена до высокого образца « красного
слова , до афористической меткости .
О произведениях Хоца Намсараева можно сказать, что письменная речь опирается на
сказовую речь мастера рассказывать, но в то же время автор широко использует приемы
зрелых реалистических литератур, и потому нельзя сказать, что повествовательная проза
Намсараева целиком уподобляется звучащей художественной речи .
И так , изучая художественные произведения Хоца Намсараева мы пришли к выводу
что , его письмо стало образцом национального реалистического стиля , выражением
бурятского национального духа ,благодаря историку – бытовой полноте ,сатирической
остроте , поэтической взволнованности ,раскованности слога ,народной основе ,
метафорической точности .
2 . Роль языковых средств в рассказе «Взыскание долга»
Хоца Намсараев стоял у истоков новой, зарождающейся литературы и в новом
качестве, как профессиональный писатель, видел громадную литературно
художественную задачу,: высмеять языковыми средствами литературы старый мир,
уничтожить его в общественном мнении: показать людям народную жизнь, помочь им
понять и оценить её; поднять уран Yгэ ( образное, меткое слово) до уровня искусства,
сделать бесценные богатства бурятской речи общенародным достоянием.
Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы. В первых
рассказах Хоца Намсараев, создавая выразительные образы, характеризующие прошлую
жизнь, ещё не мог обрисовать с полной силой новых людей, новую действительность. Мы
подробно будем исследовать рассказ « Взыскание долга», в котором как бы совмещены
фольклорное и литературное начало. В рассказе герой действуют в рамках заимственного
из бытовых сказок сюжета, но уже при некоторой соотнесенности реального и сказочного.
В этом рассказе встречаются очень много средств языковой выразительности. Автор
умело использует в тексте такие языковые средства художественной литературы как
олицетворения , синонимы, пословицы, эмоционально – оценочные слова, образные
выражения, фразеологизмы, эпитеты, способствующие эмоциональности и выразительности
художественной речи .
Рассмотрим на примерах использования языковых средств в тексте рассказа
«Взыскание долга »
«Ветхое стойбище Даши Галшинова …» далее характеризуется как « черное и
лохматое ».Этот необычный синонимический ряд служит для усиления значения слово
ветхий, создавая впечатления убогости, крайней нищеты . Приведенное далее сравнение «
точно корневище упавшего дерева » выразительно дополняет эту картину.
Аллитерированные периоды, синтагмы, парные слова, без которых невозможна устная речь
бурята, создают особый интонационный строй, в котором легко угадывается, мысленно
воображается читателем устная интонация: « Всю жизнь мы с тобой прожили в голоде и
холоде, в горе и бедности », … « Вы забрали нашу корову – кормилицу, единственная она,
кормилица –поилица наша, забрали лошадь – помощника …».Эмоциональность, с которой воспринимал мир писатель, выплескивалась у него
наслаждение образным словом «… ты , Цырен,злее цепного пса », «этот изверг явился »,
исчерпывающей четностью эпитета, перед которым бессильны были бы подробные
характеристики: « … тем же приторным голосом Улекшинов закончил » , «…сказал
сладким голосом ….». . Писатель использует семантико – стилистические возможности
бранных слов для дифференциация речи персонажей : «… ну , здравствуй , старая !» , « ты
старуха…» «…замолчи карга!», « Что за чертовщина?»
Одна из отличительных особенностей намсараевского стиля состоит в мастерских
психологических портретных характеристиках героев. Обилие пословиц и поговорок,
содержащих оценку того или иного героя, положительного или отрицательного, усиливает
либо одобряющую, либо ироническую интонацию повествования:
«шерсть у хищного зверя нежная, а повадки жестокие…», «да пропадёт с голоду
волк ,да подохнет в дороге грабитель…», «кто найдет один унт, останется с одной
ногой…».
Эмоциональность, метафорическая насыщенность создаёт полную иллюзию
достоверности происходящего: «… вспыхнули жадным огнем…», «глаза побелели…».
Таким образом. В рассказе Хоца Намсараева « Взыскание долга» использование
художественно изобразительных средств речи персонажей позволяет не только
индивидуализировать её, но и способствует последовательному и объективному
раскрытию образов героев в целом.
3.Заключение
Хоца Намсараев – один из любимых, читаемых писателей. С его произведениями я
познакомилась недавно на уроках бурятского языка. В сборниках новелл « Так было»
вошли рассказы, которые характеризуются общностью тем, широким использованием
средств устной народной поэзии, острой сатирической направленностью. Знакомясь с
художественными произведениями Хоца Намсараевича Намсараева, узнаешь его не только
как мастера художественного слова, но и как глубокого знатока неисчерпаемого богатства
устного народного творчества. Через эти рассказы я познакомилась с жизнью, бытом,
социальными отношениями дореволюционного прошлого бурятского народа. Они своей
сатирой направлены против лам, нойонов, показывают духовную красоту, ловкость,
мудрость бедняков, превосходство их над богачами.
Мне хотелось бы продолжить знакомство с творчеством Хоца Намсараевича
Намсараева и считаю, что его произведения должны стать настольной книгой для
овладения богатством бурятского языка и изучения истории своего народа.Использованная литература
1. Очиров Н. Хоца Намсараев: литературный портрет, УланУдэ Бурятское книжное
издательство 1988год;
2. Сборник статьей: Творчество Хоца Намсараева, Бурятский научный центр 1991 год;
3. Санжидаева Г.С. Книга для учащихся 58 классов русских школ «Тоонто нютаг»
издательство «Бэлиг»