Исследовательская работа

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной исследовательской работе ученица попыталась раскрыть приемы художественно – изобразительных функций языковых средств на примере бурятского художественного произведения. Автор исследовала роль языковых средств в создании эмоциональной атмосферы, создании образа героев в литературном произведении, в характеристике и описании героев произведения.исследовательская работа на основе прочитанного художественного текста с использованием методов сравнения и наблюдения.
Иконка файла материала Гэсэгма Взыскание долга.docx
Министерство образования и науки Республики Бурятия УО МО «Мухоршибирский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тугнуйская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская  работа по теме: Роль языковых средств  в художественном тексте (на примере рассказа Хоца Намсараева «Взыскание долга») Выполнил: Будаева Гэсэгма ­ ученица 7 классаТугнуйская СОШ Мухоршибирского района Руководитель: Чимитдоржиева Оюна Владимировна учитель бурятского языка Когда исчезнет из глаз тропа,   по которой мы  шли , прежде всего ,                мы оглядываемся назад,  чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше . Двигаясь ощупью в потемках ,  мы видим перед собой полоску свет, падающую  на наш дальнейший  путь –  история с уроками и опытам,  которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего.                                                                                                                В.И.Ключевский.     Введение  В наши дни, в ходе динамичного процесса социального  и культурного развития страны  усвоение культурной художественных достижений предшествующих исторических эпох  находит благоприятную почву в  характере отношения нашей современности к культуре  прошлого. Национальная классика участвует в процессе обогащения современной  литературы, плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим  достоянием. В условиях  литературного процесса широкая закономерность вовлекает в  свою орбиту и опыт многовекового искусства, и свежие силы образующихся литератур,  несущих в себе богатство национального фольклора. Актуальность  исследования заключается в том, чтобы научиться  вчитываться в текст  художественного произведения, прочувствовать мысль автора через выразительные  и  изобразительные средства языка. Объект  исследования – языковые средства бурятской художественной литературы. Предметом данного исследования является проблема художественно – изобразительных  функций языковых средств.  Цель исследования – 1) изучить средства  выражения категорий эмоциональности и  выразительности; 2) выявить их роль в созданий образности в произведении  Хоца   Намсараева  « Взыскание долга».                                                                                                  Определены следующие задачи:          ­ выявить языковые средства категорий   эмоциональности и выразительности в произведении  Хоца Намсараева; ­ исследовать роль этих языковых средств в созданий эмоциональной атмосферы; ­изучить степень использования языковых средств в художественном тексте, а также в  созданий образа героев в литературном произведений.В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы  исследования: ­ метод наблюдения и описания; ­ приёмы сравнительно – сопоставительного метода.    1. Особенности  литературного языка в произведениих  Хоца  Намсараева Изучение  стиля художественных произведений     ­ это наиболее сложная область  литературоведения, соединяющая, как утверждает академик Дмитрий  Лихачёв, две  различные  дисциплины : языкознания и литературоведения. Стиль Хоца  Намсараева стал образцом художественности в бурятской литературе.  Своей практикой он создал и выработал основные принципы художественности   литературы. К стилю такого самобытного и яркого писателя, каким был Хоца Намсараев,  следует подходить как к сконцентрированному выражению эстетических идеалов  бурятского народа в области изящной словесности, как сфокусированному богатству  народной  речи.         Проза Намсараева напоминает стихотворную речь с внутренними созвучиями,  чередованием определенных ритмических периодов. Это самая настоящая образно­ экспрессивная проза. Письмо писателя подчинено законам благозвучия и плавного течения  звучащей речи. Но «звучность»  намсараевского  письма  сориентирована не на театральную декламацию, с ее эффектами, а на восприятие образности, метафоричности речи в  обстановке непринужденной, спокойной беседы с соседями,  знакомыми  или в семейном  кругу.          Тонко чувствуя традиций народного восприятия художественного слова, он   усовершенствовал, удлинил в периодах, скомпоновал в разных композициях ту же самую  устную художественную речь , которая предназначалась для непосредственно реагирующих слушателей . И от этого сочетания  его письмо   получило напевность , складность ,  благозвучие .            Напевное, благозвучное письмо, окрашенность события лирическим чувством автора, метафорическое богатство языка – вот примерно те компоненты, которые придают  неповторимость и оригинальность стилистической манере Хоца  Намсараева .                 Письмо Хоца Намсараева   ­ это гибкая и упругая, равномерная и экспрессивная интонация, улавливающая и передающая само течение жизни в тех подробностях, которые зафиксировались в художественном создании бурят. Этот поток на пути своем задевает все,   потому   что   в   нем   «разлита   внимательная   чуткость   к   миру».   Эмоциональное воздействие   намсараевского   стиля   объясняется   еще   и   тем,   что   он   погружает   нас   в неповторимую,   пленительную   обстановку   живой,   неторопливой,   как   само   течение бурятской   жизни.   Вспомните   любую   сцену,   где   есть   диалоги,   или   еще   лучше     ту обстановку,   в   которой   происходят   беседы.   Бадма,   услышав   от     старика   Доржи,   что невеста, которую они ожидают, исчезла, возвращается обратно в летник и, обращаясь к чинно сидящим по обе стороны очага гостям, говорит: «Зай,убгэд, ноёд»! (Ну, почтенные старики и господа!). Его слова сразу же задают нужную интонацию.В намсараевском стиле сказовость и монологичность – эти две ипостаси богатого  художественного письма – слиты. За героем всегда чувствует  автор и наоборот. Это  потому, что герой и автор – выходцы из одной среды, из гущи народной. Но живая стихия  народной речи пропущена через сердце  автора, доведена до высокого образца « красного  слова , до афористической меткости .          О произведениях Хоца  Намсараева  можно сказать, что письменная речь опирается  на сказовую речь мастера рассказывать, но в то же время автор широко использует приемы  зрелых реалистических литератур, и потому нельзя сказать, что повествовательная проза  Намсараева целиком уподобляется звучащей художественной речи .         И так , изучая художественные произведения Хоца Намсараева мы пришли к выводу  что , его письмо стало образцом национального реалистического стиля , выражением  бурятского национального духа ,благодаря  историку – бытовой полноте ,сатирической  остроте , поэтической взволнованности ,раскованности слога ,народной основе ,  метафорической точности .             2 . Роль языковых средств в  рассказе «Взыскание долга»        Хоца   Намсараев стоял у истоков новой, зарождающейся литературы и в новом  качестве, как профессиональный писатель, видел громадную литературно ­  художественную задачу,: высмеять языковыми средствами  литературы старый мир,  уничтожить его в общественном  мнении: показать людям народную жизнь, помочь им  понять и оценить её; поднять уран Yгэ ( образное, меткое слово) до уровня искусства,  сделать бесценные богатства бурятской речи общенародным достоянием.                                Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы. В первых  рассказах Хоца Намсараев, создавая выразительные  образы, характеризующие прошлую  жизнь, ещё не мог обрисовать с  полной силой новых людей, новую действительность.  Мы  подробно будем  исследовать  рассказ  « Взыскание долга», в котором  как  бы совмещены  фольклорное и литературное начало. В рассказе герой действуют в рамках  заимственного  из бытовых сказок сюжета, но уже при некоторой  соотнесенности реального и сказочного.        В этом рассказе встречаются очень много средств языковой выразительности. Автор  умело использует в тексте такие языковые средства художественной  литературы как  олицетворения , синонимы, пословицы, эмоционально – оценочные  слова, образные  выражения, фразеологизмы, эпитеты, способствующие эмоциональности и выразительности художественной речи .         Рассмотрим на примерах использования языковых средств в тексте рассказа  «Взыскание долга »        «Ветхое стойбище Даши Галшинова …»   далее характеризуется как « черное и  лохматое ».Этот необычный синонимический ряд служит для усиления  значения слово  ветхий, создавая впечатления убогости, крайней нищеты . Приведенное далее сравнение «  точно корневище упавшего дерева » выразительно  дополняет эту картину.                             Аллитерированные периоды, синтагмы, парные слова, без которых невозможна устная речь  бурята, создают особый интонационный строй, в котором легко угадывается, мысленно  воображается читателем устная интонация: « Всю жизнь мы с тобой прожили в голоде и  холоде, в горе и бедности », … « Вы забрали нашу корову – кормилицу, единственная   она, кормилица –поилица наша, забрали лошадь – помощника …».Эмоциональность, с которой воспринимал мир писатель, выплескивалась у него  наслаждение образным словом «… ты , Цырен,злее цепного пса », «этот изверг явился »,  исчерпывающей четностью эпитета, перед которым бессильны были бы подробные  характеристики: « … тем же приторным голосом  Улекшинов  закончил » , «…сказал  сладким голосом ….».   . Писатель использует семантико – стилистические возможности  бранных слов для дифференциация речи персонажей : «… ну , здравствуй , старая !» , « ты  старуха…» «…замолчи карга!», « Что за чертовщина?»     Одна из отличительных особенностей  намсараевского стиля  состоит в мастерских  психологических портретных характеристиках героев. Обилие пословиц и поговорок,  содержащих оценку того или иного героя, положительного или отрицательного, усиливает  либо одобряющую, либо ироническую интонацию повествования:         «шерсть у хищного зверя нежная, а повадки  жестокие…»,  «да пропадёт с голоду  волк ,да подохнет в дороге грабитель…», «кто найдет один унт, останется с одной  ногой…».         Эмоциональность, метафорическая насыщенность создаёт полную иллюзию  достоверности происходящего: «… вспыхнули жадным огнем…»,  «глаза побелели…».        Таким образом. В рассказе Хоца Намсараева « Взыскание долга»  использование   художественно­ изобразительных средств  речи персонажей позволяет не только  индивидуализировать  её, но и способствует последовательному и объективному  раскрытию образов героев в целом.   3.Заключение                Хоца Намсараев – один из любимых, читаемых писателей. С его произведениями я  познакомилась недавно на уроках бурятского языка. В сборниках новелл « Так было»  вошли рассказы, которые характеризуются общностью тем, широким использованием  средств устной народной поэзии, острой сатирической направленностью. Знакомясь с  художественными произведениями Хоца Намсараевича Намсараева, узнаешь его не только  как мастера художественного слова, но и как глубокого знатока неисчерпаемого богатства  устного народного творчества. Через эти рассказы я познакомилась с жизнью, бытом,  социальными отношениями дореволюционного прошлого бурятского народа. Они своей  сатирой направлены против лам, нойонов, показывают духовную красоту, ловкость,  мудрость бедняков, превосходство их над богачами.          Мне хотелось бы продолжить знакомство с творчеством Хоца Намсараевича  Намсараева и считаю, что  его произведения должны стать настольной книгой для  овладения       богатством бурятского языка и изучения  истории своего народа.Использованная литература 1. Очиров Н. Хоца Намсараев: литературный портрет, Улан­Удэ Бурятское книжное  издательство 1988год; 2. Сборник статьей: Творчество Хоца Намсараева, Бурятский научный центр 1991 год; 3. Санжидаева Г.С. Книга для учащихся 5­8 классов русских школ «Тоонто нютаг»  издательство «Бэлиг»