Цель урока: дать представление о Великой Отечественной войне, изображенной в стихах., познакомить с жанром "Интервью". Также для учителя и учащихся будет полезен практикум по стихам поэтов Великой Отечественной войны. Урок проводился в рамках недели русского языка и литературы в нашей школе.
На дорогах войны.docx
На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др.
Цель урока: дать представление о Великой Отечественной войне, изображенной в
стихах.
Словарная работа: интервью, публицистический стиль.
Оборудование: книги стихов о войне разных авторов: Симонова, О Берггольц,
Суркова, Прокофьева, Ахматовой, Твардовского, Белаша, Слуцкого и др.; записи песен о
войне: «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «В землянке», «Рязанская
мадонна»; репродукции картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И.
Тоидзе (плакат) «Родинамать зовет!», А. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов
«Фашист пролетел», Г. Коржев «Проводы» (из серии «Опаленные войной») и др.;
иллюстрации, репродукции военных сюжетов. По возможности, использование
видеозаписей художественных фильмов о войне.
Ученики получают опережающее задание: несколько человек готовят
выразительное чтение одного из стихотворений, посвященных теме войны.
Ход урока
«Мужество» А. Ахматовой
« Младший брат» О. Берггольц
«До свидания, мальчики». Окуджавы
«Разговор с подругой» Ю. Друниной
«Я убит подо Ржевом» Твардовского
«Москвичи» Винокурова
«Жди меня» Симонова
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
I. Чтение интервью с участником Великой Отечественной войны.
Ученики читают по ролям интервью. Когда в процессе беседы заходит речь о том
или ином стихотворении, ученик, подготовивший его, читает.
• «Разговор с подругой» Ю. Друниной — после слов «у Юлии Друниной... есть
стихи о ее погибшей подруге».
• «Жди меня» Симонова — после слов: «В тылу женщины плакали над этими
стихами».
• «Мужество» А. Ахматовой—после слов: «Это стихотворение я тоже люблю...».
• Запись песни В. Высоцкого «Якистребитель» включается после слов
«Стихотворения и песни были нашим оружием...»
• «Я убит подо Ржевом» Твардовского исполняется после слов: «И все это
написано простым и ярким, образным языком».
• После слов: «...одиноких матерей, не дождавшихся сыновей» звучит запись песни
«Москвичи».
• «Ты помнишь, Алеш, дороги Смоленщины» Симонова исполняется после слов:
«Здесь каждая строчка — картина».
• В конце интервью звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы».
II. Составление интервью
«Мой разговор с участником войны»
1 этап. Составление плана беседы. О чем я хочу узнать?
а) О семье
б) О наградах
в) О роде войск, в котором служил г) О самом близком друге на войне
д) Самый страшный случай на войне
е) Самый забавный случай на войне и т. д.
2 этап. Формулировка вопросов.
а) о семье
— Где вы родились?
— Как ваши родители (близкие, жена, дети и т. д.) отнеслись к вашему решению
идти на фронт? (если речь идет о добровольной мобилизации)
— Как часто вы писали письма домой?
— Как вы встретились со своей женой (мужем)
III. Практикум по стихотворениям о войне
1. А. Г. Вампеев отметил «появление огромного количества стихов во время
Великой Отечественной войны».
— Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много
стихов?
— Какие стихотворения, посвященные ВОВ, вам известны? Что вас больше всего в
них затронуло, поразило?
2. Н. Н. Скатов пишет о творчестве Ахматовой: «В «военных» стихах ее поражает
отсутствие неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких тяжких
условиях... У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность
вытерпеть и выстоять».
— Каким чувством, на ваш взгляд, наполнено стихотворение «Клятва»?
— Увидели ли вы в стихотворении «Клятва» готовность вытерпеть и выстоять?
Если да, то в каких словах?
— Как вы думаете, в чем клянется поэтесса в этом стихотворении?
3. В стихотворении Ахматовой «Мужество» есть строки: «Не страшно под пулями
мертвыми лечь, // Не горько остаться без крова...»
— Понятно ли из стихотворения, почему «не страшно...», «не горько...»?
— Как вы думаете, что значит для А. А. Ахматовой мужество?
4. Л. П. Быков отмечает, что «для литературы периода войны характерен
героический зачин и почти обязательный героический аккорд, присуща клятвенная
интонация».
— Что в литературоведении понимается под героическим?
— Могли бы вы назвать в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество» зачин и
финал героическими? Объясните это.
— Как вы поняли, с какой интонацией следует читать это стихотворение?
5. А. В. Подчиенов считает, что для литературы в годы войны «был важен акцент
на красоте подвига и даже на красоте гибели во имя свободы родины».
— Что говорится о гибели в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество»?
— Как вы поняли из стихотворения, во имя чего совершается эта гибель? Можно
ли назвать ее красивой? Объясните свое мнение.
6. Во время войны цензура не хотела пропускать стихотворение А. А. Суркова «
Бьется в тесной печурке огонь...», так как там были излишне печальные строки.
Аргументом было: «Зачем расстраивать воюющего солдата?» — Как вы думаете, какие строчки в стихотворении «Бьется в тесной печурке
огонь...» показались цензуре печальными? Какое впечатление, по вашему мнению, могло
производить это стихотворение на солдата, расстраивало ли оно его?
— Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как «Бьется в тесной печурке
огонь...», обязательно надо было публиковать в годы войны? Почему?
7. В. А. Ковалев пишет, что стихотворение А. А. Суркова «Бьется в тесной
печурке огонь...» «не обещает любящим близкой встречи, так как жизнь на войне ходит по
кромке смерти. Но лишено ли это стихотворение внутренней жизнестойкости? Нет, оно
поднимает и облагораживает человека своей правдивостью и верой в мужество».
— Увидели ли вы в этом стихотворении внутреннюю жизнестойкость? Если да, то
в каких словах, образах?
— Как вы поняли, чем облагораживает человека стихотворение «Бьется в тесной
печурке огонь...»?
8. С. П. Кошечкина размышляет о стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины...»: «О чем оно? О любви к родной земле, о безмерном
народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека».
— Как показано в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
народное бедствие? Приведите примеры.
— Увидели ли вы в этом стихотворении любовь к родной земле? Если да, то в чем
это проявилось?
— Как вы поняли, в чем состоят душевная красота, сила русского человека?
Объясните свой ответ.
9. Редактор газеты 44й армии И. М. Кокарев, которому К. М.Симонов первому
предложил в январе 1942 г. опубликовать стихотворение «Жди меня», ответил отказом,
«стал чтото бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимнолирическое».
— Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение «Жди меня» интимно
лирическим?
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Жди меня» не подходило для
публикации в газете?
— Что вы можете сказать о содержании этого стихотворения: оно о мужестве, о
любви или о чемто другом?
10. В одном из писемоткликов на стихотворение «Жди меня» было написано:
«Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. Я ежедневно
многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву: «Жди меня, и я
вернусь всем смертям назло...» — и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».
— Какие чувства, мысли вызвало стихотворение «Жди меня»?
— Что, на ваш взгляд, в стихотворении позволяет назвать его молитвой?
11. Л.А. Финк видит смысл стихотворения «Жди меня» в следующем: «Когда
человек любит, а уж тем более когда он знает, что его любят, — он храбро сражается».
— Говорится ли в стихотворении о том, что человек знает, что его любят?
— Как, по вашему мнению, могут быть связаны любовь и храбрость в битве?
— В чем, на ваш взгляд, смысл стихотворения «Жди меня»?
12. А. Т. Твардовский видел назначение своей послевоенной лирики в следующем:
«...Надо показать, что великая радость победы, эта действительно ни с чем не соизмеримая радость, она, может быть, потому и дорога, что за ней страшно много и тяжелого, и
невозвратимого, и непоправимого, и крови, и слез, и мучений».
— Показано ли в стихотворении А. Т. Твардовского «В тот день, когда
закончилась война», какой ценой была завоевана победа? Приведите примеры.
13. В выступлении 19 мая 1945 г. А.Т. Твардовский говорил о своем ощущении
цены завоеванной победы: «Я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я
недосчитываюсь, — недосчитываюсь не в смысле родства и знакомства, а в том смысле, что
сколько бы людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Эта
была часть меня. Поэта на свете нет без этого, что есть какието сердца, в которых он
отзывается, И это невозвратимо, потому что сколькото тысяч людей, знавших и читавших
наши книги, не вернутся. И я с ними чтото навсегда утерял».
— Как вы понимаете мысль А. Т. Твардовского о том, что «это была часть меня»?
Как она отразилась в стихотворении «В тот день, когда закончилась война»?
— Почему, по вашему мнению, поэт говорит в стихотворении, что он в долгу перед
мертвыми и живыми?
14. К. М. Симонов писал: «...Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о
чемто парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о
тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови
— это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом — значит забывать о
душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
— Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
— Как, по вашему мнению, писали о войне К. М. Симонов, А. А. Ахматова, А. Т.
Твардовский и другие поэты?
— Напишите самостоятельную работу на тему: «Писать о войне трудно».
Домашнее задание.
Составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком».
Открытый урок литературы
Открытый урок литературы
Открытый урок литературы
Открытый урок литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.